ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_nasiliya_dlya_roditeley_prezentatsiya.pptx | 140.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИПЫ АГРЕССИВНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Хэйзинг (от англ. hazing - издевательство) - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле. Мобинг (от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон» , недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор . При мобинге цель – устранить человека из группы , тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент . Дедовщина- издевательства , практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» ( группы из которых нельзя выйти по собственной воле ). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье. Буллинг – длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.
Причины конфликтов в детской среде Борьба за лидерство Ущемление достоинства или амбиций одного из детей Неподтверждение ролевых ожиданий Психологическая несовместимость Конфликтное поведение как норма общения для одного из противников
ДЕТСКИЕ РЕАКЦИИ ПРИ СОПЕРНИЧЕСТВЕ Реакция амбиции Реакция самодовольства Реакция зависти Реакция злорадства Реакция захвата Реакция агрессии Соперничество ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения) поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость) социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением
БУЛЛИНГ ( bullying , от анг . bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе Selekman Janice , Vessey Judith A. Bullying : It Isn’t hat It Used To Be // Pediatric Nursing . 2004. Vol . 30. № 3 Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака буллинга
Чаще других подвержены буллингу дети : Страдающие от одиночества. отсутствие опыта жизни в коллективе«Домашние дети» Имеющие негативный опыт жизни. Из социально-неблагополучных семей. Подвергаемые физическим насилиям дома. Имеющие «комплекс неполноценности». Предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах. Не верящие в защиту их педагогами Не считающие себя значимой частью своего детского коллектива. Верящие в то, что заслуживают быть жертвой и пассивно ожидающие насилие преследователей. Смирившиеся с этим насилием, как со своей долей.
Буллеры « Ты мне ничего не сделаешь! » Дети, воспитанные в условиях материнской депривации Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни Дети из властных и авторитарных семей Дети из конфликтных семей Дети с низкой толерантностью к стрессу Дети с низкой успеваемостью Ребенок, который не умеет сочувствовать своей жертве. Физически сильные мальчики, которые успешны в коллективе. Легко возбудимые и очень импульсивные с агрессивным поведением. Ребенок, который чувствует, господствуя над одноклассниками, подчиняя их себе, сможет легче добиться своей цели.
Часто буллерами становятся дети : Желающие быть в центре внимания. Уверенные в своем превосходстве над жертвой. С высоким уровнем притязания. Мечтающие быть лидерами в классе. Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве. Дети, не признающие компромиссы. Дети, со слабым самоконтролем. Дети, интуитивно чувствующие, кто из одноклассников не станет оказывать им сопротивление.
Последствия школьного насилия Падение самооценки у жертвы насилия Нарушение социальных связей, отверженность Низкий статус в группе, проблемы в учебе и поведении Повышение риска развития нервно-психических и поведенческих расстройств (невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, возможно формирование посттравматического синдрома) Нарушения в развитии идентичности у подростков Длительный стресс, чувство безнадежности и безысходности Аутоагрессивное поведение
Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников Спокойное отношение в случае незначительной агрессии Акцентирование внимания на поступках, а не на личности Контроль над собственными негативными эмоциями Обсуждение проступка Сохранение положительной репутации ребенка Демонстрация модели неагрессивного поведения Снижение напряжения ситуации Работа восстановительного примирения
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга . Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).