Что такое умственная отсталость
Предварительный просмотр:
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость — недостаточность ума, при которой уровень интеллектуального развития и социальных навыков не достигает общепринятой нормы и является регрессирующим со временем.
Олигофрения – общепринятый психоневрологический термин, под которым и подразумевают умственную отсталость.
Умственная отсталость может быть врождённым, наследственным или рано приобретённым состоянием.
Врождённым заболеванием она считается тогда, когда на мать или плод во время беременности воздействуют различные экзогенные вредности. Например, краснуха, вирусы ВИЧ, инфекционный гепатит, тяжёлые антибиотики, наркотики, алкоголь и многое другое.В результате воздействия происходит нарушение формирования головного мозга.
Причиной наследственной олигофрении, является хромосомная патология. В результате нарушения числового или структурного компонента происходят хромосомные мутации, которые вызывают редкие и неизлечимые формы олигофрении.
В период развития ребёнка после рождения также некоторые факторы могут повлиять на развитие умственного дефицита. Чаще всего, таковыми являются черепно-мозговые травмы, тяжёлые соматические заболевания, протекающие с обезвоживанием и дистрофией.
Основная особенность олигофренического слабоумия – общее недоразвитие отделов головного мозга и систем. Больше всего при подобных нарушениях страдает мышление. Больной ребёнок не может мыслить отвлечённо, выделять видовые и родовые понятия, оперировать общими признаками, не умеет и не понимает переносный смысл пословиц и метафор. Характерными для умственной отсталости являются также нарушения внимания, восприятия, памяти.
Нарушение речи и уровень её понимания напрямую связаны тяжестью интеллектуального дефекта. Чем глубже дефект, тем сильнее нарушение речи.
Эмоциональное восприятие окружающего мира достаточно специфично, для умственно отсталого ребёнка важно лишь непосредственное переживание, он не способен реагировать на эмоции, возможные в будущем. Волевая сфера также подвержена влиянию уровня интеллектуального недоразвития, чем сильнее дефект, тем больше поступки ребёнка зависят от сиюминутных желаний.
В основных классификация олигофрении в качестве главного критерия выступает степень глубины интеллектуального дефекта.
В одной из главных классификация умственной отсталости, приняты основными три степени олигофрении: идиотия (глубокая степень), имбецильность (среднетяжелая), дебильность (лёгкая).
Для ребёнка, страдающего глубокой умственной отсталостью характерно резкое снижение восприятия окружающего мира, дети понимают только обращённую к ним интонацию, но не могут воспринять смысл речи. Своя речь нарушена, нечленораздельна. Такой ребёнок, оставленный без присмотра и внимания, неподвижен и неспособен к действиям, при невротических симптомах встречаются параличи и парезы. Также встречаются больные, находящиеся в бесцельном постоянном движении. Идиотия диагностируется в первые месяцы жизни ребёнка.
Имбецильность. У детей с этой степенью олигофрении, наблюдается некоторое развитие механической памяти, речи, запас слов скромен, речь аграмматична. Способны испытывать радость, обиду. К самостоятельной жизни не приспособлены, но при должном уходе могут овладевать элементарными видами труда. Диагностируется имбецильность в возрасте от 3 до 5 лет.
Дебильность. Такие дети и подростки способны овладеть элементарными навыками чтения, письма, счёта. У них хорошая механическая память, достаточно богатая по запасу слов речь, однако, мыслительная деятельность слаба, но хорошо компенсируется другими навыками при должном уходе. Ребёнок впоследствии может овладеть рядом профессий, не требующих квалифицированных навыков, могут жить самостоятельно. Общими чертами эмоциональной и волевой сферы, является слабая способность к самообладанию и подавлению влечений, такие дети, подростки очень импульсивны, внушаемы, неинициативны. Диагностируется обычно в возрасте от 6 до 8 лет.
Точность диагностики умственной отсталости зависит во многом от качества клинического обследования, умения специалиста распознать болезнь и объективно определиться с диагнозом. Наряду с основными методами важна педагогическая характеристика социальной зрелости ребёнка, эмоционального развития.