Гиперактивные дети в школе
Практически в каждом первом классе с начала учебного года выделяются дети, которые находятся в постоянном движении: даже сидя, без конца меняют положение тела, играют то ручкой, то собственными пальцами, отвлекаются, а на переменах вступают в драки и бегают до пота
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивные дети в школе
Практически в каждом первом классе с начала учебного года выделяются дети, которые находятся в постоянном движении: даже сидя, без конца меняют положение тела, играют то ручкой, то собственными пальцами, отвлекаются, а на переменах вступают в драки и бегают до пота.
На уроках реагируют на любой раздражитель, не могут сосредоточиться, плохо переключают внимание, у них ужасный почерк. Иногда эти дети могут ходить по классу во время урока, заглядывать в тетрадки одноклассников или в окно. И товарищи их не очень жалуют, потому что такие дети вспыльчивы, могут кривляться, даже в игре не соблюдают правил.
Для таких учеников характерна: повышенная раздражительность, повышенные контактность и конфликтность, частая смена настроений, высокая утомляемость, склонность к агрессивным реакциям, тревожность, нарушения восприятия, несформированность некоторых мыслительных операций.
Таких детей называют гиперактивными, сверхподвижными или детьми с синдромом дефицита внимания. Понятно, что гиперактивный ребенок в условиях школы сразу являет собой "группу риска" и с легкостью в короткий срок переходит в разряд трудных.
Причины этого очевидны: дети с синдромом дефицита внимания доставляют массу хлопот педагогам, у которых накапливается раздражение против "необузданных питомцев", постоянно нарушающих "воспитательные" правила и запреты, имеющих к тому же и низкие учебные
результаты.
Соответственно, ребенок начинает получать огромные порции негативного внимания от учителя (а от родителей, скорее всего, получал и раньше!) в виде бесконечных замечаний, назиданий, запретов, упреков. Все это снижает самооценку ребенка, вызывает агрессию как форму защитного поведения (беда только в том, что со временем агрессивная реакция теряет свой защитный характер и становится чертой характера ребенка).
Почему же у гиперактивного ребенка не получается не вертеться, не отвлекаться, успокоиться, сосредоточиться, как того требует взрослый? Может, он просто "вредничает" или ленится?
Нет! Ибо в основе всех перечисленных проявлений лежит пусть небольшое, но все же органическое поражение ЦНС (например, как следствие тяжелого протекания беременности). Но то, как проявляется биологическая особенность, зависит, конечно, от социальной среды, в которой оказывается ребенок. И понятное нам всем раздражение взрослых формирует многие
негативные особенности в характере этих детей.
Школа же с ее высокими требованиями к произвольной регуляции, произвольному вниманию, с ее ограничениями с первых же дней двигательной активности ребенка еще больше усугубляет ситуацию.
Что же делать? Безусловно, гиперактивный ребенок требует совместной работы школьного психолога, учителя, психоневролога (или детского невропатолога) и часто логопеда, ибо синдрому дефицита внимания сопутствуют сложности с артикуляцией, неважный фонематический слух и т.п. Для нормального развития, для коррекции этих проявлений учителю и родителям важно понимать ситуацию и принимать ее, то есть быть терпимыми и отслеживать, осознавать то раздражение, которое возникает в адрес ребенка. Стоит обсудить с родителями опасности распространенной позиции: "Не хочу такого ребенка, какой есть. Он должен стать таким, как я
хочу". Прогноз же при соответствующих усилиях весьма благоприятен.
Итак, терпимость, осознание сущности трудностей - необходимое условие педагогической коррекции синдрома дефицита внимания. "Не задергать" - вот девиз для работающих с гиперактивными детьми. Стоит также обсудить с родителями возможность и углубленной консультации у невропатолога, ибо, кроме психологической и педагогической коррекции не исключена и медикаментозная (такие дети часто имеют повышенное внутричерепное давление).
Существуют правила, которые стоит соблюдать при организации школьной жизни гиперактивного ребенка. Они несложные, но дают хороший эффект.
- Ребенок нуждается в двигательной разрядке. Поэтому, во избежание хаотических перемещений по классу во время урока стоит направить его энергию в нужное русло: пусть у этого ребенка будет возможность встать, чтобы раздать тетрадки, листочки, намочить тряпку (пусть даже уже влажную) и вытереть доску.
- Не стоит затягивать нахождение этого ребенка в школе при большом скоплении людей.
- Этого ребенка надо обучать "владению телом", лучше всего подходят ритмика, занятия Ушу.
- "Дозированное" выполнение домашних заданий. Не следует затягивать процесс выполнения за счет бесконечных переписываний; во время подготовки необходимо делать передышки. Основной принцип при подготовке: "Мало, но часто".
- Не перегружать и без того "дефицитное" внимание ребенка множеством раздражителей: давать одно задание на определенный срок.
- Планировать работу ребенка, при выполнении задания осуществлять пошаговый внешний контроль за его работой.
- Избегать частых порицаний, упреков. Итак, очевидно, что дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в индивидуальном подходе.