Программы
Рабочие программы педагога-психолога в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vybor_proforientatsionnaya_programma_dlya_9_kl.docx | 33.37 КБ |
programma_po_psikhomotorike_2kl.docx | 29.97 КБ |
programma_rebyata_ya_ved_pyatiklassnik.docx | 66.46 КБ |
Как правильно написать рабочую программу педагога-психолога | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
«Рекомендовано» к утверждению ПР. заседания ШМО №1 от «___»_______2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Парфеньевская СОШ» ___________/М.Е.Зайцева/ ФИО «___»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Парфеньевская СОШ» ________/Е.Г.Магомеднабиева/ ФИО Приказ № __112_ от «28_»__августа___2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
по элективному курсу
профориентационной работы в 9 классе
«Мой выбор»
( общеобразовательное обучение)
на 2014-2015 учебный год
Вишняковой Ольги Юрьевны,
МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
с. Парфеньево
2014 год
Пояснительная записка
Источники составления программы:
Курс составлен и адаптирован на основе программы Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки».
Актуальность:
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна, так как одной из важнейших задач школы является формирование полноценных граждан своей страны. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы еще в период школьного обучения, а особенно в девятых классах. Известно, что оптимистичная перспектива жизни и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегают многих подростков от необдуманных шагов, неблагоприятных увлечений в период обучения в школе. Таким образом, профориентационная работа со школьниками – это решение самых острых социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе.
Цель:
Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации. А также формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Задачи:
1) психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
2) психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
3) анализ соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, личностным особенностям;
4) понять некоторые закономерности развития человеческих отношений
Ожидаемый результат:
Учащийся должен знать:
- значения профессионального самоопределения;
- требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, понятия профессиональной карьеры, современные формы и методы организации труда;
- знать основные виды психологических защит, анализировать особенности их проявления в поведении человека, знать виды конфликтов, стили разрешения конфликтных ситуаций.
Учащийся должен уметь:
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования,
- должны уметь распознавать невербальные сигналы в общении, использовать различные речевые средства (интонацию, темп, громкость речи),
- соотносить индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- уметь управлять своими эмоциями, уметь конструктивно разрешать конфликт, уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников, уметь уверенно сказать «нет», правильно строить деловой разговор.
Сроки реализации программы
К занятиям необходимо привлекать учащихся 9-ых классов. Курс рассчитан на 16 учебных недель. Занятия проводятся в 1 раз в неделю; продолжительность – 1 академический час. Реализация в течение полугодия обучения. Оптимальное количество участников — учебный класс.
Содержание программы
Главной целью обучения в данном курсе является развитие коммуникативных способностей. Для этого широко используется разнообразный диагностический материал (тесты, анкеты, проективные методики). Большое внимание уделяется анализу конфликтов, рассматриваются современные теории лидерства и стили руководства, проблема конформизма.
Тематический план:
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Диагностическая работа | 2 |
2 | Склонности и интересы в выборе профессии. Анализ психодиагностики | 1 |
3 | Понятие о темпераменте. Темперамент. | 1 |
4 | Психические познавательные процессы. (Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление? Память. Виды памяти. Как улучшить память? Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание? Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? | 3 |
5 | Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней | 1 |
6 | Мир моих эмоций Коллаж «Мой психологический портрет». | 3 |
7 | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения | 1 |
8 | Общение — основа человеческого бытия | 1 |
9 | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Правила поведения в конфликте | 1 |
10 | Профориентационное занятие с элементами тренинга «Время выбирает нас» | 1 |
11 | Развитие умений по принятию решений. Планирование профессионального пути | 1 |
12 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора | 1 |
Всего | 17 |
Формы организации развивающей работы:
Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Материально-техническое обеспечение
Для прохождения данной программы, в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.).
Информационное обеспечение
Список литературы
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.
9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.
11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Цель | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Раздел 1. Диагностические мероприятия. | ||||
Методики: «Профиль» (модификация методики «Карта интересов А. Голомштока , «Эрудит», Тест эмоций (Басса-Дарки), Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка, ), "Социальный интеллект", Определение типа будущей профессии, Определение профессиональных склонностей, тест Томаса «Поведение в конфликте», | Диагностика профессиональной направленности учащегося, определение профессиональных склонностей, выбор профиля. Диагностика личностных качеств | 2 ч. | Групповое тестирование. | Результаты исследования |
Раздел 2. Занятия, направленные на профессиональное самоопределение. | ||||
Склонности и интересы в выборе профессии. | Анализ результатов психодиагностики. Дать учащимся о понятиях и рассказать о видах профессиональных склонностей и интересов. | 1 | Семинар-практикум | Карта интересов |
Понятие о темпераменте. Темперамент. | Познакомить учащихся с видами и типами темперамента, сориентировать их на соотношение своего темперамента и выбора будущей профессии | 1 | Семинар с элементами лекции | Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента |
Психические познавательные процессы. (Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление? Память. Виды памяти. Как улучшить память? Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание? Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? | Дать определение психическим познавательны процессам, познакомить с видами и определить х роль в выборе профессии. | 3 | Занятие с элементами тренинга. | Рекомендации по развитию мышления, Рекомендации по улучшению памяти и внимания, Рекомендации по развитию воображения |
Роль самооценки в выборе профессии. | Определение самооценки методом тестирования и работа над ней | 1 | Практическая работа. Тестирование | Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки |
Мир моих эмоций Коллаж «Мой психологический портрет». | Познакомить учащихся с миром эмоций, научить их эффективнее владеть своими эмоциями | 3 | Семинар-практикум | Алгоритм работы с отрицательной эмоцией |
Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения | 1 | Диспут | Ступени выбора профессий | |
Общение — основа человеческого бытия | Показать, что общение, взаимоотношения среди людей, важный критерий жизненного самоопределения. | 1 | Семинар с элементами лекции, тренинга | Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?» |
Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Правила поведения в конфликте | Рассказать о конфликтах и путях выхода из них. | 1 | Семинар-практикум | Рекомендации по профилактике и решению конфликтов Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации» |
Профориентационное занятие с элементами тренинга «Время выбирает нас» | С помощью игровой формы понять свои желания при выборе профессии. | 1 | Психологическая игра | Ступени выбора профессии (для подростков) |
Планирование профессионального пути | Развитие умений по принятию решений. | 1 | Семинар-практикум. Решение проблемных задач | Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития) |
Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, | Самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора | 1 | Урок-смотр знаний | Профессиограмма |
Итого: | 17 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парфеньевская средняя общеобразовательная школа
Парфеньевского муниципального района Костромской области
«Рекомендовано» к утверждению ПР. заседания ШМО №1 от «___»_______2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Парфеньевская СОШ ___________/М.Е.Зайцева/ ФИО «___»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Парфеньевская СОШ ____________/Е.Г.Магомеднабева/ ФИО Приказ № _ от «28_»__августа___2014 г. |
Рабочая программа
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
для обучающихся по адаптированной программе детей с ОВЗ, которые обусловлены умственной отсталостью.
(2 класс)
Педагог-психолог – Вишнякова О.Ю.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 2 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ОВЗ, обусловленными умственной отсталостью. Составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой, базисного учебного плана СКОУ VIII вида, программы Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы». В качестве базовых положений программы использованы подходы к сенсомоторному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгер, А.В. Запорожцем и др.
Программа направлена на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Как известно, чтение, счёт, письмо имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, сукцессивные и симультанные процессы, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Цель:
На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Принципы:
- принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
- индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
- интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
- активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
В программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 2 классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» выделены следующие тематические разделы:
1) Развитие произвольности психической деятельности.
2) Развитие движений, различных видов праксиса.
3) Развитие перцептивно-гностической деятельности
4) Развитие пространственного восприятия
5) Развитие графо-моторных функций
6) Формирование временных представлений
7) Развитие речевой деятельности.
Содержание занятий, распределение времени на коррекционно-развивающую работу над той или иной психической функцией определяется её актуальностью для данной группы учащихся, их возможностями в приобретении новых навыков. Темп и содержание занятий могут широко варьироваться.
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 1 час в неделю, 34 часа в учебный год. Рекомендуемая продолжительность занятий – 20 - 30 минут.
Коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, т.к. направлены на формирование целостных психических функций, состоящих из множества компонентов. Поэтому в каждое занятие включаются материал из разных разделов программы, но этот материал включается в структуру единой деятельности. С этой целью каждое занятие желательно строить по определённому сюжету, доступному для детей по смысловому содержанию и вызывающему эмоциональный отклик учащихся.
Структура занятия едина в течение длительного времени, что облегчает детям организацию деятельности и не истощает их энергетические ресурсы.
Обычно занятие имеет такую структуру:
1) Приветствие.
2)Темпо-ритмические и двигательные упражнения.
3) Основная специфическая часть.
4) Игры с движениями и словесным сопровождением, направленных на релаксацию или мобилизацию учащихся.
5) Подведение итогов (рефлексия деятельности)
6) Прощание.
Для проведения занятий необходимо специальное оборудование: мозаика, конструкторы, матрёшки, пирамидки, предметные картинки, разрезные картинки, серии картинок, тренажёры для развития мелкой моторики, ножницы, нитки, шнуры, линейки, наборы геометрических фигур и тел, счётные палочки, цветные полоски, доски Сегена, «Почтовый ящик», материалы для лепки и рисования, мячи, кольцебросы, кегли и пр.
2 класс (34 часов)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков (7 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (7 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (3 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часов)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Развитие слухового восприятия (3 часов)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Восприятие пространства (3 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени (3 часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Основные требования к знаниям
и умениям учащихся
2 класс
— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
— Узнавать предмет по части.
— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
— Различать вкусовые качества.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Название раздела, тематика занятий | Количество часов |
2 класс | 34 |
Обследование детей | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 7 |
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). | 1 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. | 1 |
Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. | 1 |
Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 |
Работа с ножницами. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос | 1 |
Аппликация. Работа в технике рваной аппликации | 1 |
Графический диктант по показу. | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 |
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. | 1 |
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 |
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. | 1 |
Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления). | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 7 |
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. | 1 |
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). | 1 |
Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. | 1 |
Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). | 1 |
Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). | 1 |
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. | 1 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали). | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 3 |
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. | 1 |
Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). | 1 |
Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 4 |
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. | 1 |
Измерение температуры воздуха с помощью градусника | 1 |
Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). | 1 |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). | 1 |
Развитие слухового восприятия | 3 |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). | 1 |
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). | 1 |
Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. | 1 |
Восприятие пространства | 3 |
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. | 1 |
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. | 1 |
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 |
Восприятие времени | 3 |
Порядок месяцев в году. Времена года. | 1 |
Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). | 1 |
Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа). | 1 |
Литература
- Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003
- .,Метиева Л. А. Э. Я Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида., М., 2005.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
«Рекомендовано» к утверждению ПР. заседания ШМО №1 от «___»_______2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Парфеньевская СОШ» ___________/М.Е.Зайцева/ ФИО «___»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Парфеньевская СОШ» ________/Е.Г.Магомеднабиева/ ФИО Приказ № __112_ от «28_»__августа___2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
факультативных занятий по психологии в 5 классе
«Ребята, я ведь пятиклассник»
( общеобразовательное обучение)
на 2014-2015 учебный год
Вишняковой Ольги Юрьевны,
МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
с. Парфеньево
2014 год
Пояснительная записка
Источники составления программы:
Данная адаптивная программа разработана на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005). «Новичок в средней школе» Юлии Владимировой.
Актуальность:
Переход из начальной школы в основную — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в основной школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т. п. У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям основной школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
Данная программа направлена на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим. В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся условиях. В условиях постоянно меняющихся ситуаций иногда приспособиться к новым требованиям очень сложно, и на этом этапе очень важно вовремя помочь учащемуся адаптироваться к новым обязанностям, обстановке и коллективу. В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно–практического блоков и рассчитана на 16 часов. В программе 4 часа отводится диагностическому блоку, 8 часов развивающим занятиям и тренингам, каждое занятие рассчитано на один академический час. 3,5 часа на работу с педагогами и 2-3 часа на работу с родителями.
Цель программы - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям основной школы (создание условии, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; создание психолого-педагогической поддержки обучающимся).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1. Провести диагностические исследования с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в среднее звено.
2. Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
3. Освоение детьми школьных правил, соответствующих обучению в среднем звене, выработка норм и правил жизни класса
4. Нормализовать уровень тревожности пятиклассников. Развивать навыки уверенного поведения пятиклассников.
Ожидаемый результат:
1. Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
2. Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.
3. Повышение уровня их коммуникативных навыков.
4. Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
5. Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Сроки реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
Количество занятий: Данная программа рассчитана на обучающихся 5 классов и включает в себя 10 занятий, продолжительность каждого из которых 45 минут.
Содержание программы
I Диагностический блок
1. «Методика исследования уровня адаптированности в системе отношений учащихся 5 класса».
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
II Развивающие занятия
1 Посвящение в пятиклассники
2. Узнай свою школу
3. Я – ученик
4. Я и Мы
5. Конфликт или взаимодействие?
6. «Путешествие по стране эмоций»
7. Наши учителя
8. Самоорганизация
III Работа с педагогическим коллективом
IV Работа с родителями
Формы организации развивающей работы
- Диагностическая работа в начале и по окончанию курса занятий.
- Выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; соревнования, психологические тренинги и релаксации.
Виды и формы контроля:
Итоговый контроль осуществляется в виде повторной диагностики в конце курса по изучению нормализации уровня тревожности и повышению уровня учебной мотивации. Также используется наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Преодоление адаптационного периода при переходе из начального звена в среднее.
2.Приобретение коммуникативных качеств (вербальных, невербальных).
3.Развитие:
психофизических способностей (мимики, пантомимики);
психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.);
речи (монолог, диалог);
творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Материально-техническое обеспечение
Для прохождения данной программы, в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);
Информационное обеспечение
Литература, электронные ресурсы.
Для обучающихся:
1.Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.
2.Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.
3.Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л Для тебя и о тебе.- М. « Просвещение» 1991 г. .
4.Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.
Для учителя:
1.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.
2.Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.
3. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2005.
4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург,1997 г.
5. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
6. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
7. Микляева А.В. Я – подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
8. Программа «Первый раз – в пятый класс!», Маширова Н.В.
9. Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 5-11-х классов общеобразовательной школы, Мартынюк Е. В.
Электронные ресурсы:
1.Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
2.Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
3.«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
4.Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
5.Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
6.«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
7. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
8. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
9. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
10. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
Календарно-тематическое планирование
Тема | Цель | Кол-во часов | Форма проведения |
Раздел 1. Диагностические мероприятия. | |||
«Методика исследования уровня адаптированности в системе отношений учащихся 5 класса». | Уровень адаптации по каждому виду отношений: к одноклассникам, к самому себе, к родителям, к учителям, к друзьям вне школы, к учебе, к труду, к общественной работе. | 1 ч. | Групповое тестирование. |
Диагностика уровня школьной тревожности. | Определение уровня школьной тревожности. | 1ч. | Групповое тестирование. |
Повторная диагностика |
| 2 ч. |
|
Раздел 2. Тренинговые занятия по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения. | |||
1.«Посвящение в пятиклассники» | развитие внутригрупповых отношений; помощь в осознании особенностей обучения и общения в средней и старшей школе. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга. |
2.Узнай свою школу | Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях | 1 ч. | Лекторий |
3. «Я - ученик». | Совершенствование и развитие навыков социализации. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга. |
4. «Я + мы». | Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга. |
5.Конфликт или взаимодействие? | - развить навыки общения и разрешения конфликтов; - научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга |
6. «Путешествие по стране эмоций» | Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга |
7. Наши учителя | Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга |
8. Самоорганизация | снятие напряжения, сплочение группы, поддерживание доброжелательной атмосферы. | 1 ч. | Занятие с элементами тренинга |
Раздел 3. Работа с педагогами. | |||
Возрастные особенности младших подростков. | Актуализация знаний педагогов об особенностях адаптационного периода пятиклассников. | 1 ч. | Педагогический совет по 5классам |
Психо -эмоциональное состояние пятиклассников. | Ознакомление с результатами диагностических исследований. Выработка стратегии психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса. | 1.5 ч. | Психолого-педагогический консилиум. |
Тревожные дети в школе. | Информирование педагогов о системе работы с детьми, имеющими особенности в психо-эмоциональном развитии в адаптационный период. | 1 ч. | Педагогический совет |
По запросам. | Оказание психологической помощи по работе с детьми. | Октябрь – май. | Индивидуальные консультации. |
Раздел 4. Работа с родителями. | |||
Возрастные особенности младших подростков. Психо-эмоциональное состояние пятиклассников. | Информирование родителей об особенностях адаптационного периода пятиклассников. Ознакомление с результатами диагностических исследований. | 1 .5 ч. | Родительское собрание. |
Тревожные дети в школе и дома. | Информирование родителей об особенностях поведения тревожных детей и моделях взаимодействия с ними. | 1 ч. | Родительское собрание |
По запросам. | Оказание психологической помощи по взаимодействию с детьми. | Октябрь – май. | Индивидуальные консультации. |
Приложение
1. Занятие « Посвящение в пятиклассники»
Цели:
- диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов;
- развитие внутригрупповых отношений;
- помощь в осознании особенностей обучения и общения в средней и старшей школе.
Необходимые материалы:
- три группы карточек разного цвета: с названиями школьных предметов, с именами, с отчествами (желательно заламинировать для повторного использования)
- скотч (стоит прикрепить на доске тремя вертикальными полосками, завернув улиткой);
- фотоаппарат;
- наклейки "смайлики";
- памятки для пятиклассников
Участники: ученики пятого класса, классный руководитель, психолог.
Этапы игры:
- Введение в игру.
- Корабль класса.
- Счет.
- Что мы учим, кто нас учит.
- Фотография.
- Итоги.
Введение в игру.
Дети сидят за своими партами. Психолог сообщает ученикам, что сегодня в их классе должно произойти важное и интересное событие - посвящение в пятиклассники.
Ребятам предлагается подумать, что может значить "посвящение в пятиклассники". Выслушав мнение школьников, психолог подводит итог (или сообщает смысл этого мероприятия).
В этом году у вас многое изменилось. Появились новые учителя и одноклассники, новые учебные предметы, новый классный руководитель. Теперь вы ученики 5 класса. И сегодня у вас маленький праздник "Посвящение в пятиклассники". Этот праздник устраивают, когда хотят присвоить человеку новое звание или титул, но не совсем уверены, а достоин ли он этого и потому предлагают пройти ему несколько испытаний.
Когда-то в прошлом вас посвятили в первоклассники. Когда-нибудь в будущем вас посвятят в студенты. Сейчас, в настоящем мы собрались, чтобы пройти посвящение в пятиклассники. Для этого мы специально пригласили завуча первой смены (психолог представляет завуча), которая поможет нам выбрать самых достойных кандидатов для звания "Пятиклассник".
Корабль класса
Итак, давайте начнем. Первое испытание называется "Корабль класса".
Все вы в этом году отправились в долгое семилетнее плавание: из пятого класса в одиннадцатый класс. Насколько интересным будет это путешествие, зависит только от вас самих. Насколько спокойной и безопасной будет эта поездка, зависит от того насколько прочным будет ваш корабль, дружным и сплоченным ваш класс.
Сейчас я предлагаю вам на доске нарисовать проект вашего корабля. Поскольку это корабль класса, то и создавать мы его будем все вместе.
Послушайте, как это будет происходить. Каждый из вас по очереди выйдет к доске и сможет нарисовать одну линию, составляющую ваш корабль.
При этом есть условие: вы получаете возможность выйти к доске, только сообщив классу, какой личный вклад вы можете сделать для того, чтобы в школе о вашем классе сложилось хорошее мнение.
Во время выполнения задания психолог следит за тем, чтобы дети говорили именно о собственном вкладе в общее дело, а не пытались предложить советы, как следует себя вести другим. При этом следует обращать особое внимание на то, какие конкретные последствия будет иметь то или иное поведение детей. Например, высказывание ребенка "я могу хорошо учиться" стоит подвести к мысли о том, что тогда его одноклассники получат возможность взять с него пример, будут тянуться к знаниям, это в свою очередь создаст благоприятные условия для работы педагогов в классе (всегда приятнее работать с тем, кто этого хочет), а хороший настрой учителя - залог хороших с ним отношений и т.д.
В конце с детьми подводится итог: получился ли у них прочный корабль, на котором можно спокойно отправиться в семилетнее плавание, или это скорее "старое корыто", которое вот-вот развалиться.
Счет
Второе испытание называется "Счет до 10". В этом задании вам надо показать, насколько вы умеете слушать друг друга, заявить о себе, как об одном едином сплоченном коллективе, классе.
По названию испытания вы догадались, что нам придется считать до 10. Однако есть некоторые условия:
- Счет начинаю я, а вы продолжаете.
- Счет идет по порядку от одного до 10.
- Один человек не может назвать несколько цифр подряд (то есть, называем только по одному числу).
- Рядом сидящий (сосед по парте) не может назвать следующее по порядку число;
- Договариваться о том, кто какое число назовет нельзя.
- Если несколько человек одновременно сказали число, счет начинается снова.
Вначале ребята, как правило, стараются как можно быстрее выкрикнуть число, не обращая внимание на своих одноклассников, поэтому психолог должен помочь осознать, что цель может быть достигнута только, если все будут прислушиваться друг к другу.
Что мы учим, кто нас учит
Следующее испытание называется "Что мы учим, кто нас учит".
Настоящие пятиклассники конечно же знают, какие у них есть учебные предметы и кто эти предметы ведет.
Давайте, прежде всего, вспомним, какие у вас в пятом классе есть учебные предметы? Сейчас я буду вам показывать карточки с названием предметов, если они есть в 5 классе - вы хлопаете, если нет - топаете. Готовы.
Далее психолог в произвольном порядке предъявляет карточки с названиями учебных предметов, те из них, которые есть в программе 5 класса, классный руководитель прикрепляет на доску в один столбец. Когда работа закончена, психолог просит подсчитать общее количество предметов (оно впечатляет!).
Если позволяет время, можно предложить нескольким добровольцам проверить себя: выйти к доске и вспомнить все предметы.
А теперь нам предстоит вспомнить имена и отчества наших учителей. Сейчас вам будут розданы карточки: кому-то достанутся имена, а кому-то - отчества. Из вашего набора вам необходимо будет отобрать только те имена или отчества, которые носят ваши учителя.
Классный руководитель и психолог раздают карточки – по 3-4 на парту. В ходе работы психолог при необходимости может еще раз напомнить, что отбираются карточки с именами и фамилиями только тех педагогов, кто работает в этом классе.
Сейчас я буду называть учебный предмет, который есть в вашем расписании. Сначала поднимает руку тот, у кого на карточке имя учителя, ведущего этот предмет, и называет его. Если ваш ответ верный вы отдаете карточку классному руководителю, и она прикрепляет на доску карточку с именем напротив названия соответствующего предмета. Затем руку поднимает тот, у кого отчество этого учителя, и процедура повторяется.
После того как имена и отчества преподавателей прикреплены на доску, можно провести мини-проверку. Добровольцы встают из-за парт и поворачиваются спиной к доске. Психолог называет учебный предмет и просит одного из детей назвать имя и отчество. Затем, наоборот, называет имя и отчество и просит сказать, какой предмет ведет этот учитель.
Фотография
Последнее испытание называется "Фотография".
В этом задании вам необходимо будет построиться для фотографии. Как вы будете это делать? Задание выполняется в полной тишине, то есть разговаривать не разрешается. Сначала кто-нибудь один, желающий выйдет к доске и встанет так, как ему больше всего нравится. Потом еще кто-нибудь присоединиться к нему и выберет удобную для себя позу. Таким образом, весь класс по-одному построится для “удобной фотографии”. Ведь настоящий классный коллектив отличается тем, что в нем каждый себя уютно чувствует.
Стоит обратить внимание, что фото считается полным, когда выстроились все дети и классный руководитель. Когда построение закончено, психолог спрашивает каждого участника о том, удобно ли ему, все ли его устраивает, не хочет ли он поменять место? После того как достигнуто полное согласие психолог фотографирует класс. Потом это фото (или фотоколлажи с классного часа) можно разместить в классном уголке.
Итоги.
Слово дается классному руководителю, который делится своим впечатлением от игры и сообщает вердикт - достойны ли ребята звания Пятиклассников. В случае положительного решения (все испытания пройдены, ребята работали дружно) психолог раздает на память об этом дне блокнотик и медаль «Пятиклассник». Каждый учащийся читает «Клятву пятиклассника» и ему присваивается данное звание.
Классный руководитель и психолог завершают встречу напутственными пожеланиями пятиклассникам и вручают памятку “Заповеди пятиклассника”
Литература
- Битянова М.Р. Наши учителя (игра для пятиклассников) // Школьный психолог. - 2002. - №6.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т. 2. - М.: Генезис, 2003. – 160 с.
Занятие 2
«Я - ученик».
Цель: Совершенствование и развитие навыков социализации.
Разминка «Как поощрить пятиклассника».
Участники тренинга становятся в круг, а ведущий, при помощи любого способа (перекидывание мяча, считалки и т.д.) выбирает водящего, который садится в центр, а все остальные его хвалят.
Варианты:
- ученик успешно закончил четверть;
- ученик – новенький в классе;
- ученик усердно готовился к контрольной работе, но плохо написал;
- ученик умеет хорошо организовать дежурство в классе;
- ученик - хороший спортсмен;
- ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители;
- ученик быстрее всех съедает обед в школьной столовой;
- ученик хорошо умеет подсказывать.
(Задания даются любым способом, но с учётом личностных особенностей ребёнка).
Упражнение «Если бы директором был я».
(Эта игра даёт ребятам возможность сначала придумать в малых группах шуточные и даже абсурдные правила для школы, чтобы потом предложить одно или два действительно серьёзных правила).
Ведущий предлагает каждому участнику кусочек разрезанной на 5-6 частей открытки или картинки. Участники собирают картинку и таким образом образуют мини-группу.
В течение 7-10 минут вам нужно выработать примерно десяток правил для школы – таких, над которыми можно посмеяться и которые действительно могли бы помочь школе, классу, или ученику.
По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает правила, которые они выработали. Ведущий задаёт вопросы:
- какое правило самое смешное?
- какое правило самое необычное?
- какое правило самое бесполезное?
- какое правило самое трудновыполнимое?
- какое правило самое важное?
- считаешь ли ты, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?
А теперь из всех предложенных правил давайте выберем основные, которые помогут вам успешно учиться в 5-ом классе.
(Выработанные правила ребятам предлагается оформить и поместить в классный уголок.)
Обратная связь.
Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 3
«Я + мы».
Цель: Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.
Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.
Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.
Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.
После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
Упражнение «Портрет нашего класса».
Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Обратная связь.
Ведущий: Ребята, давайте станем в круг, возьмёмся за руки и громко и дружно произнесём наш девиз!
Занятие 4 «Путешествие в страну эмоций»
Цели. Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Задачи. Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Материалы. Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.
Ход занятия
Упражнение на внимание «Что ты услышал?»
Обсуждение домашнего задания
Ведущий проводит опрос учащихся по кругу, обсуждается эмоциональный опыт учащихся, анализируются чувства и жизненные ситуации (они записываются на доске).
Работа по теме
Игра «Угадай эмоцию»
Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.
Упражнение «Фигуры эмоций»
Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.
Игра «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.
Игра «Изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Упражнение «Поставь балл эмоции»
На бланках с различными эмоциями предлагается поставить балл (от 1 до 10) каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.
Затем идет обсуждение и делается вывод.
Анализ занятия (как на первом занятии)
Ведущий задает вопросы для обсуждения:
Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?
Что для вас было новым на занятии?
Что было уже известно?
Домашнее задание
Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоциями.
Занятие 5 «Наши учителя» (По Слободяник)
Цель. Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.
Задачи. Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
Материалы. Лист ватмана, на котором обозначены контуры будущего «цветка». Списки качеств «настоящего учителя» (3 экземпляра). «Лепестки» будущего «цветка», вырезанные из бумаги форматом А3 с текстом интервью учителей-предметников. Карточки с названиями учебных предметов, имен и отчеств (преимущественно женских). Магнитная доска, клей, маркеры.
Интервью с учителями необходимо провести заранее.
Игра проводится в классе.
Ход занятия
Разминка
Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок»
Обсуждение домашнего задания
Обсуждаем способы овладения эмоциями.
Работа по теме
Дети сидят за своими партами. Ведущий перечисляет и записывает на доске вопросы, на которые детям предстоит найти ответ в ходе игры.
«Учебные предметы» – перечисление и обсуждение предметов, которые есть в программе пятого класса.
Дети делятся на три группы.
Упражнение «Как зовут наших учителей?»
С помощью этого упражнения предлагается вспомнить имена и отчества учителей по разным предметам.
· Ведущий называет предмет и имя учителя, а ребята на скорость называют отчество.
· Ведущий называет предмет, а ребята называют имя и отчество.
· Ведущий называет фамилию, а ребята – предмет и так далее.
Упражнение: «Настоящий учитель – это...»
Каждая группа получает листок, на котором написаны различные качества и свойства человека. Среди них есть качества, важные для осуществления педагогической деятельности, есть и нейтральные.
Задача каждой группы – отметить в списке те качества, которые обязательно должны быть у настоящего учителя. Списки у всех групп одинаковые, но выбирают они нередко разные качества. Работа проводится в течение 5 минут. Затем каждая группа выбирает одного представителя. Он остается у доски, остальные садятся на свои места. Сравниваются выборы групп.
Листки с выбранными качествами прикрепляются в центр листа ватмана (будущего цветка).
Упражнение «Какие они, наши учителя?»
Детям раздаются лепестки с текстами интервью их учителей. Эти работы не подписаны. Ребята передают лепестки друг другу (у каждого в руках должен быть лепесток). Читают то, что на нем написано, и если ответы им близки, если им кажется, что человек, сказавший такие слова, похож на них, то должны расписаться на его листочке в специально оставленном для этого месте.
Дети читают ответы учителей и по желанию расписываются. Затем передают лепестки по кругу.
Дальше из лепестков собирается цветок.
В конце делается вывод о том, какие учителя работают в нашей школе.
Анализ занятия (как на первом занятии).
Домашнее задание
Написать по 5 качеств, которые нравятся в других ребятах и в себе. А также 5 качеств, которые не нравятся в других и в себе самом.
Занятие 6 «Самоорганизация».
1. Упражнение «Привет и комплимент в подарок»
Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддерживание доброжелательной атмосферы.
Инструкция: Как только зазвучит музыка, вы будите передвигаться по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплементы, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты.
Вопросы для обсуждения:
Изменилось ли ваше самочувствие? Если «да», то как? Как вы думаете, почему изменилось ваше настроение?
2. Мини-лекция «Как организовать свои занятия»
Цель: информирование подростков об эффективных способах организации самоподготовки.
Ведущий сообщает подросткам небольшую по объему информацию о том, как правильно организовать процесс самоподготовки.
Лекционный материал:
Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания необходимо организовать правильно свое рабочее пространство.
Общие правила организации рабочего места:
Прежде всего, на рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Иначе придется терять время на поиски нужной вещи.
Очень важно также обеспечить на рабочем месте чистоту. Чем чище рабочее место, тем легче работать.
На рабочем месте надо обеспечить соответствующий предстоящей работе порядок. Так, источник света должен находится слева. Всё, что вам понадобится, лучше держать с одной стороны (чаще слева), сделанное и использованное перекладывать на право.
Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
За работу никогда не надо браться круто, натиском, сразу. Начинай готовиться понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся начать сначала с самого легкого, а потом переходи к изучению трудного материала.
Условия поддержки работоспособности
Чередуйте умственный и физический труд.
Обязательно делайте перерывы для отдыха: каждый час последние 10 минут надо или лежать, закрыв газа или посидеть, закрыв глаза.
Обсуждение. Как вы организуете свою работу? Исходя из вышесказанного, как вы оцениваете организацию своих занятий, что собираетесь изменить?
3. Кинезиологическое упражнение
Цель: стимуляция познавательных способностей.
Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала с тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. После большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершаем круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
4. Релаксация «Цветок»
Цель: саморегуляция психологического состояния.
Процедура проведения: Ведущий заранее подготавливает спокойную музыку и предлагает подросткам сесть поудобней, расслабиться и приготовиться слушать инструкцию, закрыв глаза.
Инструкция: «Представьте цветочный горшок с землей. У вас на ладони - семечко цветка. Вы сажаете его в землю - и цветок начинает расти. Вот появляется стебель, он вытягивается ... Листья … Бутон … Наконец, бутон раскрывается, и вы видите свой чудесный цветок…Рассмотрите его внимательно и отметьте, какие чувства он у вас вызывает...Вы берете горшок с цветком и уносите его в место, про которое никто не знает, кроме вас. Попрощайтесь со своим цветком.. Вам пора возвращаться, но вы всегда сможете прийти к нему, когда вам будет грустно. Ваше дыхание становиться глубоким и энергичным. Вы отдохнули и чувствуете прилив сил… Откройте глаза, потянитесь… Вы вернулись из своего путешествия».
Обсуждение: Какое ваше настроение, удалось ли вам расслабиться? Если нет, то, что помешало? Какие чувства, образные представления возникли в ходе релаксации? Знаете ли вы другие способы расслабление? Для чего необходимо овладеть различными приемами релаксации?
5. Упражнение: «Настоящий гимназист – это…»
Каждая группа получает листок, на котором написаны различные качества и свойства человека. Среди них есть качества, важные для учебной деятельности, есть и нейтральные.
Задача каждой группы – отметить в списке те качества, которые обязательно должны быть у настоящего гимназиста. Списки у всех групп одинаковые, но выбирают они нередко разные качества. Работа проводится в течение 5 минут. Затем каждая группа выбирает одного представителя. Он остается у доски, остальные садятся на свои места. Сравниваются выборы групп.
Листки с выбранными качествами прикрепляются в центр листа ватмана (будущего цветка).
6. Дискуссия по вопросам:
Можете ли вы мне сказать, зачем человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хороший друг похож на брата или сестру? А чем отличается?
Ведущий предлагает участникам написать окончания предложений у себя в тетради: «Откровенно говоря, мне до сих пор трудно…»;
«Откровенно говоря, для меня очень важно…»
Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.
7. Упражнение «Ищу друга» (единомышленника)
Ребятам предлагается попытаться составить объявление под названием «Ищу друга».
В нем необходимо рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.
Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора.
Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психолога.
8. Анализ занятия (обратная связь).
Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисованном портфеле.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Обоснование программы (актуальность, новизна, значимость).
- Краткое описание проблемной ситуации, указание категории потенциальных участников программы, возможные ограничения, связанные с реализацией программы (при наличии).
- Концепция программы.
- Место программы в решении задач психологического сопровождения образовательного процесса с учётом проблемной ситуации.
- Цели, задачи программы.
- Методы и формы реализации программы, режим занятий.
- Сроки и этапы реализации программы.
- Планируемые результаты.
Описание основных разделов программы
Перечень мероприятий
Тематическое планирование
Наименование тем занятий (мероприятий) программы.
Количество часов, отводимое на их реализацию.
Цель и/или планируемый результат каждого занятия (мероприятия).
Краткое содержание каждого занятия, перечень видов и форм работы.
Перечень используемого оборудования.
Способ получения обратной связи о результатах занятия (мероприятия
- Материально-техническое обеспечение
перечень необходимого оборудования, аппаратных комплексов, технических средств, материалов и т.д., а также возможности их использования.
- Кадровое обеспечение
- Информационное обеспечение
список литературы (пособий, учебников, рабочих тетрадей), электронных ресурсов;
перечень применяемого инструментария (диагностического, коррекционно-развивающего и т.д.) с указанием источников.