Коррекционная программа для детей с ДЦП

презентация коррекционной программы для детей с ДЦП

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника с ДЦП. Подготовила: Бузина А.А .

Слайд 2

Актуальность проблемы: Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами . Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Слайд 3

Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов. По окончании обследования составляется заключение, на основании которого разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы . Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП.

Слайд 4

Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Слайд 5

Задачи: Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Слайд 6

Содержание программы: Программа условно делится на 3 блока. Блок 1. Н аправлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Слайд 7

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти . Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 .

Слайд 8

Предполагаемые результаты: 1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания. 2 . Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе. 3 . Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Слайд 10

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

Слайд 11

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение

Слайд 12

Игры на развитие восприятия цвета. Игра «Бусы» Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок. Игра «Что какого цвета?» Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).

Слайд 13

Игры на развитие восприятия величины . Игра «Самый высокий, самый низкий» Цель : составление сериационных рядов по высоте. Оборудование : набор брусков разной высоты. Содержание : ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий). Игра «Построим лесенку» Цель: составление сериационных рядов по высоте. Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие). Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.

Слайд 14

Задания на развитие целостности восприятия . Игра «Разрезные картинки» Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет. Игра «Незаконченные рисунки» Цель: развитие умения находить недостающие элементы. Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш . Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.

Слайд 15

Задания на развитие тактильных ощущений. Игра «Угадай на ощупь» Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок. Спрашивайте каждый раз ребенка, какая эта фигура. Когда он потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите уме сделать то же самое, но с закрытыми глазами. После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т.д. (отбор фигур производится из множества фигур разной формы).

Слайд 16

Задания на коррекцию и развитие внимания Игра «Найди такой же предмет» Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия Игра «Лабиринт» Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты. Оборудование: схема лабиринта (различные варианты). Содержание : психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.

Слайд 17

Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания . Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2-5 секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти, сложить так же.

Слайд 18

А так же используются: Задания на развитие временных представлений . Задания на развитии пространственных представлений Игры на развитие образного мышления, формирование мыслительных операций Пальчиковые игры Физкультминутки Релаксационные упражнения

Слайд 19

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Слайд 20

Литература: Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с . Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш . учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.