Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему: "Психологические особенности детей пятого года жизни"
Выступление психолога на первом родительском собрании в старшей группе детского сада, посвященное рассмотрению психологических особенностей детей пятого года жизни. Что же происходит с ребенком в этот период? Как меняется его психика, его интересы, его потребности? Как помочь малышу развиваться гармонично и соответственно его возрасту? Ответить на эти и другие вопросы я постаралась в рамках этого собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rs_1_st.gr_._-_psihol.osobennosti_5-go_goda_zhizni.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание № 1 в старшей группе «Колокольчик»
на тему «Психологические особенности детей пятого года жизни»
Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Демиденко Юлия Владимировна. Я - психолог МБДОУ № 4 «Росинка» г. Тихорецка. И сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела посвятить такому вопросу как, психологические особенности детей пятого года жизни.
Что же происходит с ребенком в этот период? Как меняется его психика, его интересы, его потребности? Как помочь малышу развиваться гармонично и соответственно его возрасту? На эти вопросы я и постараюсь вам сегодня ответить. Итак, начнем.
В 5-6 лет ребенок переходит в старшую группу детского сада. Именно в этот период у ребенка впервые происходит осознание принадлежности к группе мужчин или женщин, формируются устойчивые отношения со взрослыми и сверстниками, появляется первая влюбленность.
Ребенок 5-6 лет продолжает развиваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Именно с этого возраста дошкольника необходимо готовить к будущему школьному обучению, постепенно приобретающему систематический характер, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. Принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Ребенку важно большую часть времени заниматься тем делом, которое ему интересно, так как он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.
Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с несформированностью у детей произвольного поведения и их недостаточной социальной зрелостью (при этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким). Поэтому взрослым необходимо со всей ответственностью отнестись к развитию социальных навыков поведения ребенка в условиях группового обучения. Ваш ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
В этом возрасте дошкольнику еще сложно управлять своим вниманием, поэтому руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К 5-6 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, ориентируется в пространстве. Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, вчера, сегодня, завтра).
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.
У ребенка этого возраста память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
Важно также обратить внимание на развитие детской речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. В этом возрасте хорошо начинать учить чтению. Большинство детей, достигнув 5-6 лет, сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили их к этому. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это не только развивает интерес к процессу чтения, но и эмоционально сближает вас друг с ребенком. Основное условие успешности развития ребенка заключается в систематическом обучении с максимальной опорой на наглядность.
Для успешного развития ребенка в любом возрасте необходим истинный интерес и внимание к нему со стороны взрослых. Если вы всегда готовы ответить на многочисленные вопросы своего чада, можете без труда включиться в игру, доступно объяснить предъявляемые к нему требования и обосновать необходимость выполнения определенной работы, ваш малыш будет развиваться и расти успешным и счастливым.
Педагог-психолог Демиденко Ю.В.