Работа с педагогами по созданию эмоционального комфорта.
Цель: Повысить компетентность педагогов в сфере профессионального общения. Создание эмоционального комфорта, снятие мышечного напряжения. Формирование позитивного принятия себя и развитие умения создания условия для его поддержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_pedagogami.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Бобровский детский сад
«Полянка»
Работа с педагогами
по созданию
эмоционального комфорта
педагог – психолог
Шишмарева А.А.
Создание эмоционального комфорта
Цель: Повысить компетентность педагогов в сфере профессионального общения. Создание эмоционального комфорта, снятие мышечного напряжения. Формирование позитивного принятия себя и развитие умения создания условия для его поддержания.
Задачи:
- Развитие навыков недирективного общения.
- Развитие профессионально важных коммуникативных умений, навыков, качеств.
- Ознакомление с психологическими техниками ведения беседы, выхода из конфликтных ситуаций.
- Обучение приемам психологической саморегуляции.
- Укрепление личностной и профессиональной самооценки, эмоциональная разрядка и актуализация рефлексии.
Ход работы
Занятие 1
Цель: Создание атмосферы групповой сплоченности, открытости, доброжелательности, взаимного интереса и приятия.
Ход занятия:
- Упражнение «Поздоровайся» Членам группы предлагается поздороваться друг с другом таким образом: сначала носками ног, затем локтями, плечами, лбами.
- Упражнение «Ты – Вы» Назвать два качества, которые помогают в профессиональной деятельности и два качества, которые мешают (за что меня любят мои дети в группе, что бы мне хотелось изменить в себе как в педагоге)
- Упражнение «Угадай другого» (диагностика проницательности). Каждый педагог получает карточку с перечнем признаков. Ему следует дать ответ (о наличии – отсутствии, особенностях, привычках) о себе и о соседе слева. Карточка заполняется в течение 2 минут, затем по кругу происходит обмен информацией.
Я | Сосед | |
Любимый цвет | ||
Любимое время года | ||
Отпуск (активный или пассивный) | ||
Любит ли одиночество | ||
Влюбчив - невлюбчив |
- Ролевая игра «Презентация педагога на родительском собрании»
1 – человек «Педагог», впервые пришедший в данный родительский коллектив; остальные – «родители».
Задание для «педагога»: представится, рассказать о себе, провести первые 3 минуты собрания.
Обсуждение:
- Понравился ли педагог родителям? Какого их первое впечатление?
- Что способствовало успешной презентации и что мешало?
- Какие словесные и несловесные приемы были использованы?
Выводы. Эффективные формы (приемы) таковы:
- Контакт глаз.
- Уверенная, открытая поза.
- Интонация, жесты.
- Оптимальная дистанция.
- Недирективность, доброжелательность.
- Упражнение «Настроение» Необходимо взять кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабится и левой рукой нарисовать абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузится в свои переживания. Выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствие с вашим настроением. Представить, что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его.
Когда закончат рисовать, предлагается на другой стороне листа написать пять – семь слов, отражающих их настроение.
- Завершение, обсуждение проведенного занятия.
Занятие 2
Цель: Развитие навыков невербального общения, уверенности в себе. Снятие эмоционального напряжения.
Ход занятия:
- Упражнение «Поздоровайся». Необходимо поздороваться как старые друзья, давно не видевшиеся, но горячо любящие друг друга.
- Упражнение «Круг». Встать в круг, взяв друг друга за руки, молча пожелать что-нибудь друг другу на этой рабочей недели.
- Упражнение «Руки». Все участники, закрыв глаза, находят партнера. Выполняется команды:
- Познакомится (руками), подружится;
- Поссорится;
- Помирится
Обсуждение. Каждая пара должна определить партнера, дать ему словесную характеристику по особенностям поведения в невербальной ситуации.
- Упражнение «Походка» Каждый участник должен пройтись:
- Как ребенок получивший «5»;
- Как кинозвезда;
- Как довольный собой «деловой» человек.
- Упражнение «Делай» Каждый участник должен сделать в присутствие всех то, что ему тяжелее всего, неловко, непривычно и т.п.: крикнуть, стукнуть, потеребить за волосы…
- Упражнение «Поплавок в океане» Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая вола может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающею вас с низу. Какие еще возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
- Завершение.
Занятие 3
Цель: Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Ход занятия:
- Упражнение «Мяч» Игра в круге. Бросая мяч кому-нибудь из участников, назвать то общее, что объединяет «меня и тебя». Двигаться от внешних признаков (цвет глаз и т.д.) к существенным (мировоззрение, отношение к себе, личностные и коммуникативные качества…).
- Упражнение «Я в лучах солнца» На листе бумаги необходимо нарисовать солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке написать свое имя и нарисовать автопортрет. Около каждого луча написать что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Необходимо носить солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы не на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.
- Упражнение «Сочувствие» выполняется в парах. Первый жалуется, второй должен утешить. Обсуждение: как можно утешить, ободрить, выразить сочувствие? (вербальные формулировки, невербальные способы).
- Тест «молодого» воспитателя МДОУ; Тест «опытного» воспитателя.
- Упражнение «Поменяйтесь местами те, у кого…» Подвижное упражнение, способствующее активизации, раскрепощению, развитию наблюдательности и быстрой реакции.
- Упражнение «Волшебный магазин» В кругу, каждый участник, бросая мяч, дарит (называя) что-либо каждому участнику занятия. Дарить можно все, потому что в волшебном магазине все есть: любую вещь (желательно угадать, что приятнее и важнее будет получить каждому участнику), свойство, качество и т.д.
- Завершение.
Занятие 4
Цель: Развитие навыков недирективного общения, формирование выхода из конфликтных ситуаций. Снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Ход занятия:
- Упражнение «Приветствие». Необходимо поприветствовать друг друга как на приеме у короля.
- Упражнение «Успокой свое тело». Изо всех сил необходимо напрягать мышцы. Сжать кисти рук, напрягать руки, ноги, мышцы живота, стиснуть зубы, напрягать лицо, напрягать все мышцы. Затем разомкнуть зубы и расслабить все мышцы, насколько это получится. Когда все проделают это, необходимо обратить внимание на различие в ощущениях. Сделать это три раза. Далее начинать со ступней и продвигаться к голове, концентрироваться на каждой части тела, ощущая тепло и расслабленность. Необходимо представить, что пальцы ног, ступни, ноги, бедра теплые и расслабленные.
- Упражнение «Броуновское движение» Участникам необходимо закрыть глаза и «хаотично» двигаться в данном пространстве, соблюдая, по возможности, тишину, во всяком случае, избегая разговоров. «Это напоминает как бы броуновское движение свободных частиц, которые могут сталкиваться с снова расходится. Через какое-то время прозвучит хлопок в ладоши (вот такой – ХЛОП!). По хлопку не открывая глаз постараться соединится с кем-нибудь в «молекулу, состоящую из двух атомов». Когда почувствуют, что соединились или что на это раз это не удалось, можно открыть глаза и присесть на свои места для обсуждения.
- Упражнение «Групповое рисование». Каждый берет лист бумаги и цветные карандаши и начинает рисовать то, что хочет. По сигналу все передают начатые рисунки соседям слева и получают рисунки от соседа справа. После этого каждый продолжает уже начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него какие угодно изменения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево, получают справа и продолжают дорисовывать. Так продолжается, пока к каждому не вернется рисунок, который он начел. Всем предлагается осознать чувства, которые возникли, когда они видят, какие изменения перетерпел начатый ими рисунок. Каждый волен оставить или изменить дорисованное другими. Затем все обсуждают свои впечатления и реакции. Альтернативный вариант совместного рисования: все по очереди вносят свой вклад в общую композицию, тем самым, выражая свое настроение и сообщая о нем группе. Такую работу можно завершить так: каждого участника оставить наедине с общим проектом, чтобы он своим рисунком выразил личное отношение к полученному в группе опыту. После этого вся группа обсуждает, что получилось.
- Упражнение «пять минут» Представьте, что вы идете к автобусной остановки и видите, что подъезжает нужный вам автобус. Что вы будите делать? Скажете себе, что не станните торопится, ведь в скорее подойдет другой, или резко побежите за автобусом, что бы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам все-таки удастся догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами… Или пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия? Затем всем предлагается провести групповое обсуждение.
- Завершение.
Занятие 5
Цель: Развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Ход занятия:
- Приветствие.
- Упражнение «Концентрация на дыхании» Перед выполнением упражнения проговаривается: «Отрицательные эмоции возникают чаще, когда мы дышим неправильно. Горловое, прерывистое дыхание – признак волнения и психического напряжения. Воздух – такая же живительная сила, как вода, пища, здоровый образ жизни, положительные эмоции. Можно научится «переживать» воздух, т.е. вдыхать его постепенно, в несколько приемов, ощущая его движение по органам дыхания. Следует, как можно полнее заполнять легкие, осуществляя глубокое дыхание». Вы наблюдаете за тем, как воздух входит в вас и выходит, вы дышите в удобном вам темпе. Вместе с вдохом в вас входят силы, бодрость, энергия; вместе с выдохом вы отпускаете от себя трудности, болезни, напряжение, усталость.
- Упражнение «Самомассаж» Посмотрите и запомните эти точки (показывается расположение точек и способа их массажа); межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями; задняя часть шеи: мягко сожмите ее несколько раз одной рукой; челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются коренные зубы; плечи: помассируйте верхнюю часть плеч пятью пальцами; ступни ног: потрите ступни со всех сторон.
- Упражнение «Контактный мостик» Участникам предлагается распределиться на пары, желательно с теми, с кем еще не приходилось вместе работать. Партнеры становятся друг напротив друга на расстояние приблизительно вытянутой руки. Вначале нужно зажать фломастер между указательными пальцами обоих участников так, чтобы он выступал как бы «мостиком» между партнерами. Далее, ни о чем, не договариваясь, партнеры начинают совместно двигать фломастер, выполняя движении по свободной траектории. Участникам предлагается через какое-то время закрыть глаза, не зависимо от того, делает ли это партнер, и продолжать движения. Через несколько минут можно поменять партнера и повторить упражнение.
- Упражнение «Руки» Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте себе, что энергия усталости «вытекает» из вас в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает к предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз. Вы физически ощущаете теплый поток, скользящий по вашим рукам. Посидите так минуты полторы-две, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, походите по залу.
- Завершение.
Занятие 6
Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Усилить позитивное эмоциональное состояние и снять мышечное напряжение. Формирование на личностный рост на психосоматическом уровне.
Ход занятия:
- Приветствие.
- Упражнение «Встреча» Представьте, что вы дома. Сидите там, где вам особенно уютно и хорошо. Внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточенны и внимательны к себе. А теперь мысленно встаете и идете по направлению к двери. Открываете ее и медленно спускаетесь по ступенькам. Выходите из затемненного подъезда на улицу – в светлое пространство солнечного летнего дня. Навстречу вам идет девочка. Она подходит все ближе и ближе. Приглядитесь: эта девочка вы сами, какой вы были, когда ходили в детский сад. Посмотрите, как она одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важные для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ. После этого повернитесь и медленно не спеша, возвращайтесь к себе домой (опешите себя в детстве, и то образ, который возник у вас в воображении, опешите ваше переживание и впечатление).
- Упражнение «Аквариум для хорошего человека» Стулья расставляются в виде незамкнутого круга, на подобие буквы «С». Отдельный незанятый стул ставится по середине образовавшегося промежутка. Участники по очереди садятся на свободный стул. На стуле каждому предстоит провести 5 минут. Им предлагается в течение этого времени сообщать группе различные положительные сведения о себе: о характере, умениях, способностях, достижениях и т.д. Разрешается все 5 минут провести на стуле молча или говорить лишь какое-то время, а остальное время молчать. Остальные участники должны все время внимательно смотреть на сидящего, на стуле, как на красивых рыбок в аквариуме. При этом участники не говорят ни слова, поддерживая сидящего мимикой, кивками головой.
- Завершение