Реализация здоровьесберегающих технологий в практике КОУ НШДС№ 301

      Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А ведь девять десятых человеческого счастья зависит от здоровья. Поэтому важнейший труд педагога - забота о здоровье своих воспитанников>      В связи со спецификой нашего учебного учреждения, а именно коррекционной начальной школы с детским садом 6 вида, я на примере  нашего  учреждения  хочу показать, как должно быть организованно использование здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике КОУ НШДС№301г. Омска

      Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А ведь девять десятых человеческого счастья зависит от здоровья. Поэтому важнейший труд педагога - забота о здоровье своих воспитанников. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
     В связи со спецификой нашего учебного учреждения, а именно коррекционной начальной школы с детским садом 6 вида, где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,  посещение школы для многих является испытанием, в результате которого учащийся оставляет в школе частичку своего здоровья.. Поэтому одной из приоритетных задач, решаемых педагогическим коллективом нашего учреждения  является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. В связи с этим можно выделить
следующие виды здоровьесберегающих технологий:

   Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников и школьников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий в учреждении; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).

  Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры детей, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры  на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями  и педагогами в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

   Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольников и школьников. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия детей. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель, педагоги, логопед. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.

   Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

   Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — середина- конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
 В нашей школе накоплен опыт работы по сохранению и совершенствованию здоровья школьников. Вопросы здоровьесбережения ежегодно выносятся на заседания педагогического совета, заседания предметных методических объединений, на заседания ПМПК".В практику ведения уроков внедряются здоровьесберегающие технологии (проектные технологии, интерактивные игры и др.), в системе внеурочной работы действует комплексный здоровьесберегающий проект "Если хочешь быть здоров", проводятся спортивные олимпиады, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
   Педагогический коллектив школы рассматривает понятие "здоровье" как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов: здоровья физического, здоровья социального, здоровья психического, здоровья духовно-нравственного. И направляет свою деятельность прежде всего на соблюдение основных факторов, способствующих укреплению здоровья детей в школе. Это создание условий, соответствующих санитарным нормам, рациональный режим обучения, сбалансированное питание, обеспечение рационального двигательного режима, своевременные медицинские услуги, оптимальная учебная нагрузка и внедрение в практику образовательного процесса технологий обучения и воспитания, содействующих здоровьесбережению, охрана психического здоровья.

      Для проведения успешной работы по здоровьесбережению используем следующие методы и формы:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

- Оздоровительная гимнастика.

- Пальчиковая и дыхательная гимнастика

- Психогимнастика

- Игры – релаксации.

- Сказкотерапия

- Групповые тренинговые занятия

- Разные виды массажа.

- Привитие детям гигиенических навыков.

- Простейшие навыки оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах

- Фитотерапия, кислородный коктейль,  витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция

- Физкультминутки во время занятий.

- Функциональная музыка.

- Массовые оздоровительные мероприятия.

- Упражнения для глаз

- Лечебная физкультура

- Спортивно-оздоровительные праздники,

- Тематические праздники здоровья,

- Выход на природу, экскурсии

2. Работа с семьей.

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Консультации.

- Индивидуальные беседы.

- Выступления на родительских собраниях.

- Распространение буклетов.

- Выставки.

- Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

- Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.

- Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

- Посещение научно-практических конференций

- Проведение заседаний ПМПК.

4. Создание условий и развивающей среды.

- Приобретение тренажёров, спортивных снарядов и модулей.

- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

- Подбор картотек, методик, упражнений

- Использование интерактивного оборудования для развития сенсорного восприятия, мелкой моторики

- Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

- Ведение кружков.

     С целью реализации здоровьесберегающей технологии в нашем учреждении создаются условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивный зал, который оснащен стандартным и нестандартным оборудованием,  необходимым для комплексного развития ребёнка. Для каждой возрастной группы составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста. В каждый вид деятельности включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения. Детей с ДЦП сопровождают тьюторы, которые помогают им в течение всего рабочего дня, пока дети находятся в школе.

В школе создаются условия для  формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

1. Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.

2. Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.

3. Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.

4. Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

“Не навреди!”

Принцип сознательности и активности.

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

Рациональное питание.

Оптимальная двигательная активность.

Соблюдение режима дня.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

    Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Реализация здоровьесберегающих технологий в  практике работы педагога-психолога

 На особенностях внедрения в практику работы нашей школы здоровьесберегающих технологий в деятельности у педагога-психолога хотелось бы остановиться подробнее. Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. 
   
Психическое здоровье – это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути. Основная функция психического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между ребёнком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. 
   В течение каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья: психоэмоционального состояния учащихся, определения "проблемных" зон в развитии личности трудных подростков, адаптация учеников к школьным условиям, характер межличностных отношений, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. На основе полученных данных определяются основные направления в работе педагога-психолога, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся.
 
Развивающая и психокоррекционная работа с учащимися направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся начальной школы проводятся групповые занятия в форме тренингов, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии.      Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на тренинговых занятиях. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии. 
   Используются
арттерапевтические технологии и игровые формы для активной работы с семьёй с целью оздоровления психологической атмосферы последней, формирования здоровых детско-родительских отношений. Всё более значимой и интересной становится деятельность школьного родительского клуба, ежемесячные заседания которого проходят в игровых увлекательных формах, совместно с детьми, педагогами, где через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений, появляется возможность дистанцироваться от семейных проблем и взглянуть на них с другой стороны, найти способы преодоления внутрисемейных конфликтов, работать на сохранение и укрепление психического здоровья родителей и детей. Ролевые "арттерапевтические" игры и тренинги, совместный просмотр и обсуждение кино-, мультфильмов, "фототерапия" – эти технологии применяются в практике психолога нашей школы с профилактической, коррекционной и развивающей целью.
    Участники совместного просмотра фильмов получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является персонаж фильма. А целительные свойства
кинотерапии воздействуют чаще всего на бессознательную сферу детей и основаны на работе определенных психологических механизмов. Целебный эффект не только кинотерапии, но и арттерапевтических приемов в работе с детьми достигается еще и потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни. Конечно, мы относимся осторожно к правильному подбору фильма. Он должен быть позитивным, учить детей высшим ценностям: добру, любви, правде, терпению, красоте. Фильм должен соответствовать целям терапии, учитывать возраст и психологическую ситуацию группы детей. 
  Нами практикуется применение "
фототерапии" в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации школьника. Работаем чаще с готовыми фотографиями или создаем свои снимки. Разные варианты работы с фотографиями мы используем и в арттерапевтических играх как здоровьесберегающие технологии.Фотография ценна тем, что символизирует различные воспоминания. Ребенок может пережить те или иные события прошлого, забытые чувства. Через это можно выйти на неосознаваемые внутренние конфликты и потребности. Особой областью применения фотографий является работа с детьми , перенесшими утрату, потерпевших травмы, имеющих посттравматический стресс. Эта работа является одной из форм здоровьесберегающих технологий.

 Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. Проводят воспитатели, педагог – психолог. Комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

Проблемно-игровые (игротренинги) – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. Занятие организуется не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Проводят воспитатели, психолог.

 Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и т. д. Проводятся воспитателями, психологом.

Сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.)

Развивающие игры «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

Танцевальные - эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д). Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.

     Сказкотерапия  используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать психолог, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

      Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

 Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия и имеют определенную специфику организации: каждое упражнение включает в деятельность фантазию, эмоции и движения ребенка так, чтобы через их единство ребенок учился произвольно действовать на каждый из элементов триады. Все упражнения и игры проводятся на сюжетно-ролевом содержании данные игры.

     В школе создан консультативный пункт  для проведения индивидуальной, групповой диагностической и коррекционной работы, занятий кружков и заседаний родительского клуба, психолого-педагогического консилиума.
   Педагог-психолог проводит систематические индивидуальные консультации по результатам мониторинга психического здоровья учащихся для педагогов школы, учащихся, родителей, размещают интересующую родителей и детей   информацию на общешкольном стенде "Путь к совершенству". Традиционна и просветительская работа с родителями учащихся на родительских собраниях,  ежегодных общешкольных конференциях ("Сохраним здоровье  наших детей", "В здоровом теле – здоровый дух!" и др.) по различным аспектам сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся, гармонизации семейных отношений. 

    Применение в работе нашего  учреждения здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

   Если раньше говорили: «В здоровом теле — здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно профилактику асоциального поведения.

   Роль педагога-психолога в вопросах здоровьесбережения школьников неоспорима. Главное, он должен иметь достаточный статус и право участвовать в обеспечении психологической безопасности и в формировании психического здоровья учащихся – того, что с такой легкостью, случайно, попутно может быть нарушено событиями в школе или нечаянными (а порой и сознательными!) действиями учителя и что с таким трудом восстанавливается. "Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!" – эта фраза должна стать лозунгом, аксиомой деятельности современной школы.

Список литературы:

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.