Психологическая поддержка – как важное условие в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с ребёнком, имеющим дефект развития

Васюкова Ирина Александровна

Психологическая поддержка является очень важным процессом взаимодействия взрослого и ребёнка, самой главной целью которой является дать ребёнку возможность почувствовать себя нужным, поверить в свои силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podderzhka.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

           Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребёнком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах.
         Чтобы научиться психологически поддерживать ребёнка, необходимо изменить привычный стиль общения с детьми. Вместо того чтобы в общении с ребёнком обращать внимание на ошибки и плохое поведение, неудачи при выполнении заданий, нужно сосредотачиваться на позитивных сторонах его поступков, находить и поощрять то, что делает ребёнок.
         Поддержать ребёнка – значит поверить в  него. Ребёнок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Надо понимать роль психологической поддержки и знать, что, оказывая её, можно и разочаровать ребёнка. Например, постоянные упрёки типа «Ты мог бы сделать лучше» приводят к выводу: «А зачем стараться, я никогда взрослого не удовлетворю».
        Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд безобидные, но они могут привести детей к разочарованию. Такими факторами могут быть завышение требований к ребёнку взрослых, соперничество братьев и сестёр, чрезмерные амбиции ребёнка и др.      Как поддержать ребёнка?    Существуют  ложные способы, так называемые «ловушки» поддержки.  Например, способами поддержки ребёнка является гиперопека. Создание зависимости от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками, которые не создают у ребёнка ощущения психологической защиты, а приводят к переживаниям и мешают нормальному личностному развитию.
          Для того чтобы оказать ребёнку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-концепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворённости тем, чего достиг ребёнок; обучение способам справляться с различными задачами; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчёркивание веры в силы и возможности ребёнка.
        Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребёнка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Они могут вызвать чувство преследования и привести к конфликту со взрослым. Для того чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
-  забыть о прошлых ошибках и неудачах ребёнка;
- помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справиться с данной задачей;
- если у ребёнка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;
- помнить о прошлых  удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
- очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом.
        Такой подход может помочь ребёнку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребёнку почувствовать его нужность.