Воспитание в Древней Греции
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древняя Греция в эпоху рабовладения была страной, которая состояла из нескольких небольших рабовладельческих государств (полисов) Важнейшими из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика - с Афинами В этих городах-государствах культура рабовладения достигла своего наивысшего развития. Система образования и воспитания здесь имела несколько общие признаки, которые заключались в том, что общественным воспитанием были охвачены только дети рабовладельцев, а дети рабов были лишены права обучения, поскольку их бесправных родителей рассматривали как \"орудие, которое говорит\ " Воспитание же проводилось в духе пренебрежительного отношения к физическому труду.
Лакония (Спарта) была в основном земледельческой страной, которая использовала на полях труд рабов Поэтому воспитание в этой стране носило военно-физический характер Оно осуществлялось государством и имело целью подготовку устойчивых закаленных воинов - будущих рабовладельцев.
Только до 7 лет мальчики жили дома После этого их забирали в государственные учебно-воспитательные заведения - агелы , в которых они воспитывались и обучались до 18 лет под руководством известных власти людей. Главный принцип обучения и воспитания в агелах удачно выразил греческий историк Плутарх: \"Что касается чтения и письма, - писал он, - то дети учились только необходимому, все воспитание преследовало только одну цель – безоговорочное послушание , выносливость и науку побеждать".
В работе с подростками особое внимание обращалось на физическое воспитание Оно дополнялось занятиями музыкой, пением и религиозными танцами, которые носили боевой, военный характер Для воспитания презрения и безжалостности к рабам подростков привлекали к участию в криптиях - ночных облавах на рабов, когда разрешалось убивать любого из них . С юными будущими рабовладельцами проводили специальные беседы на моральную тему государственные деятели Они рассказывали о борьбе с врагами Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов, в которой они несли военную службу
Афинская система воспитания базировалась на основе бурного расцвета культуры в Афинах в V-IV века до н.э Особое развитие получили естествознание, математика, история, искусство, литература, архитекторура и скульптура .
Система воспитания предусматривала домашнее воспитание до семи лет Затем мальчиков забирали в школу, а девочки все время находились в женской половине дома - гинекее Здесь их обучали рукоделию, чтению, п письму, игре на музыкальных инструментах Выйдя замуж, они переходили в другую гинекея, почти ничего не меняя в своей жизни. Мальчики от 7 до 14 лет учились в частных школах граматистив и кифаристие (одновременно или последовательно - сначала в школе грамматиста, а затем кифаристив ) Это были частные школы, а поскольку обучение я в них было платным, дети свободнорожденных, но бедных граждан (демоса) не могли в них учиться.
В 13-14 лет мальчики продолжали обучение в школе борьбы-палестре Здесь на протяжении 2-3 лет они занимались пятиборьем (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание) Почетные граждане города проводили с ними беседы на политические и моральные темы. Богатая часть молодежи после палестры училась в гимнасиях (позже - гимназиях), где изучала философию, политику, литературу, готовясь к участию в управлении государством С 18 до 20 лет юноши переходили в группы эфебии , где продолжалось их военно-физическое воспитание (изучали оружие, морское дело, военные уставы, законы государства) Самые способные же из них еще почти 10 лет учились в академии, которую начал Сократ.
Свой дальнейшее развитие спартанская и афинская системы воспитания получили в так называемой греческой школе эллинского периода Эта школа распространилась на обширных территориях со времени походов Александра Македонского
литература 1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби , Изд-во Проспект. 2005. - 600 с. : Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова . - М.: НОРМА-М, 1998. - 2 часть - 690 с. 2. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. - М.: Юристъ . 2003. - 876 с. 3. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский . - Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. - 1000 с. 4 . Орлова А.П. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. - 380 с. 5. Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. Р. Селлек ; авторы международного проекта К. Салимова , Н. Доде. - М.: НОРМА-М, 2000. - 456 с.