Родительское собрание «Агрессивность детей. Причины и пути её преодоления» (дошкольники и младшие школьники)

 

 

Родительское собрание с элементами тренинга для родителей дошкльников и младших школьников.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

         Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями,  преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

Обсуждаемые вопросы:

 1. Что такое агрессия, агрессивность?

2. Что такое детская агрессивность?

3. Виды детской агрессивности.

4. Причины детской агрессивности.

5. Кто агрессивнее: мальчики или девочки?

6. Пути коррекции агрессивного поведения детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Агрессивность детей. Причины и пути её преодоления»

(дошкольники и младшие школьники)

Разработала Ахмедеева Г.Ш педагог-психолог КОУ НШДС№301 г.Омска

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                               

Агрессивность не порождена

частной собственностью, а имеет

глубокие основы в психике человека.
Зигмунд Фрейд

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей

и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи:

-познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;

-выявить причины детской агрессивности;

- рассмотреть пути коррекции агрессивного поведения детей.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись, презентация; выставка литературы по педагогике и психологии, листы бумаги, карандаши, фломастеры,  анкеты, памятки «Добрые советы», «Способы выплескивания гнева», Информационные буклеты с рекомендациями.

Обсуждаемые вопросы:

 1. Что такое агрессия, агрессивность?

2. Что такое детская агрессивность?

3. Виды детской агрессивности.

4. Причины детской агрессивности.

5. Кто агрессивнее: мальчики или девочки?

6. Пути коррекции агрессивного поведения детей.

Ход собрания

   Родители заходят и рассаживаются по местам под музыкальное сопровождение  из м/ф "День рождения Леопольда". ...Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. Музыка: Савельев Б. слова: Пляцковский М. 

- Добрый вечер, уважаемые родители! А начнем мы наше собрание с небольшого упражнения.

Упражнение «Путаница»[1]

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.

 -   Нашу встречу нам бы хотелось посвятить разговору о проблеме детской агрессивности. И разговор этот не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. Как много негативного в современном мире. И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.

С чем это связано, как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы. Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Слайд 1

     Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». Слайд 2

    Психологами выведены диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивных признаков у ребенка. Внимательно прочитайте эти признаки и подумайте, проявляются ли какие-нибудь из них у вашего ребенка и как часто это происходит.

Слайд 3

Ребенок..

Отказывается от коллективной игры.

 Не понимает чувств и переживаний других детей.

 Часто ругается со взрослыми.

 Создает конфликтные ситуации.

 Суетлив.

 Не может адекватно оценить свое поведение.

 Имеет мускульное напряжение.

Мало и беспокойно спит

Часто теряет контроль над собой;

Часто спорит и ссорится с окружающими;

Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

Часто винит других в своих ошибках и неудачах;

Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

Угрожает другим людям;

Проявляет физическую жестокость к людям и животным;

Намеренно портит имущество, чужие вещи;

Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

    Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть  из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Мы предлагаем определить степень агрессивности Вашего ребёнка. (Предлагается заполнить анкету «Критерии агрессивности у ребёнка» по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М (Приложение 1)

- Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами детской агрессивности. Но прежде мне хочется дать вам одно задание: нарисуйте, пожалуйста, причину, вызывающую агрессию у ребенка или ситуацию, в которой ребенок агрессивен.

Родители рисуют. Затем идет обсуждение рисунков.

- Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. Слайд 4

И мне вспоминаются слова Р. Кемпбелла:

«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».

И, действительно, самыми главными причинами агрессивности являются семейные причины. Слайд 5

Семейные

Неприятие детей родителями.

 -  Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации.

Безразличие или враждебность со стороны родителей    Слайд 6

Разрушение эмоциональных связей в семье                       Слайд 7

  -  Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

Неуважение к личности ребенка                                           Слайд 8

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

Чрезмерный контроль или отсутствие его                        Слайд 9

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, будут тем страшнее и значительнее, чем дольше он копился.

Жестокий характер матери или отца                                 Слайд 10

Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Запрет на физическую активность                                      Слайд 11

Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Отказ в праве на личную свободу                                       Слайд 12

Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

- Следующие причины - личные            

Подсознательное ожидание опасности                              Слайд 13

   Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Неуверенность в собственной безопасности                   Слайд 14

   Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.

Личный отрицательный опыт                                          Слайд 15

Эмоциональная нестабильность                                       Слайд 16

  До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

Недовольство собой                                                             Слайд 17

   Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

Повышенная раздражительность                                    Слайд 18

   Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

Чувство вины                                                                       Слайд 19

   Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства.

Следующая группа причин - ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление                           Слайд 20

Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.

Влияние продуктов питания                                           Слайд 21

    Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью.

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха  Слайд 22

   Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.

Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.

У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен.

Социально-биологические причины                                Слайд 23     

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.

-   Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.

- А теперь давайте рассмотрим виды агрессии.       Слайды 24-29

Физическая - использование физической силы против другого лица

Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)

Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах

Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

Косвенная - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)

Симптомы неблагополучия  

Эмоционально-оценочные:                  Слайды 30-32

не понимают чувств и переживаний других людей;

не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;

чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;

ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны;

обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;

во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Поведенческие

легко теряют контроль над собой;

проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);

демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);

раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;

отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);

намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Физические

страдают головными болями, мускульным напряжением;

отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

- Какие чувства вызывают у вас поведение детей на картинках? (ответы родителей)

- Я также хочу познакомить родителей с методиками, которые вы можете использовать в общении со своими детьми для снятия агрессии. Вот некоторые из них. Всем родителям раздаются информационные брощюры с упражнениями и методиками. Вот некоторые из них:

«Обзывалки»

Цель: Снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

- Я предлагаю родителям разбиться на пары. Один будет родитель, а второй – ребёнок. И  обыграть ситуацию с применением методики «Обзывалки».

Решение родительского собрания.

Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей родителям даны рекомендации и средства профилактики агрессивного поведения. (Приложение 2, 3, 4)

Рефлексия

Психолог благодарит всех за искренность и просит продолжить несколько фраз:
1 Я сегодня задумался о...
2. Мне сегодня (не) понравилось.

Приложение 1

Анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребёнка»

Критерии агрессивности у ребенка

по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл

 

Признаки

Баллы

1.

Временами кажется, что в него вселился злой дух

 

2.

Он не может промолчать, когда чем-то не доволен

 

3.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

 

4.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

 

5.

Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 

6.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

7.

Он не прочь подразнить животных

 

8.

Переспорить его трудно

 

9.

Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

 

10.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех

 

11.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

 

12.

Часто не по возрасту ворчлив

 

13.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

14.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 

15.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

 

16.

Легко ссориться, вступает в драку

 

17.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

 

18.

У него не редки приступы мрачной раздражительности

 

19.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться

 

20.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

 

 

15-20 баллов – высокая агрессивность

7-14 баллов – средняя агрессивность

1-6 баллов – низкая агрессивность

Приложение 2

«Больно делает тот, кому больно!»

Рекомендации по общению с агрессивными детьми

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
  • полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ  прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
  • позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

  • констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
  • констатирующий вопрос ("ты злишься?");
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
  • апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации

  • не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
  • не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");
  • не кричать;
  • не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
  • не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
  • не использовать физическую силу;
  • не втягивать в конфликт посторонних людей;
  • не настаивать на своей правоте;
  • не читать нотации, проповеди;
  • не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
  • не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.

6. Сохранение положительной репутации ребенка

  • публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

  •  Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • Внушение спокойствия невербальными средствами;
  • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • Использование юмора;
  • Признание чувств ребенка.

8. Предупреждение агрессивных действий детей 

  • Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
  • В необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
  • Если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
  • Если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
  • Изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

  • Подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
  • Искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
  • Следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
  • Придумать новые приемы

переключения ребенка на новые виды

отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

  • Комкать и рвать бумагу.
  • Бить подушку или боксерскую грушу.
  • Топать ногами.
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  • Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  • Посчитать до десяти.
  • Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
  • Вода хорошо снимает агрессию.

Приложение 3

 

Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.

Упражнения на снятие агрессивного состояния

Задуй свечу

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.

Ленивая кошечка

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Мельница.

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

Игры для агрессивных детей

"ЧАС ТИШИНЫ" И ЧАС “МОЖНО”

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.

«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: научить выплеснуть накопившийся гнев

- Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырить) и произносить страшным голосом звук «У» если я буду хлопать тихо, вы будете тихо произносить «У», если громко- громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель:  снятие напряжения, снижение агрессивности,  развитие чувственного восприятия, Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. 4.

«КЛОЧКИ ПО ЗАКОУЛОЧКАМ»

Справиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите ребенку разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.

 «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Если в вашем классе есть ребёнок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в класс отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребёнок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

«КУЛАЧОК»

Цель: способствует смещению агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко- крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

«ОБЗЫВАЛКИ»

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обяз

ательно следует сказать что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

Если Ваш ребенок часто злится, научите его различным способам выражения гнева. Объясните, какие из этих способов он может использовать сам, без Вас, когда он начинает злиться.

СПОСОБЫ ВЫПЛЕСКИВАНИЯ ГНЕВА

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке, пробежаться.

4. Покричать в специальный  «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Устроить «бой» с боксерской грушей.

8. Порвать разноцветную бумагу на мелкие кусочки, а затем приклеить их на лист так, чтобы получилась аппликация.

9. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

10. Полить цветы.

11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

13. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

14. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

15.Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

16. Постирать белье.

17. Отжаться от пола максимальное количество раз.

18.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

19. Стучать карандашом по парте.

20. Быстрыми движениями карандаша нарисовать свою злость и закрасить ее так, чтобы не было видно.

21. Слепить из пластилина фигуру своей злости и сломать ее, после этого можно слепить что-либо положительно окрашенное.


[1] Использован материал с сайта http://www.trepsy.net 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессивность детей. Причины и пути её преодоления Омск 2015

Слайд 2

Агрессия Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio , что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Слайд 3

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка Отказывается от коллективной игры. Не понимает чувств и переживаний других детей. Часто ругается со взрослыми. Создает конфликтные ситуации. Суетлив. Не может адекватно оценить свое поведение. Имеет мускульное напряжение. Мало и беспокойно спит Часто теряет контроль над собой; Часто спорит и ссорится с окружающими; Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения; Часто винит других в своих ошибках и неудачах; Часто испытывает чувство злости, устраивает драки; Угрожает другим людям; Проявляет физическую жестокость к людям и животным; Намеренно портит имущество, чужие вещи; Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

Слайд 4

Причины агрессивного поведения Семейные Личные Ситуативные Социально-биологические

Слайд 5

Семейные причины Неприятие детей родителями Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации.

Слайд 6

Безразличие или враждебность со стороны родителей Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь . Р. Кемпбелл

Слайд 7

Разрушение эмоциональных связей в семье Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

Слайд 8

Неуважение к личности ребенка Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

Слайд 9

Чрезмерный контроль или отсутствие его Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия будут тем страшнее и значительнее, чем дольше он копился.

Слайд 10

Жестокий характер матери или отца Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Слайд 11

Запрет на физическую активность Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Слайд 12

Отказ в праве на личную свободу Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

Слайд 13

Личные причины Подсознательное ожидание опасности Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Слайд 14

Неуверенность в собственной безопасности Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.

Слайд 15

Личный отрицательный опыт

Слайд 16

Эмоциональная нестабильность До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

Слайд 17

Недовольство собой Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

Слайд 18

Повышенная раздражительность Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

Слайд 19

Чувство вины Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства.

Слайд 20

Ситуативные причины Плохое самочувствие, переутомление Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.

Слайд 21

Влияние продуктов питания Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью.

Слайд 22

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен.

Слайд 23

Социально-биологические причины Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.

Слайд 24

Виды агрессии Физическая агрессия Прямая и косвенная агрессия Вербальная агрессия Предметная

Слайд 25

Физическая агрессия Использование физической силы против другого лица

Слайд 26

Косвенная агрессия Действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)

Слайд 27

Вербальная агрессия выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)

Слайд 28

Склонность к раздражению Готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Слайд 29

Негативизм Оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Слайд 30

Симптомы неблагополучия Эмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Слайд 31

Поведенческие легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Слайд 32

Физические страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Слайд 33

Рекомендации по общению с агрессивным ребенком Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Слайд 34

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Слайд 35

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Слайд 36

4. Снижение напряжения ситуации не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу"); не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей; не использовать физическую силу; не втягивать в конфликт посторонних людей; не настаивать на своей правоте; не читать нотации, проповеди; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу .

Слайд 37

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.

Слайд 38

6. Сохранение положительной репутации ребенка публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Слайд 39

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; Внушение спокойствия невербальными средствами; Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; Использование юмора; Признание чувств ребенка.

Слайд 40

8. Предупреждение агрессивных действий детей Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; В необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; Если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; Если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”. Изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

Слайд 41

9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: Подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; Искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; Следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; Придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

Слайд 42

10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.

Слайд 43

Спасибо за внимание! ПОМОГИТЕ ребенку справиться с агрессией!!! Составитель: педагог-психолог Ахмедеева Г.Ш. Составитель: педагог-психолог Ахмедеева Г.Ш.