Занятия по теме "Конфликты и компромиссы"

Лахмытко Наталья Михайловна

Современная конфликтология выработала способы регулирования и и конструктивного завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в после конфликтной стадии — это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_kompromisy.docx61.21 КБ

Предварительный просмотр:

Способы регулирования

и конструктивного

завершения конфликтов

Современная конфликтология выработала способы регулирования и и конструктивного завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в после конфликтной стадии — это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.

Экспериментальное подтверждение этого положения в нашей стране было получено в 30-х годах в беспримерном опыте А.С. Макаренко (1888—1939). Он показал, что совместная деятельность людей, имеющих общие задачи, преобразует группу подростков с внутренне конфликтными отношениями в единый коллектив лучше всякого кнута и пряника.

В отечественной науке большое внимание деятельностному подходу к психологии коллектива как особой социальной группе уделял А.В. Петровский. В его работах был, в частности, сделан вывод о детерминирующей роли предметной деятельности по утверждению коллективистских отношений в группе[1].

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком1.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.[2]

Тема занятий

Количество часов

1

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ?                                                         Конфликт. Способы разрешения конфликта.

2

2

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. КОМПРОМИСС.

2

3

ПОЗНАЙ СЕБЯ

2

4

«РАДОСТЬ  ОБЩЕНИЯ».

2

Тематический план занятий по теме «Конфликты и компромиссы»

Групповое занятие.

Тема: «Что такое уверенное поведение?                                                                                                    Конфликт. Способы разрешения конфликта.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «уверенное поведение», «конфликт», причинами его возникновения и стратегиями поведения человека в различных конфликтных ситуациях; обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций. Показать, чем уверенное поведение отличается от агрессивного.

Место проведения: обычное классное помещение.

Оборудование: карточки с конфликтными ситуациями для групповой работы; плакаты с напечатанными стратегиями поведения в конфликте (избегание, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество) и тезисами, указывающими на плюсы и минусы этих стратегий.

Презентация.

Возраст: 11–13 лет.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Тема прошлого занятия была «Агрессивность». Учащимся задаются вопросы, чтобы актуализировать знания по прошлой теме.

- Составляющие агрессии.

- Зачем нужна агрессия.

- Почему агрессивное поведение вызывает у людей неприятие?

- В чем причина агрессии?

- Как проявляется агрессия?

«Мозговой штурм»

Как вы думаете, существует разница между агрессивным и уверенным поведением? Что значит, по -  вашему – вести себя уверенно?

Ролевая игра «Уверенное поведение»

Разыграйте ситуацию. В класс, где вы учитесь, пришел новенький. Он не кажется вам не высокомерным, не занудливым, но ваш приятель  подбивает вас показать новенькому, «где его место, чтобы не задавался». На ваше сопротивление приятель  спрашивает: «Ты что не хочешь со мной больше общаться?».  Ваши действия:

  1. Резко оборвать приятеля: «Ты мне тут не угрожай – я сам себе хозяин».
  2. Высказать свое мнение «Без меня найдутся те, кто его доведут. Я не хочу пользоваться уязвимостью другого, чтобы самоутвердиться.
  3. Поразмыслив, прийти к выводу, что с этим приятелем вы дружите много лет, и из – за какого – то новенького не стоит ссориться с другом.

Определите  стиль поведения».

Ситуация  1.   Вы сидите в автобусе. Входит пожилая женщина и начинает, глядя на вас говорить примерно следующее: «Вот молодежь пошла, никакого уважения к старым. Ни места ни уступят, ни работать не умеют».     Ваше поведение:                                                    

  1. Уступить место и уйти подальше от этой женщины.
  2. Сказать, вставая: «Бабушка, ну не все такие»
  3. Обратиться к рядом сидящему: «Вечно им больше всех надо».

Ситуация  2.   Вы разговариваете со своим приятелем о том, чего боитесь (например, контрольной и т.д.).  Спрашиваете  приятеля о том, боится ли он чего – то и как ведет себя в таких случаях. В ответ друг говорит, что боятся таких вещей только придурки. Ваше поведение:        

  1. Кто придурок – я? Дать приятелю так, чтобы потом и не думал намекать на какие – ваши проблемы.
  2. Постараться узнать, почему ваш приятель так о вас думает, и впредь стараться не попадать впросак.
  3. Сказать, что страх и трусость  - разные вещи. Только как раз дураки и не боятся.

Ситуация  3.   Вы одолжили своему знакомому деньги ( какую – вещь). Время идет, а приятель и не вспоминает о том, что должен.Ваше поведение:

  1. Не слушая никаких оправданий, требовать вернуть долг немедленно, упрямо и не уходя.
  2. Пригрозить, если в ближайшее время долг не отдаст, ему достанется.
  3. Терпеливо ждать, что приятель вспомнит о долге.

Тип поведения

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Агрессивное

Неуверенное

Уверенное

На самом деле уверенного, агрессивного, или неуверенного  человека можно отличить и по внешнему виду и по тому как он общается с другими людьми.

Неуверенное поведение

Агрессивное поведение

Уверенное поведение

Спина согнута, взгляд направлен в пол, общается на большой дистанции, голос дрожит, своим видом показывает: я готов принят ваш отказ.
Взаимодействует с людьми с позиции:

«Я плохой – ты хороший»

Говорит громко, кричит, не слушает партнера, резкие движения руками, нередко переходящие в удары, сильное напряжение, глаза смотрят исподлобья.
Взаимодействует с людьми с позиции:

«Я хороший – ты плохой»

Голос спокойный.
Открытая поза (спина прямая, голова поднята, глаза смотрят на партнера).
Свободно двигается тело.
Взаимодействует с людьми с позиции:

«Я хороший – ты хороший»

— Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его группировка?

— Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего-либо?

— Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?

— Какое поведение самое успешное?

В нашей жизни часто возникает спорые ситуации. Ведущий читает басню Крылова.                                                                                                                                                                             Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.          

   Мораль                                                                                                                                                                          Когда в товарищах согласья нет,  На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

 Психолог. В чем заключается мораль этой басни?

Ответы учеников. они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация.

(Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта.)

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

 Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?

(Высказывания детей.)

Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

Вернемся к басне и ее героям.

Как, по-вашему, можно было разрешить их конфликтную ситуацию? И можно ли вообще ее решить?

(Высказывания детей.)

Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

Диагностика  «Стратегия поведения в конфликте»                                                                                                                                            Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Психолог. Торт, украшенный шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.

Знакомство с характеристиками различных стратегий поведения в конфликтах

На доске во время рассказа психолога появляются плакаты с напечатанными стратегиями поведения в конфликтах, характеристикой их плюсов и минусов.

Конкуренция – ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Избегание – ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, сохраняется.

Сотрудничество – ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Приспособление – этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (см. приложение 1), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными.

• Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?

• Какой – с родителями?

• Какой – с педагогами?

• Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?

Примеры ситуаций и их разрешение с использованием разных стратегий поведения.

1 ряд

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Конкуренция. Устраиваешь подруге истерику, грозишь порвать дружбу, и она идет с тобой.

Избегание. Недовольная, но не вступившая в данный момент в спор (отложу до следующего раза), идешь на дискотеку одна.

Сотрудничество. Договариваешься с братом, что он запишет фильм на видео, и идешь вместе с подругой на дискотеку.

Приспособление. Забываешь о своем желании идти на дискотеку и остаешься с подругой смотреть фильм.

Компромисс. Смотришь начало фильма, затем идешь на дискотеку, а к развязке сюжета возвращаешься.

2 ряд

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

Конкуренция. Остаешься за компьютером, за хлебом отправляется младший брат.

Избегание. Чтобы родители отстали и дали поиграть и дальше, быстро бежишь в магазин.

Сотрудничество. Сохраняешь игру и идешь за хлебом, затем снова садишься за компьютер.

Приспособление. Без большого желания отправляешься сразу за хлебом.

Компромисс. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и идешь за хлебом.

3 ряд

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Конкуренция. Закрываешь за бабушкой дверь своей комнаты на ключ, продолжаешь слушать, как прежде.

Избегание. Выключаешь музыку, с бабушкой сегодня ссориться не с руки: она обещала дать денег на карманные расходы.

Сотрудничество. Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники.

Приспособление. Выключаешь тут же музыку, садишься делать уроки.

Компромисс. Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину.

 Завершение

Участники обсуждают игру, делятся впечатлениями, подводят итоги.

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2006.

Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

Минаева В.М. Развитие эмоций. — М., 2001.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Способы разрешения конфликтов. Компромисс»

Цель: исследование конфликтов, причин их возникновения и конструктивных способов их разрешения.

Задачи:

• ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
• применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Участники: учащиеся 8-11 классов.
Количество участников: группы по 10-15 человек.
Условия проведения: аудитория со свободной зоной.
Раздаточный материал: бланки для тестов, схема, таблицы

Структура занятия:
Занятие проводится в режиме тренинга.
Занятие рассчитано на 1час 30мин. – 2 часа.

Ход занятия

Организационный момент

В начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Работа в группах: обсуждение
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?

Теперь попробуем определить, какую стратегию поведения в конфликте предпочитаете вы, пройдя тест (Тест Томаса)

Тестовый материал.

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать например напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Обработка результатов. Полученные данные соотносят с "ключом" (см. табл. 20) и подсчитывают частоту проявления каждого типа поведения.

Ключ опросника

 

№№

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

1

 

 

 

а

б

2

 

б

а

 

 

3

а

 

 

 

б

4

 

 

а

 

б

5

 

а

 

б

 

6

б

 

 

а

 

7

 

 

б

а

 

8

а

б

 

 

 

9

б

 

 

а

 

10

а

 

б

 

 

11

 

а

 

 

б

12

 

 

б

а

 

13

б

 

а

 

 

14

б

а

 

 

 

15

 

 

 

б

а

16

б

 

 

 

а

17

а

 

 

б

 

18

 

 

б

 

а

19

 

а

 

б

 

20

 

а

б

 

 

21

 

б

 

 

а

22

б

 

а

 

 

23

 

а

 

б

 

24

 

 

б

 

а

25

а

 

 

 

б

26

 

б

а

 

 

27

 

 

 

а

б

28

а

б

 

 

 

29

 

 

а

б

 

30

 

б

 

 

а

 

Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Игра практикум.
Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Разделимся на группы. Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Итак, как же выйти из конфликтной ситуации?!

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Ищите компромисс. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.
Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:
-Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
-Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
-Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
-Будьте правдивы и делайте это с добром.
-Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека.

-Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
-Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
-Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
-Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.
Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА:

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург, 2000

Овчарова Р.В. справочная книга школьного психолога.-М.,2001

Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003.

Чистякова М.И. Психодиагностика. – М.,1990

Конспект   занятия   «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Цели:

1.Создание  здорового  психологического климата в классе.

2.Формирование положительного отношения к самому себе и сверстникам.

Задачи:

1.Развивать чувство собственной уникальности, ценности.

2.Вырабатывать умение   адекватно  оценивать себя, свое поведение, поступки.

3.Прививать коммуникативные  навыки, умение общаться.

Оборудование: упаковка  цветных карандашей на каждого ребенка, простой карандаш, листы бумаги форматом  А4, заготовки  цветов (плоскостные шаблоны  из цветной бумаги), ручка.

Ход занятия.

1        Знакомство.  

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений. Психолог раскрывает участникам  философию общения, на которой строятся  отношения и взаимодействие людей, призывает к стремлению сотрудничать друг с другом. Процедура знакомства:  предлагается по кругу назвать свое имя, интересы, хобби, любимые игрушки, еду, друзей, передавая из рук в руки мяч.

2        Упражнение  «Ассоциация».  

Если бы ты мог представить нашу встречу в виде какого-либо животного, то это  была бы …. (упражнение носит диагностический  характер, ассоциативного типа).

3        Техника  « Яблоко».

Большинство людей хотя бы раз в жизни срывали яблоко с дерева, а если нет, визуальный образ срывания яблока существует в их воображении. Это лежит в основе техники, разработанной арт-терапевтами Л.Гантт и К. Табон. Обычно эта  проективная методика рассматривается с позиций анализа графических признаков изображения.

Инструкция к заданию – нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева - предоставляет участникам высокую степень свободы и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень ее трудности решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка.

Анализ рисунка по этой методике дает представление о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стиль принятия решений. Это, в свою очередь, позволяет определить индивидуальные достижения, а также результаты взаимодействия с другими людьми.

4        Упражнение  «Какие мы?»

Участникам  предлагается сесть на пары стульев, спинками друг к другу. Не оборачиваясь, сказать какие у соседа глаза, цвет одежды, портфеля, во что он одет, какие аксессуары на одежде и  т. д.

5        Упражнение  «Кто  я?»

Одному из участников  завязывают глаза, а другой становится перед ним и протягивает руки. Предлагается на ощупь узнать кто из одноклассников перед тобой.

Далее  психолог предлагает разделиться детям на группы, с помощью  народной игры « Элла-фелла». Дети протягивают правую или левую руку вперед в центр круга, и на волшебное слово « Элла» показывают ладошку, а на слово «Фелла»- тыльную сторону руки. Сначала движения выполняются медленно, затем все быстрее и быстрее, в какой-то момент психолог говорит « СТОП»- дети замирают. У кого ладошка вверх, это одна группа. Остальные – другая.

6        Упражнение «Слепой паровозик».

Участники сцепляются в паровозики. Впереди  игрок с открытыми глазами, он машинист. Все остальные – вагончики. Движение происходит молча. После окончания – обсуждение. Активно включен телесный компонент, что может вызывать  самые разные эмоции. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям. Разрядка, сплочение. Обсуждение  в кругу.

7        Упражнение  «Мусорное ведро».

В центре круга устанавливается корзина для мусора. Консультант направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-нибудь из жизни  и предлагает участникам  представить, что они выбрасывают за ненадобностью (неприятные чувства, отношения в классе и т.д.) Участники рисуют это на листе бумаги, описывают негативные моменты, и, сминая листок, выбрасывают его в корзину. Консультант помогает группе  идентифицировать свои чувства и общие темы.

8        Упражнение  «Что делает нас прекрасными».

Психолог спрашивает детей, видели ли они прекрасные цветы, как бутоны на кустах раскрываются. Представьте себе цветы, в бутонах которых спрятаны их собственные достоинства. Чтобы бутоны не завяли, раскрылись и стали благоухать, их необходимо поливать, ухаживать за ними, Так и хорошие качества человека. Если о них не заботиться, не развивать их, они могут никогда не раскрыться.

Каждый ученик получает  цветок или бутон,  вырезанный из цветной бумаги. Он передает его соседу по группе, который называет качество этого человека, которое делает его прекрасным.  Каждый член группы должен сказать  что-нибудь хорошее  про остальных. Группа помещает все цветы в одно общее место, формируя из них клумбу, корзину или вазу.

9        Заключительный этап.

Психолог подводит итог занятия, благодарит детей за сотрудничество, высказывает надежду на то, что теперь в классе будет все хорошо. Предлагает  закончить работу пожеланиями всем на будущее. Каждый участник группы, прощаясь, высказывает свои пожелания  на будущие отношения в классе между сверстниками.

Литература.

1        Малкина-Пых И.Г. «Возрастные кризисы». Справочник практического психолога. М: «Эксмо», 2004.

2        Манелис Н.Г. и др. «Мне хорошо в школе». Методические рекомендации по формированию благоприятного климата в классе. М: УПК, 2000.

3        Российский фонд НАН совместно с НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ «Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди подростков и молодежи». М., 2002.

Занятие с элементами тренинга  «РАДОСТЬ  ОБЩЕНИЯ».

Цель: формирование потребности в радостном конструктивном общении  в семье, в классе, с друзьями, основанном на связи с настоящим, прошлым, будущим через  науку, искусство, труд, творчество…

Задачи:

1.        Научить ребят как правильно знакомиться, представить себя, высказать свое мнение, понять точку зрения другого человека.

2.        Показать, что общение может осуществляться в пространстве и времени, через искусство, литературу, технику, науку, спорт  …

3.        Привлечь внимание ребят к тому,  что общаться с миром людей можно через свои рисунки, стихи, письма.

4.        Помочь учащимся задуматься о дружбе в классе, взаимоотношениях в семье.

5.        Провести экспресс диагностику, которая поможет выяснить социальный статус учащихся класса, «самый-самый».

Ход  урока.

1. Знакомство-представление

а) психолог - класс, «круглый стол» (беседа на равных, пример рыцаря Камелота).

б) педагог-психолог представляет свою школу, рассказывает о Республике Мальчишек и Девчонок – примере детского самоуправления, традициях…

в) психологу дети рассказывают  всё самое интересное о своей школе, классе.

2. Общение, что это такое?

Звучит классическая музыка (Чайковский «Времена года», или что-то другое).

Беседа с учащимися на приглушенном музыкальном фоне:

o        Каким может быть общение?

o        Как мы общаемся со всем человечеством, не будучи знакомыми, между собой?

(Конечно, через искусство, науку, спорт ...)

3. Мини-диспут: «Как общаются между собой дети, школьники - подростки?».

Темы для общения: Разнообразные игры, обсуждение прочитанного, увиденного во время экскурсий…

4. Мой любимый рисунок «Я раскрашу белый свет в самый свой любимый цвет».

Дети рисуют  по теме, которая иллюстрирует их любимое занятие, помогающее в общении с другими людьми или просто узор, абстрактный рисунок, аппликацию.

Чтение сказа П.П.Бажова «Голубая  змейка». Предварительный комментарий -  экскурс о жизни ребят в то время, о святках…Дети завершают рисунки и слушают сказ.

5.Обсуждение: «Как вы думаете, чему учит этот сказ, его герои?».

Конечно,  дружбе, добрым взаимоотношениям в семье.

6. Какие пословицы о дружбе вы знаете, как их понимать?

 «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Старый друг лучше новых двух».

7. Мини диспут: «Качества, которые в дружбе я ценю больше всего». Какие взаимоотношения в семье,  классе помогают нам  жить счастливо?

Раздается памятка «Качества личности, важные для межличностного общения». (Приложение 1).

8. Анкета экспресс-диагностика: «Я и мой класс, я и моя  семья».  (Приложение 2).

Пока дети заполняют анкеты, оформляется выставка их рисунков.

9. Сочинение рассказа.

У английского писателя Даниеля Дефо есть роман «Робинзон Крузо». Представьте себе, что вы единственный человек на Земле. Что вы чувствуете?

Попробуйте написать рассказ о том, как вы оказались на необитаемом острове, но с самым неприятным для вас человеком. Как будут развиваться ваши взаимоотношения?

10. Беседа.

В жизни происходит подчас что-то неприятное: горе, стресс, обида,… Люди обращаются за помощью к психологу, к психотерапевту.

А как же было раньше, когда ещё и науки психологии не было?

В больших семьях в трудную минуту поддержку всем,  особенно детям, оказывал глава семьи. Конечно в хороших семьях. К кому пойти за помощью, когда тебе плохо, тоскливо, тяжко на душе? Лучший психолог в семье это - …МАМА, БАБУШКА, ДЕДУШКА? (дети высказывают своё мнение).

11. Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «ДЕТСТВО».

12. В нелёгкие дни люди обращаются к БОГУ, даже неверующие.

Стихи Анастасии Царегородовой, 14 лет.

Не очень я верю в Бога,

Но если он всё же есть,

Попрошу у него немного –

Мне не власть не нужна не лесть.

Попрошу у него: «О Боже!

Дай чистой воли речной

И синего неба тоже.

И радуги над головой».

Попрошу у него: «О Боже!»

Дай мне здоровья, ума.

А всё остальное,  быть может,

Я сотворю сама».

Девочка – подросток обращается со своими друзьями и с нами тоже, обращаясь к Богу.

Как вы думаете, что хочет ещё юная поэтесса?

Какая она? Добрая или злая, преданная или коварная?

13. Люди общаются в разговоре, говорят и слушают. А что помогает нам ещё в разговоре понять друг друга? Конечно же, мимика и жесты.

Есть ли мимика у животных? Как вы общаетесь со своими любимцами?

Предлагаю вам обсудить эту тему на одном из классных часов.

Подведение итогов.  Настало время подведения итогов нашего общения. Что помогает нам общаться с прошлым, будущим?

А что более всего способствует общению в группе, классе? Конечно общее дело, ЦЕЛЬ!

Мне было интересно с вами. Спасибо.

Вместе поём песню, название которой – лучшее, что может изображать мимика человека.  «УЛЫБКА».

Приложение 1

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

ЭМПАТИЯ - постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека, в то же время-способность сказать другому человеку о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - способность не только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию.

АУТЕНТИЧНОСТЬ - естественность в отношениях способность быть самим собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии.

КОНКРЕТНОСТЬ - отказ от общих рассуждений ,умение говорить в русле заданной темы, говорить о переживаниях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ - склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны.

ОТКРЫТОСТЬ - способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость - это не обнародование интимных секретов, а скорее искренность в обсуждаемом вопросе.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ - способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности по обсуждаемым вопросам с учетом его позиции (умение слушать предполагает владение методами активного слушания).

ТАКТИЧНОСТЬ - соблюдение этических норм во взаимодействии.

КОНФРОНТАЦИЯ - умение противостоять мнению другого человека с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений - готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать или покарать, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

ГИБКОСТЬ - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

 

Приложение 2

АНКЕТА

Ф..И. . _________________________________________________________________________________________

1.        В моей семье я чувствую себя  а) хорошо,  б) плохо.

2.        Я люблю быть дома когда _________________________________________________

потому, что____________________________________________________________

3.        В моём классе мне а) хорошо, б) плохо.

4.        Мой самый любимый урок  __________________________________________________ потому, что ____________________________________________________________

В  НАШЕМ  КЛАССЕ  САМЫИ - САМЫИ:

1.        Добрый______________________________________________________________________________________

2.        Справедливый________________________________________________________________________________

3.        Умелый_____________________________________________________________________________________

4.        Умный______________________________________________________________________________________

5.        Талантливый_________________________________________________________________________________

6.        Веселый_____________________________________________________________________________________

7.        Находчивый__________________________________________________________________________________

Сводная таблица полученных данных

№ п/п        качества

Ф.И. ученика        Добрый        Справедливый        Умелый        Умный        Талантливый        Весёлый        Находчивый        Кол-во выборов

1.                                                                                

2.                                                                                

3.                                                                                

…                                                                        

ЛИТЕРАТУРА.

1.        Дубровина И. В. «Мы живем среди людей. Кодекс поведения». М., Издательство политическая литература, 1989 г.

2.        Жариков Е., Крушельницкий Е. « Для тебя и о тебе». М., Просвещение, 1991.

3.        Соколова В.Н. «Отцы и дети в меняющемся мире». М.,Просвещение, 2004.

4.        Тарасов Е. « Суженый твой ряженый». М., «Рольф», 2002.

5.        Шапарь В. Б. «Психология для всех и для каждого». Ростов-на –Дону. «Феникс», 2002.


[1] Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Прогресс

[2] Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.: ACADEMIA, 2000.