Сказкотерапевтические групповые занятия -путешествия в детском саду по теме "Что я могу?"
Материал состоит из нескольких занятий которые проводятся в группе.В занятиях используются элементы сказкотерапии, работа с песком,проигрывание этюдов, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания. Данные занятия предназначены для старшей группы детей. Основная цель этих занятий - формирование у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. После каждого занятия-путешествия я провожу занятие, содержащее игры и задания на развитие определенного ощущения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятия путешествия в страну «Что я могу?»
( Вводное)
Цели:
- настроить детей на занятие в группе;
- развивать внимание и слуховое восприятие;
- развивать воображение, творческие способности;
- предоставить возможность детям проанализировать свои переживаемые чувства и чувства других.
Оборудование: светильник, темная ткань, песочница, фигурка ветра, карандаши.
Материал: индивидуальные карты в виде контура человеческого тела.
Ход занятия:
«Здравствуйте дорогие мои друзья! Любите ли вы сказки? Сказки бывают разные, и в них живут самые удивительные герои: добрые волшебники и коварные чародеи; умные, добрые животные и хитрые, злые звери; маленькие гномики и жадные карлики, и многие-многие давно знакомые и любимые вами сказочные герои.
И сегодня мы отправимся с вами в длительное, увлекательное путешествие в сказочную страну под названием «Что я могу?». Мы узнаем много нового и интересного о самих себе и о том, что мы умеем и чем можем научиться благодаря жителям сказочной страны.
Вы готовы? Тогда чтобы войти в сказочную страну «Что я могу?» нам поможет волшебный цветок».
В одном углу располагается задрапированный темной тканью стул. На него ставят волшебный цветок (светильник, декорированный под цветок). Детям предлагается подойти к волшебному цветку.
«Сейчас мы можем подойти к волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок пропустить нас в сказочную страну». Когда дети закроют глаза и протянут руки над цветком, ведущий говорит: «Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу, которой мы должны пользоваться очень осторожно. Ведь она может пригодиться нам для решения самых разных сказочных задач».
Ведущий и ребята садятся на ковер в круг; недалеко ставится песочница с прилагаемыми к ней атрибутами. Ведущий начинает рассказывать сказку: «Далеко ли близко, высоко иль низко, посередь зеленой дубравы, на цветочной поляне в деревянном домике жил-поживал маленький домовенок Лопушок (предложить детям создать в песочнице по описанию домик домовенка). Каждое утро он приступал к своим нехитрым обязанностям: наводил порядок в домике, печь топил, ягоды в лесу собирал.
Однажды ранним утром, когда домовенок еще спал, налетел на поляну Ветер-ветерок, с силой распахнул окна в домике Лопушка, и комната сразу же наполнилась каким-то новым, до сих пор еще не знакомым запахом. Лопушок громко чихнул и сел в кровати. Запах был каким-то свежим и почему-то влажным. И в то же мгновение по крыше что-то застучало и с грохотом стало скатываться вниз на землю. Тогда Лопушок вытянул руку в окно, и на его ладошку упала крупная синяя капля дождя. Домовенок распахнул дверь и крикнул что есть силы: «Ветер! Не улетай! Расскажи мне, что за чудный дождь ты принес с собой?». Ветер тихо опустился на поляну, колыша под собой головки цветов (дети ставят в песочницу фигурку ветра). Это капли воды, собранные мной с моря». – «А что такое море?» - удивился домовенок. «Ты не знаешь что такое море? Море – это бескрайняя синяя гладь воды, она соленая. А его берега покрыты теплым, шершавым, но мягким песком. И на свете вообще много чего интересного!». Лопушок, горько вздохнув, пробормотал: « Сколько же ты много видел! А я живу в своей маленькой стране и, кроме леса, поля и бабочек, ничего не видел. Я живу в самом скучном и неинтересном месте на всем белом свете!».
«Страна, в которой ты живешь, очень большая и красивая с удивительным названием: «Что я могу?». В ней живут умные животные – твои помощники, которые помогут тебе узнать много нового и интересного о самом себе. Просто надо выйти из твоего привычного маленького мира, чтобы поближе познакомиться с ними и узнать, что же ты на самом деле можешь и умеешь» - ответил Ветер.
« Как же я пойду? Я ведь такой маленький и могу заблудиться».
« Ну что же, - пропел Ветер, - нет ничего проще». И в то же мгновение он легко подхватил Лопушка и поднял над землей. Взору домовенка открылась прекрасная картина: вся страна была похожа на…фигуру человека! (Детям раздаются индивидуальные карты Сказочной страны в виде контура человеческого тела.) «Вот это да! – воскликнул домовенок. – Как же интересно! Полетели дальше!
«Тогда держись крепче! К новым открытиям в самом себе!» - прошумел Ветер и понес Лопушка навстречу новому и неизвестному…»
«А теперь пришло время возвращаться назад». Выполняется ритуал выхода из Сказочной страны.
Беседа с детьми:
- Скажите, весело ли жилось домовенку в лесу? Почему?
- Зачем домовенку понабилось отправляться в путешествие?
- Случается ли вам огорчаться, если вы чего-то не знаете или не умеете? Как вы выходите из этой ситуации?
Нарисуйте внутри карты Сказочной страны лес, поляну и домовенка Лопушка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План занятия в старшей группе «Путешествие в Синегорье к орлу Зоркий Глаз».
Цели:
- создать положительный фон в группе;
- развивать фантазию и воображение;
- развивать умение перевоплощаться.
Оборудование: светильник, темная ткань, песочница, фигурка Орла, столы, стулья.
Материал: пластилин, индивидуальные карты страны, карандаши.
Ход занятия.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Затем дети воссоздают на песке маленький мир, в котором живет домовенок.
Ведущий: Долго ли, коротко ли нес Ветер-ветерок Лопушка над страной «Что я могу», но вскоре облака рассеялись и вдали показались горы с синими шапками на макушках. (Горы располагаются в той части страны, которая больше всего походит на голову человека).
- Вот мы и прилетели в Синие горы, в гости к твоему первому помощнику- Орлу Зоркий Глаз. Видишь, он приветливо машет нам крылом с горы, покрытой сочной зеленой травой, на которой, словно яркие бусинки, рассыпались ароматные цветы. На склонах пасутся овечки, козы, барашки. ( Дети создают в песочнице «Синегорье», ставя фигурку Орла, они обращают внимание на его глаза и зоркий взгляд).
- Ветер, а почему Орла зовут Зорким? – полюбопытствовал домовенок. ( Разыгрывается сказка на песке.)
- В Синегорье всегда жили милые животные: овечки, козочки, барашки. Они очень любили резвиться на просторных склонах гор и питаться душистой, сочной травой. А с вершины высоких гор за ними с интересом наблюдал Орел. Еще он любил рассматривать проплывающие в голубом небе облака, гадая, на кого они могут быть похожи.
Так проходил день за днем, год за годом. Иногда на горные равнины приходили люди. Они стригли шерсть животных и делали из нее пряжу. Затем на радость своим детям вязали пестрые и теплые вещи. Орел смотрел на животных и думал: «Как хорошо, что у людей есть такие замечательные помощники, а у овец, коз и барашков – заботливые хозяева! А что с меня взять?» И Орел загрустил.
С того дня прошло немало времени, и Орел стал замечать, что трава на склонах гор стала менее шелковистой и перестала радовать глаз; животные ели ее с неохотой и худели на глазах. Их мягкая, блестящая шерсть потускнела и спуталась, покрыв все тело клочьями и колтунами. А люди перестали взять своим детям теплые вещи. Теперь дети ходили в залатанной одежде. Орлу стало любопытно, что же могло произойти в горной долине? Он расправил свои большие крылья и слетел вниз. Животные испугались величественной птицы и замерли от страха.
- Не бойтесь меня. Я только хотел узнать, что у вас случилось и не нужна ли вам моя помощь? – осведомился Орел.
Овечки заблеяли: «Трава перестала быть сочной, она вянет и становится безвкусной. Никто не знает почему. Наши хозяева не приходят стричь с нас шерсть, потому что она стала жесткой и непригодной для вязания». Орел задумался и сказал: «Я возьмусь помочь вашей беде». Взмахнул крыльями и поднялся с горы.
(Детям можно предложить подумать о том, каким образом Орел будет помогать животным. Уточнить, что предприняли бы сами дети.)
Орел пристально вглядывался в каждую травинку, в каждый камешек, лежащий на земле. И вот, когда на Синегорье пала ночная мгла и окутала всю округу сладким сном, Орел с высокой горы в свете луны заметил маленькие точки. Они быстро-быстро перемещались по земле, то и дело, пропадая из вида. Орел присмотрелся повнимательнее и воскликнул: «Да это же мыши! Они выползают из своих норок и тут же скрываются в них. Так вот кто губит траву, подгрызая ее корешки!»
На следующий день Орел спустился в долину и обо всем рассказал овечкам, козам и барашкам. И стали они думать-гадать, что же делать? И придумали: «Мы наденем свои звонкие колокольчики, бубенчики и станем бегать, прыгать, скакать по горным тропинкам и лужайкам. Мыши испугаются такого перезвона и разбегутся кто куда».
Сказано-сделано. И с тех пор жизнь в Синегорье пошла на лад. А животные в благодарность за помощь, которую им оказал Орел, прозвали его «Зорким глазом».
2. Ритуал выхода из Сказочной страны.
Этюды-перевоплощения в персонажа Сказочной страны Орла Зоркого глаза.
Этюд «Зоркий Орел».
Вот на вершине гор
Сидит зоркий орел.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает мышкам страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал
И камнем падал свысока на врага.
Он свободный властелин
Седых вершин.
Затем ребенок изображает орла, который медленно, взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и зорко разглядывает детей.
Беседа с детьми:
- Чем помог Орел Зоркий глаз жителям Синегорья?
- Какой своей способностью он воспользовался?
- Каких первых помощников мы должны отметить на наших картах страны «Что я могу?»? (Глаза). Теперь карта подсказывает нам, что мы умеем видеть, познавать мир с помощью глаз.
- Нарисуйте Орла Зоркого глаза и все, что может увидеть он или вы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План занятия в старшей группе «Игры упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений».
Цели:
- создание положительного фона в группе;
- развитие зрительных ощущений и представлений;
- развивать творческие способности, воображение и фантазию.
Оборудование: рабочая тетрадь М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова раздел 2, стр. 14, стр.15-16., карандаши.
Материал: листы бумаги, раздаточный материал.
Ход занятия.
1.Радуга.
- Вы видели радугу? А кто может сказать, как пахнет воздух в то время, когда вы наблюдаете на небе радугу?
- Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть е цвета. (Дети устраиваются поудобнее и закрывают глаза.) Сосредоточьте внимание. Дышите спокойно и глубоко…
- Теперь, когда вы расслабились, представьте, что весь зал наполнен красным воздухом. Внутренним зрением посмотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий вас, вдохните его свежесть. Если хотите, можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его удивительный аромат (арбуз, вишня, клубника).
- Представьте, что весь зал наполнился оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Оранжевый воздух пахнет апельсином (морковью, мандарином, абрикосом). Почувствуйте этот запах.
- Смотрите, воздух вокруг вас желтеет и стал совсем желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние. Прикоснитесь к нему.
- Цвет окружающего воздуха снова изменился. Теперь воздух излучает зеленый цвет. Этот цвет первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат (запах и ощущение травы, распускающихся листьев, запах огурцов).
-Чудеса продолжаются. Воздух вокруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба. Наслаждайтесь сияющей голубизной. Представьте, что ваши руки-крылья. Медленно парите в голубом пространстве.
-Но вот воздух постепенно сгущается, и его голубой цвет плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным. Мысленно попробуйте раздвинуть его руками, как воду.
-И, наконец, воздух окрашивается в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдохните цвет вечерней прохлады (сливы, фиалки, сирени).
-А теперь мысленно представьте себе, как выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который сейчас наполняет этот зал. Внутренним зрением медленно осмотрите зал, почувствуйте коврик, на котором лежите. Мысленно стряхните остатки всех цветов и откройте глаза.
Вопросы:
- Поделитесь своими впечатлениями и чувствами.
- Какой цвет был самым приятным?
- Возникло ли ощущение полета, парения?
Нарисуйте свои чувства и ощущения, используя различные цвета.
2.Мир сквозь цветные очки.
Предложите детям надеть «невидимые» очки какого-нибудь цвета. Попросите детей найти в комнате предметы такого же цвета.
3.Чем отличаются снеговики? (раздел 2, стр.14 рабочей тетради).
4.Сколько вокруг круглого.
Предложите детям назвать как можно больше предметов круглой формы и изобразить эти предметы (свернуться калачиком, кувыркнуться через голову, повертеться вокруг своей оси).
Предварительный просмотр:
План занятия в старшей группе «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к собаке острый нюх.
- создать непринужденную, психологическую атмосферу;
- вызвать у детей позитивное отношение ко всем участникам группы;
- развивать внимание и сообразительность.
Цели:
Оборудование: песочница, презентация, фигурки ветра, собаки, домовенка, вода, светильник – цветок, темная ткань, стул, карандаши.
Материал: бумага, индивидуальные карты Сказочной страны.
Ход занятия.
- Ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий: Лопушок со своим другом Ветром-ветерком, проплывая в облаках, держат путь в гости к следующему помощнику, с которым домовенку не терпится встретиться.
- Ветерок, а что это там внизу виднеется?
- Это пещера с названием «Чудесные запахи», и в ней живет еще один твой помощник.
Ветер поднес домовенка поближе к пещере и опустил у самого входа.
-Как странно, - заметил домовенок, - в этой пещере два входа. А холодный воздух, попадая в нее, выходит оттуда теплым?! И, кажется, что пещера дышит.
- Ничего удивительного, ведь пещера живая,- ответил Ветер.
Только успел он это сказать, как из входа в пещеру с радостным лаем выскочила Собака и приветливо завиляла хвостом. (Дети в песочнице создают рельеф пещеры чуть ниже глаз; у входа сажают фигурку собаки. Обращают внимание на ее нос.)
- Эту Собаку зовут «Острый нюх». Она отлично разбирается в запахах и может отличить один запах от другого даже с закрытыми глазами.
-Ну и ну! Как интересно! – воскликнул домовенок. – Расскажи мне, пожалуйста, историю про Собаку Острый нюх и о пещере Чудесные запахи.
И Ветер начал свой рассказ.
- В стране «Что я могу?» есть интересная пещера, у которой два входа, являющихся одновременно и выходами. По ходам и переходам пещеры любят гулять, а иногда и отдыхать Южный и Северный ветры, которые приносят с собой диковинные запахи со всего света. Южный ветер, пролетая над жаркими странами со знойными пустынями и благоухающими долинами, собирал запахи цветущих каштанов и кустов жасмина.
Тем временем Северный ветер с шумом летал по бескрайним полям и лесам, занесенным снегом. Сдувал с елок-сосенок хвойный аромат.
После долгих странствий Ветры встречались в знакомой пещере, чтобы передохнуть. А их воздушные струи разносили чудесные запахи по узким тоннелям пещеры. Так продолжалось длительное время, но вскоре с пещерой стало происходить, что-то непонятное. То откуда ни возьмись водопад прольется, то вязкое болото образуется. Да так затопит вход в пещеру, что ни попасть в нее братцам-ветрам.
Так бы, наверное, и продолжалось, если бы к пещере однажды не пришла погреться и передохнуть в ее теплых тоннелях маленькая Собака. Подойдя поближе к входу, Собака потянула носом воздух и громко чихнула: «Апчхи!», «Ну и запах же в этой пещере! Даже зайти вовнутрь неприятно», - пролаяла Собака.
- Ничего подобного, - обиделись Ветры. – Мы каждый раз гостим в этой пещере и нисколько не жалуемся на запах. Тем более что мы сами его старательно собираем по всему свету.
- Да вы просто собираете запахи, а нюхать вы не умеете, - гавкнула Собака, и ее голос отозвался в пещере эхом.
- Кто это вздумал нас учить? – возмутились Ветры и вылетели наружу. С их появлением Собака стала чихать еще громче и сильнее. Братцы-ветры были в растерянности.
- Каждый из вас,- обратилась Собака к Ветрам, - пахнет по-особенному. Но не всегда разные запахи могут соседствовать друг с другом. Да еще в такой узкой пещере, где совсем мало места для движения. Поэтому, перемешиваясь, они начинают пахнуть просто отвратительно, и пещера, чтобы не впускать другие запахи во внутрь, начинает заболачиваться и закрывать вход.
- А что же делать? – Ветры с любопытством уставились на Собаку.
- А сделаем мы вот что. Я останусь жить в пещере. И когда вы будете возвращаться из дальних странствий, принося с собой запахи, я стану вас внимательно обнюхивать. Потом решу: можно ли вам отдыхать в пещере вместе или из-за несоответствия запахов лучше отдыхать по очереди. Если запахи разные и не подходят – буду весело лаять, приглашая вас посетить пещеру вместе.
На том и порешили. И по сей день Собака верно несет службу в пещере Чудесные запахи, ни разу не ошибившись и ничего не перепутав. С тех самых пор братцы-ветры прозвали умную Собаку именем «Острый нюх».
- Ритуал выхода из Сказочной страны.
Этюды-перевоплощения в персонажа Сказочной страны Собаку «Острый нюх».
Этюд «Собака».
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный, дразнящий запах.
Умная собака всегда может найти потерянную вещь по запаху. А можешь ты проявить сообразительность и подобрать нужную заплатку для того, чтобы починить одеяло? (рабочая тетрадь стр. 33)
Беседа с детьми:
- Кто из вас догадался, что же это за чудная пещера из страны «Что я могу»? Для чего она нужна?
- Какой своей способностью воспользовалась Собака, чтобы помочь пещере?
- Как вам может пригодиться умение Собаки Острый нюх?
- Ребята, какой помощник появился в нашей стране «Что я могу?» (Нос – дети отмечают его на карте).
Вот видите, мы можем не только видеть, слышать, но и умеем различать разные запахи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План занятия на тему: «Путешествие к собаке Острый нюх. Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений.
Цель:
- создание теплой дружеской атмосферы в группе;
- развитие обонятельных ощущений.
Оборудование: фрукты, пряности, овощи, травы, кондитерские изделия, флаконы с духами, презентация с картинками, фломастеры.
Материал: по количеству детей листы бумаги.
- Угадай что это.
Разложить фрукт, овощ, пряность, травы, кондитерские изделия в емкостях.
Ребенку завязывают глаза, затем предлагают определить по запаху, что так может пахнуть.
- Слышу и чувствую запахи.
Предложите детям понюхать запахи поочередно из пяти флаконов. Спросите у детей, что им напоминает каждый из запахов. Пусть дети попробуют изобразить любой из запомнившихся запахов с помощью фломастеров или красок.
- Заколдованные картинки.
Предложите детям рассмотреть картинки. Объясните им, что картинки заколдованы, но они оживут, если ребята смогут почувствовать запахи и услышать звуки каждой картинки. (В данной игре используются картинки с изображением растительного и животного мира, сюжеты из городской, бытовой жизни).
- Мой друг пахнет.
Расскажите детям о том, что каждого человека окружает много запахов. Из них он выделяет только те, которые ему приятны или нет. Наших друзей мы тоже можем представить в виде запаха. Предложите детям закрыть глаза и представить своего друга. Спросите детей, какой запах напоминает им любимый друг (для уточнения можно предложить детям ассоциативный ряд: запахи цветов, фруктов, явлений природы).
Предварительный просмотр:
План занятия на тему «Путешествие на озеро «Вкусная вода» к лягушке Умный язык.
Цель:
- создать непринужденную, психологическую атмосферу;
- развивать внимание и сообразительность;
- расширять представления о себе.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фигурки ветра, домовенка, ветра, песочница, цветок-подсвечник, обручи, по количеству детей: карты Сказочной страны, карандаши.
Ход занятия.
- Ритуал входа в Сказочную страну.
- Ведущий: (Слайд) Рано утром, попрощавшись с Собакой Острый Нюх, Ветер и Лопушок тронулись в путь. Домовенок весело бежал вниз по дорожке, уводившей его от пещеры «Чудесные запахи» в неизвестном направлении, а Ветер-ветерок летел над ним и ласково обдувал со всех сторон.(Слайд) Пробегая между кустами сирени, Лопушок заметил, что под лучами солнца, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки росы. Ветер колыхнул ветки, и, будто разноцветные бусинки, звонко и весело застучали по земле капельки. Капли, попавшие на песок, с тихим шорохом стали просачиваться сквозь песчинки в самую глубь. А капли, упавшие на траву, заставили ее натянуться, как скрипичную струну, и зазвенеть в утренней прохладе.
(Слайд)Домовенок остановился, зачарованный происходящим, вдохнул носом воздух и ощутил запах росы, разнотравья, цветов и чего-то еще нового и загадочного. Лопушок расхохотался, захлопал в ладоши и побежал дальше.
(Слайд) Дорожка привела его к огромному прозрачному зеркалу, гладь которого колыхалась от дуновения легкого ветерка. В зеркале отражались проплывавшие над ним белые, похожие на барашков облака. (Слайд) Сквозь прозрачную гладь воды домовенку удалось рассмотреть песчаное дно озера, усеянное разноцветными камешками и ракушками замысловатой формой. Между водорослей плавали стайки пестрых рыбок, а под старыми корягами прятались раки. Лопушку очень захотелось пить. Зачерпнув ладошкой немного воды, он сделал несколько глотков. «Какая свежая и вкусная вода в этом зеркале», - удивился домовенок.
(Слайд) Это не зеркало, - отозвался Ветер, - а озеро, которое называется «Вкусная вода».В нем живет твой помощник – Лягушка Умный язык.
Только он это сказал, как по прозрачной глади озера пошли круги и на поверхности воды появилась зеленая голова с широким улыбающимся ртом.
- А вот и я, - квакнула Лягушка и большим языком поймала пролетавшего мимо комара. Она выбралась на берег и поздоровалась с путешественниками.
(Дети создают в песочнице озеро, чуть ниже пещеры, ставят фигурку лягушки, обращая внимание на ее язык. Сказка разыгрывается на песке.)
Домовенок обратился к Лягушке Умный язык с просьбой рассказать о себе историю. Но она была очень скромной лягушкой и предоставила возможность Ветру рассказать свою историю. И Ветер неторопливо начал свой рассказ.
(Слайд) - Сколько Лягушка себя помнила, не проходило и дня, чтобы над ней в озере не посмеялись. Даже самый мелкий карась, проплывая мимо Лягушки, мог крикнуть обидное: «Эй, ты, зеленая скользкая кожа! У тебя огромный уродливый рот и толстый неповоротливый язык!» Лягушке было обидно до слез, и всю накопившуюся обиду она изливала в своих ночных концентрах далекой Луне. Но и тут со всех сторон слышался недовольный шепот рыб: «Так она у нас еще и певица! Ведь у тебя нет ни малейшего представления о красивом голосе и правильном пении. Ты только и можешь громко квакать, высовывать свой язык и раздувать щеки! Сейчас же замолчи, а не то мы выгоним тебя из нашего озера!»
Лягушка старалась меньше попадаться на глаза обитателям озера и проплывала мимо них десятой дорогой.
Как-то, проснувшись рано утром, Лягушка потянулась, сладко зевнула и почувствовала языком, что вода имеет очень странный вкус, не такой, как всегда. Она еще раз набрала воды в рот, поболтала языком и, скривившись, выплюнула горькую жидкость обратно в воду. «Ничего не понимаю», - недоумевала Лягушка. И она решила подняться на поверхность, чтобы узнать, в чем дело. (Слайд) Каково же было ее удивление, когда на поверхности озера она обнаружила тяжело дышавших рыб.
- Что случилось? – крикнула Лягушка рыбам, но те не ответили, предпочитая, как всегда, не замечать ее. Над водой некогда прозрачного озера со свежей и вкусной водой вяло порхали мотыльки. Лягушка языком поймала одного из них и тут же выплюнула назад. Мотылек на вкус оказался таким же горьким и противным, как и вода и в озере. (Слайд)Лягушка решила узнать, что же произошло, и нырнула в помутневшую воду. Она пристально вглядывалась в дно озера, но ничего не видела. Тогда она решила обследовать озеро, чтобы найти причину. Раздвигая своими маленькими лапками толщу воды, Лягушка поплыла вперед, постоянно пробуя языком воду на вкус.
Вкус воды резко изменился, став еще более отвратительным.(Слайд) Лягушка раздвинула водоросли и увидела банку, всю покрытую ржавчиной. «Так вот в чем дело! Эта ржавчина испортила всю воду!» Лягушка самостоятельно попыталась поднять ржавую банку, но ее покрывал толстый слой ила. «Здесь мне одной не справиться, надо звать на помощь рыб».
Выплыв на поверхность, Лягушка оповестила всех о том, почему вода помутнела и стала горькой. (Слайд) Рыбы с недоверием выслушали Лягушку и нехотя поплыли вслед за ней на илистое дно. Подплыв к ржавой банке, они своими плавниками разрыли вязкий ил и, подталкивая ртами банку, выбросили ее на берег.
(Слайд) В скором времени вода в озере стала опять вкусной и свежей. Все жители благодарили Лягушку и с той поры стали ее звать-величать Лягушка Умный язык. И по ночам, когда над озером раздается лягушачье пение, никто больше не шепчет злых прозвищ в адрес Лягушки.
- Ритуал выхода из Сказочной страны.
- Этюд- перевоплощение «Лягушка».
На полу раскладываются обручи на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторыми усилиями. Дети – «лягушата», живущие на болоте. Подушки – «кочки». Лягушата перепрыгивают с кочки на кочку и, уже сидя на кочке, «выбрасывают» язык вперед, ловя комаров и мошек на обед (звучит музыка «Песенка лягушат»).
- Беседа с детьми:
- Как Лягушка помогла озерным жителям? Какой своей способностью она воспользовалась?
- Что могло произойти с озером, если бы лягушкин умный язык не почувствовал беды?
- В каких случаях вам может помочь умение Лягушки?
- Ребята, какого нового помощника мы должны нарисовать в своих картах сказочной страны? (Рот и язык).
Сегодня вы узнали, что мы умеем не только видеть, слышать, ощущать запахи, но и чувствовать вкус с помощью языка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План занятия на тему: Путешествие на «Чувствительные холмы» к обезьяне Любопытные руки.
Цель:
- создать непринужденную, психологическую атмосферу;
- развивать внимание и сообразительность;
- расширять представления о себе.
Оборудование: презентация, песочница, фигурка обезьяны, домовенка, ветра, музыка В. Шаинского «Чунга-Чанга», подсвечник-цветок с бабочкой, темная ткань, по количеству детей: карандаш, индивидуальные карты Сказочной страны в форме человеческого тела, листы бумаги.
Ход занятия.
- Ритуал входа в Сказочную страну.
- Рассказ про Обезьяну Любопытные руки.
Ведущий: Отдохнув у озера, испив его вкусной воды, Ветер-ветерок и Лопушок отправились дальше. (Слайд) На их пути встречались луговые цветы, которые, кивая головками, приглашали наших друзей попробовать вкусную пыльцу и ароматный нектар. Ветер с домовенком были рады такому угощению, ведь им нужны были силы, чтобы продолжать свое путешествие. (Слайд) Иногда Лопушок уставал идти, и Ветер сажал его на свою мягкую теплую ладонь и поднимал высоко в небо, неся над землей. (Слайд) Земля внизу была покрыта холмами, похожими по очертанию на руки и ноги человека. (Слайд) С холмов стекали быстрые прохладные ручейки, разбрызгивая капельки воды на горячий песок, гладкие камни и сухую землю. Благодаря живительным каплям земля становилась сырой, а колючая трава - мягкой и пушистой. (Слайд) А звонкие ручейки бежали дальше, к подножию холмов, и впадали в море. Склоны холмов покрывали высокие кудрявые деревья. По их шершавым веткам и стволам, цепляясь своими острыми коготками, прыгали рыжие белки, играя друг с другом в прятки и веселя тем самым других зверей. (Слайд)
- Ой, куда это мы с тобой прилетели? - спросил у Ветра домовенок.
- Это «Чувствительные холмы», на которых живет твой пятый помощник - Обезьяна Любопытные руки. (Слайд) Видишь, вон она раскачивается на ветке и приветливо машет нам рукой, - сказав так, Ветер опустил Лопушка на теплую землю. Домовенок с любопытством разглядывал Обезьяну, потому что раньше он никогда не видел такое интересное животное. А Обезьяна, скорчив рожицу, протянула Лопушку банан и, запрыгнув на ветку дерева, стала с интересом рассматривать домовенка. (Слайд)
(Дети создают в песочнице «Чувствительные холмы» и ставят фигурку обезьяны, обращая внимание на ее руки. Сказка разыгрывается на песке.)
- Ветер, а почему Обезьянку зовут «Любопытные руки»? - поинтересовался домовенок.
- А все потому, что с ней произошла вот такая забавная история...
На Чувствительных холмах, которые бывают только в Сказочной стране «Что я могу?», жила-была веселая шалунья Обезьянка. Каждый день она находила себе интересные занятия. День у нее начинался с того, что она приводила себя в порядок. Топая ногами по влажной земле, она спускалась к ручью и с радостным визгом бросалась в воду. (Слайд) Вдоволь накупавшись в прохладной воде, Обезьяна выскакивала на берег и с наслаждением растягивалась на теплом сухом песке, подставляя мордочку ласковому солнцу. Подсохнув, она начинала расчесывать свою мягкую шерстку, ловко перебирая каждый волосок своими чувствительными пальцами. Затем она шла в банановую рощу и карабкалась по лохматому стволу пальмы, чтобы сорвать себе связку сладких желтых бананов на завтрак.
Позавтракав, Обезьяна отправлялась к морю. Ей очень нравилось ловить в воде скользких медуз и нащупывать ногами на дне гладкие камешки. Набрав в ладони пригоршню больших и маленьких камешков, она садилась на берегу и бросала их в воду. Затем принималась шлепать по мокрому песку лапами, оставляя на нем свои следы. А затем с интересом рассматривала, что у нее получилось.
И вот однажды, рассматривая свои следы, отпечатавшиеся на песке, она увидела другие следы, совсем не похожие на ее. Обезьяна решила проверить, кому они принадлежат и куда ведут. Шла она, шла, и вдруг следы закончились. Она огляделась по сторонам и увидела лежащий на земле клубочек. Не долго думая, Обезьяна схватила его, но, уколовшись, выпустила из рук. Клубок, оказавшись на песке, развернулся, и она поняла, что это был Ежик! От боли и обиды, что она не сразу признала Ежа, Обезьянка громко завизжала. На ее крик сбежались звери и стали ее успокаивать и жалеть. А разобравшись в том, что произошло, решили: в случившемся нет большой беды. Просто Обезьянку подвели любопытные руки. Ведь с их помощью она всегда познает окружающий мир. И тогда звери решили назвать ее Обезьяна Любопытные руки.
- Ритуал выхода из Сказочной страны.
- Этюд «Обезьянка»
Путешественник попал на остров и, едва он сошел на берег, как его окружили жители чудного острова - маленькие обезьянки. Они с любопытством рассматривали и трогали путешественника, хватали его за руки, за ноги, пробовали залезть в карманы его одежды. Путешественник вместе с обезьянками весело смеялся и пританцовывал под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга».
- Беседа с детьми по теме:
- С помощью чего Обезьяна познает окружающий мир? Как она это делает?
- В чем и как вам могут помочь любопытные руки Обезьяны?
- Ребята, каких новых помощников мы должны отметить в своих картах
Сказочной страны «Что я могу?»? (Руки, ноги, пальцы.)
Сегодня мы узнали, что мы умеем не только видеть, слышать, чувствовать запахи и вкус, но и ощущать разные предметы с помощью рук, ног и пальцев.
- Рисунок обезьяны Любопытные руки.
Нарисуйте Обезьяну Любопытные руки и все то, что она и вы можете потрогать и пощупать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План занятия на тему: Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений.
Цель занятия:
- создание теплой дружеской атмосферы в группе;
- развитие обонятельных ощущений.
Оборудование и материалы: небольшое стекло, ткань, мех, ракушка, ручка ножницы, мягкая игрушка, катушка ниток, крышка, лампочка, книга, клубок ниток, заколка, расческа, прищепка, ключ, набор фруктов, косынка, по количеству детей: карандаши, листы бумаги.
Ход занятия.
- «Представь себе».
Предложите детям вспомнить вещи, до которых они дотрагивались в течение дня. «Представьте, что вы опять трогаете их руками. Не спешите. Надо хорошо представить, как вы дотрагиваетесь до этих вещей. Какие они на ощупь?»
Представь, что трогаешь ... облако, печаль, смех, музыку. Попробуй свои чувства нарисовать, рассказать о них.
Дотрагиваясь до стекла (ткани), подумай, что они тебе напоминают. У тебя есть друзья. Представь, что стекло (ткань, мех...) это кто-то из детей. Дощечка тебе может напомнить их характер, или голос, или внешность, или поведение.
- «Живые весы».
Предложите детям два небольших предмета разного веса. «Представьте, что вы весы: встаньте, расставив руки в стороны ладошками вверх». Положите предметы на ладошки и задайте «весам» вопрос: «Какая вещь тяжелее или легче? »
- «Пальчики-узнавальчики».
На стол ставится 2-3 предмета, разные по форме и величине. Предложите детям исследовать предметы, проводя по ним пальцами. Затем дети закрывают глаза и поочередно прикасаются к предметам, называя и описывая их.