Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с ОВЗ.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗВОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «САВИТАР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА АГИДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДОД ЦДО
для детей «Савитар»
____________ Р.Н. Шугаепов
«__»_______________201_г.
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с ОВЗ
3 год обучения
Возраст детей 7-18 лет
Рассмотрено на заседании
педагогического совета ЦДО для детей
протокол №___от «__»___20__г.
ВЫПОЛНИЛ:
Педагог-психолог
Шарипова И.Ф.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
2. Учебно-тематический план. Третий год обучения………………………….…....7
3. Содержание программы………………………………………………….………….8
4. Методическое обеспечение программы……………………………………………27
5. Литература, использованная для разработки программы…………………………29
6. Литература, рекомендуемая для детей и родителей……………………………….30
Пояснительная записка.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Реабилитация детей-инвалидов включает в себя комплексную систему педагогических, медицинских, социально-экономических мероприятий. Вместе с тем на сегодняшний день не преодоленадистанцинированность социума от сущности людей с особыми потребностями. Центрированная на «дефекте» коррекционная педагогика подходит к воздействию на ребенка с точки зрения его болезни, а закрытая субкультурная система социального образования лишает его полноценной социализации. Развитие ребенка как личности, ориентированной на нормы и ценности социального общества возможна лишь в благоприятных условиях открытости интегрированности системы.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Общение удовлетворяет особую потребность человека – взаимодействие с другими. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Поэтому важным моментом в развитии речевых навыков, мотивационной, волевой, эмоциональных сфер, а также развитии креативности, его личностных особенностей, межличностных отношений становиться знание норм общения и понимание их необходимости и ценности.
Уважая права человека, имеющего инвалидность, мы должны создавать такую социальную политику, которая бы предоставила всем равные возможности в развитии и проявлении своих потенциальных способностей и талантов, так как дети с ОВЗ такие же способные и талантливые, как и обычные дети.
Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
Цель программы – формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека, развитие и коррекция когнитивных функций у детей с ОВЗ.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Обучающие:
- коррекция и развитие когнитивной сферы детей;
- обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по сигналу;
- формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня;
- Формирование положительной учебной мотивации;
Воспитательные:
- воспитание интереса к совместной деятельности;
- воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
- Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
Развивающие:
- Создание ситуации, позволяющей ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;
- развитие творческих и коммуникативных способностей;
- создание психологически комфортных условий для снятия страхов и тревожности у детей, повышения самооценки;
- Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния общения. Формирование терпимости к мнению собеседника;
- Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности;
- Сознательное овладение речевыми средствами общения;
Отличительные особенности программы.
Опыт и анализ работы показывает, что детям с ОВЗ, не посещающими учебные заведения, не хватает того комплекса мероприятий и занятий, которые бы способствовали всестороннему развитию каждого ребенка.
Специалистами в области психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов было отмечено, что изменение психики больных детей вызваны не только нарушениями внутренних условий организма под влиянием болезни, но главным образом из-за депривации – обеднения эмоциональной жизни ребенка по причине сниженных возможностей и ограниченного круга общения. Следовательно, нормализация психических процессов, расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем в большой степени определяется внешним воздействием. При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации, предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.
Настоящая программа предполагает развитие и коррекцию именно тех психических функций, которые ответственны за познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, начиная уже с четырехлетнего возраста, проявляющих отставание именно в этой сфере. Программа носит комплексный характер, затрагивая и эмоциональную сферу, и личность отстающего ребенка. Программа учитывает индивидуальные особенности и трудности каждого ребенка. Представления об окружающем мире, формирование начальных учебных навыков достигается посредством психологических игр, а не педагогических заданий. Небольшая наполняемость группы позволяет учитывать особенности каждого ребенка, дает возможность детям установить более тесный контакт между собой, тем самым повысить свои коммуникативные способности, снять тревожность.
Ключевые понятия:
Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других;
Познавательные психические процессы – восприятие, память, воображение, мышление.
Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов;
Память – отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение или воспроизведение чего-либо;
Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основание прошлого опыта;
Мышление – высшая форма отражения деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития.
Мотивация – совокупность побуждений.вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.
Волевая сфера – это совокупность волевых качеств, характеризующих личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющая в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Агрессивность – устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное эффективное состояние (гнев, злость);
Воображение – способность создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.
Направленность программы: коррекционно-развивающая.
Программа реализуется в четыре блока. Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы. Второй включает в себя 2 основных раздела (Раздел 1. Азбука общения; Раздел 2. Развитие и коррекция когнитивной сферы; Третий блок – диагностика в середине года. Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации, предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 18 лет.
Дети с различными диагнозами: детский церебральный паралич (ДЦП), органическое поражение головного мозга и ЦНС, задержка психомоторного и речевого развития, эпилепсия.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -72; 2год обучения -72.
Прогнозируемые результаты и способы проверки:
Структура диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).
Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.
Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:
- Проективная методика «Несуществующее животное»;
- Проективная методика «Кактус»;
- Методика «Корректурная проба»;
- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;
- Тест Э.Ф. Замбицявичена;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Методика «Дорисовывания фигур» Дьяченко О.М.;
- Тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);
- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;
- Опросник для родителей для выявления тревожности и агрессивности Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.;
- Игровая методика для педагогов и родителей «Где чье место?» (исследование воображения);
- Методика изучения творческого воображения «Круги».
Также оформляются выставки работ детей с ОВЗ, посещающих объединения центра дополнительного образования для детей «Савитар», проводится фестиваль детского творчества ко Дню инвалидов.
Учебно-тематический план
Третий год обучения
№ | Разделы тем | теория | практика | всего |
Раздел 1. Азбука общения | 15 | 20 | 35 | |
1 | Язык общения | 2 | 4 | 6 |
2 | Тайна моего «Я» | 2 | 2 | 4 |
3 | Как мы видим друг друга | 2 | 2 | 4 |
4 | Этот странный взрослый мир | 2 | 2 | 4 |
5 | Фантазия характеров | 2 | 2 | 4 |
6 | Умение владеть собой | 2 | 2 | 4 |
7 | Культура общения | 2 | 3 | 5 |
8 | Мальчик и девочка | 1 | 3 | 4 |
9 | Раздел 2. Развитие и коррекция когнитивной сферы | 10 | 22 | 32 |
10 | Диагностика | 0 | 5 | 5 |
Итого | 27 | 45 | 72 |
Содержание программы
Тема | Содержание | Часы | Формы работы | Методическое обеспечение | ||
Языки общения (навыки общения с внешним миром) | ||||||
Восприятие мира (наши органы чувств) | 1.Беседа о единстве человека и природы. 2.Игра «Четыре стихии». 3.Игра «Ощупай и нарисуй». 4.Этюд «Вон он какой!». 5.Игра «Где мы побывали, что мы повидали?». 6.Подведение итогов. | 1 | Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы | «Чудесные мешочки» с предметами на каждого ребенка, лист бумаги и цветные карандаши (или фломастеры). | ||
Мудрость природы (общение с животными и растениями) | Занятие 1: 1.Экскурсия. 2.Беседа о животных. 3.Игра «Зоопарк». 4.Лепка «Зоопарк». 5.Игра «Загадки о диких и домашних животных и птицах». 6.Игра «Лентяй - поросятки». 7.Игра «Лисонька где ты?». | 1 | Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы | Шапочки – маски зайца, ежа, медведя, лисы, волка, пластилин, конверты с картинками, изображающими животных. | ||
Занятие 2: 1.Введение. 2.Рисунок «Овощи». 3.Упражнение на расслабление. 4.Игра «Овощи – толстячки и овощи - худышки». 5.Игра «Мешочек - загадка». 6.Игра «Кабачок». 7.Подведение итогов. | 1 | Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы | Различные овощи и фрукты, шапочки с изображением овощей, бумага, цветные карандаши или фломастеры, «чудесный мешочек» с овощами и фруктами. | |||
Язык жестов и движений | 1.Вступительная беседа. 2.Этюды «Я как зайка». 3.Беседа о походке и осанке. 4.Игра «Знакомство с лисой». 5.Упражнение «Кто это?». 6.Этюды «Движения животных». 7.Рисунок «Пляшущие человечки». 8.Этюды на выразительность жеста. 9.Инсценировка «Сорока и медведь». | 1 | Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы | Игрушка – лиса, шапочка с лисьей мордочкой или ушами, листы бумаги, карандаши или фломастеры. | ||
Язык чувств (наши эмоции) | 1.Сочинение. 2.Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. 3.Рисование «Карты настроения». 4.Игра «Чувства и музыка». 5.Игра «Скучно, скучно так сидеть». | 1 | Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы | Кукла – утенок Джимми, конверт с большими картинками и конверты на каждого ребенка с изображением утенка Джимми в состоянии радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости: конверт с карточками с изображением окружности, карандаши, ручка, бумага. | ||
Как я помню то, что помню (немного о нашей памяти) | 1.Вступительная беседа. 2.Игра «Хомячок - молчун». 3.Дидактическая игра по сюжетным картинкам. 4.Игра «Художник». 5.Игра «Слушай и исполняй». 6.Приглашение в класс. | 1 | Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы | Сюжетные картинки, бумага, карандаши или фломастеры. | ||
Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя) | ||||||
Кто такой «Я» (мой автопортрет) | 1.Игра «Кто такой Я?». 2.Этюд «Выразительные движения». 3.Рассказ «о своем Я». 4.Подведение итогов | 1 | Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование | Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение | ||
Я- волшебник (мои чувства и желания) | 1.Игра «Кто такой Я?». 2.Этюд «Выразительные движения». 3.Рассказ «о своем Я». 4.Подведение итогов | 1 | Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование | Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение | ||
Мир моих фантазий | 1.Игра «Кто такой Я?». 2.Этюд «Выразительные движения». 3.Рассказ «о своем Я». 4.Подведение итогов | 1 | Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование | Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение | ||
Мое настроение (ощущение собственной значимости) | 1.Игра «Кто такой Я?». 2.Этюд «Выразительные движения». 3.Рассказ «о своем Я». 4.Подведение итогов | 1 | Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование | Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение | ||
Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя) | ||||||
Разговор взглядов (умение общаться) | 1.Игра «Разговор взглядов». 2.Этюд «Провинившийся». 3.Диалог «Заяц и белка». 4.Игра «Свет мой зеркальце скажи». 5.Игра «Зеркала». 6.Игра «Фотографии друзей». 7.Беседа «Мои друзья». | 1 | Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование | Зеркальце на каждого ребенка, «волшебная палочка», фотографии детей. | ||
Дружба (мой лучший друг) | 1.Этюды «Друзья». 2.Игра «Как друзья познаются». 3.Игра «Сердитый дог Буль». | 1 | Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование | Бумага, краски, кнопки, доска, маски: лисы, бобра, кабана, утенка и собаки. | ||
Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | 1.Игра «Мой день рождение». 2.Игра «Подарки моим друзьям». | 1 | Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование | Нарядная большая кукла, чайная посуда, угощение – пирожные, торт, фрукты, конфеты (настоящие или поделки из пластилина, бумаги фольги, подарки). | ||
Мы смеемся (развитие чувства юмора) | 1.Игра «И я». 2.Конкурс «Кто расскажет самое смешное стихотворение». 3.Игра «Самый веселый друг». 4.Этюд «Маленький кролик». | 1 | Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование | Карандаши или фломастеры, листы бумаги. | ||
Этот странный взрослый мир (умение видеть и понимать сверстников) | ||||||
Урок мудрости (уважение к старшим) | 1. Игра «У нас в гостях бабушка» 2. Беседа 3. Подведение итогов | 1 | Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры | Карандаши, листы бумаги | ||
Семьи (взаимоотношения с родными) | 1. Беседа «Моя семья» 2. Этюд «Музыкальные традиции в семье» 3. Этюд «Дружная семья» 4. Упражнение «Вечер в моей семье», «Наши мамы» | 1 | Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры | Карандаши, листы бумаги | ||
В магазине (поведение в общественных местах) | 1. Игра «Магазин игрушек» 2. Обобщение | 1 | Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры | Карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки | ||
На улице (поведение и общение в транспорте) | 1. Игра «Путешествие по городу» 2. Творческая игра «Автобус» | 1 | Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры | Карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки | ||
Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений) | ||||||
Мой любимый герой (примеры для подражания) | 1.Игра «Кто интересней». 2.Игра «Другой человек». 3.Этюд «Удивление». 4.Этюд «Круглые глаза». 5.Игра «Просто старушка». 6.Игра «Дети спасены». 7.Упражнение «Мой герой». | 1 | Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование | Портреты писателей, художников, музыкантов, фотографии незнакомых людей, детские рисунки, запись с музыкой Вилла – Лобоса «Маленький бумажный таракан», Р.Шумана «Веселый крестьянин», С.Рахманина «Полишинель». | ||
Добро и зло (совесть) | 1.Беседа «Ваши добрые поступки». 2.Упражнение «Доставляй людям радость добрыми делами». 3.Этюды «Характеры людей». | 1 | Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование | бумага, цветные карандаши или фломастеры, ручки, рисунки или картинки с изображением добрых дел или вежливые, добрые поступки детей. | ||
Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и дурные привычки) | 1.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?». 2.Этюды на отображение положительных черт характера. 3.Этюды на отображение отрицательных черт характера. 4.Игра «Мой двойник». 5.Игра «Тень». 6.Игра «Вот так позы». 7.Этюд «Молчок». | 1 | Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование | Бумага, цветные карандаши или фломастеры, стулья, запись с музыкой Э. Жака – Далькроза «Ритмический этюд», Н. Римского – Корсакова «Сидел Ваня», П. Чайковского «Мужик играет на гармонике», С. Слонимского «Ябедник». | ||
Конфликт (мое поведение в трудных ситуациях) | 1.Беседа «Конфликт». 2.Чтение и инсценировка рассказа «Два маленьких ревнивца». 3.Этюды на поведение в сложных ситуациях. 4.Творческая игра по рассказу Л. Воронковой «Ссоры с бабушкой». 5.Творческая игра «Рассказ по кругу». | 1 | Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование | Запись с музыкой А. Райчева «Поссорились два петушка», книга Л. Воронковой «Солнечный денек». | ||
Умение владеть собой | ||||||
Умей расслабляться | 1.Расслабление мышц рук. 2.Расслабление мышц ног. 3.Расслабление мышц живота. 4.Этюды на расслабление мышц. 5.Этюды по психомышечной тренировке. | 1 | Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование | Музыка Р.Корсакова «Пляска скоморохов», Я. Степовой «На качелях», Д. Кабалевского «Клоуны», «Лентяй», К.Дуйсева «Колыбельная», В. Успенский «Шум моря», К.Сен – Санс «Лебедь», волшебная палочка. | ||
Будь внимателен (развитие внимания) | 1.Этюды на внимательность. 2.Игра «Слушай хлопки». 3.Игра «Видение других». | 1 | Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование | Музыка С. Прокофьева «Марш», Ф. Бургмюллера «Кавалькада». | ||
Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать свое поведение и поступки) | 1.Игра «Разведчики». 2.Этюды на развитие организаторских способностей. 3.Игра «Битва». 4.Игра «Нарисуй свой страх». 5.Игра «Темнота» | 1 | Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование | Стулья, музыка «Канадской народной песни», И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом», бумага, цветные карандаши или фломастеры, цирковые атрибуты. | ||
Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков | 1.Чтение и инсценировка рассказа «Пожар». 2.Чтение и инсценировка рассказа «Девочка, наступившая на хлеб». 3.Чтение и инсценировка рассказа «Шляпа старухи Шапокляк». 4.Чтение и инсценировка рассказа «Три подружки». 5.Чтение и инсценировка рассказа «Грязная бумажка». | 1 | Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование | Газета. | ||
Культура общения (этикет, или как себя вести) | ||||||
Волшебные слова (приветствие, благодарность) | 1.Беседа о волшебных словах. 2.Этюды на правила вежливости. 3.Игра «Розовое словцо «Привет»»» | 1 | Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды | Набор картинок – правил, картинок – ситуаций. | ||
Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор) | 1.Беседа о волшебных словах. 2.Дидактическая игра «Так или не так?». 3Творческая игра «Интервью». 4.Творческая игра «Диалог». | 1 | Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды | Произведение В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово», сюжетные картинки. | ||
Телефон (правила общения по телефону) | 1.Игра «Зазвонил телефон». | 1 | Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды | Игрушки, сюжетные картинки, листы бумаги | ||
Я вам пишу... (навыки письменного общения) | 1.Игра «Почта». 2.Игра «Звуковое письмо». 3.Игра «Говорящие рисунки». | 1 | Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды | Почтовый ящик, почтовая сумка, конверты, предметные картинки, сюжетные картинки, микрофон – игрушка или условный предмет, обозначающий микрофон, бумага, цветные карандаши. | ||
За столом (правила хорошего тона) | 1.Игра «Сервировка стола». 2.Игра «За столом». | 1 | Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды | Столовые приборы, серия сюжетных картинок «За столом», картинки с правильным и неправильным накрытых столов (по 4 штуки). | ||
Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов) | ||||||
Знакомство (умение начать и поддержать знакомство) | 1.Игра «Угадай, как меня зовут». 2.Игра «Найди свою пару». 3.Этюд «Добрый». 4.Этюд «Плохое настроение» | 1 | Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование | Конверты с изображением мальчиков и девочек, в конвертах картинки, стулья. | ||
Внешность (внешний облик мальчика и девочки) | 1.Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская». 2.Дидактичаская игра «Какие неполадки». | 1 | Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование | Фотографии причесок для девочек и мальчиков, картинки с изображением мальчиков и девочек в разной одежде с различными неполадками. | ||
Умение держать себя (нравиться) | 1.Игра «Собираемся в гости». 2.Беседа об аккуратности. | 1 | Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование | Кукла, приглашения в гости, магнитофон или проигрыватель. | ||
Как себя вести (правила хорошего тона в различных ситуациях - в школе, в театре, на улице и др.) | 1Игра «У нас в гостях Маша». 2.Беседа «Правила этикета» | 1 | Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование | Кукла, угощения, чайный набор, вазочка, салфетки. | ||
Развитие когнитивной сферы | ||||||
1 | 1. Упражнение «сломалась печатная машина»; 2. тексты Федаренко: набор №1; 3. Упражнение «Найди лишнее слово» упражнение «составь поезд»; 4. Этюд «Я так устал»(выражение интереса);этюд «Любопытный» (выражение интреса); 5. Упр. «Составление связанного текста из деформированных предложений» набор №1; 6. музыкальное сопровождение | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждние | тетрадь у каждого ребёнка, карточки-«вагоны» у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись «Антистресс» | ||
2 | 1. тексты Федоренко: набор №1; 2. упр. «Сломалась печатная машинка»; 3. упр. «Деление сплошного текста на предложения» набор №1; 4. этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия); 5. упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №1; 6. текст для запоминания; 7. музыкальное сопровождение | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись «Антистресс» | ||
3 | 1. тексты Федоренко: набор №1; 2. упр. «Сломалась печатная машинка»;упр. «Непонятные строчки»;упр. «Письмо из Зазеркалья»; 3. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №1; 4. Этюд «Уходи, злость, уходи!»; 5. упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №2; 6. музыкальное сопровождение «Антистресс» | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись «Антистресс» | ||
4 | 1. тексты Федоренко: набор №2; 2. упр. «Составления связного текста по вопросам» набор №1; 3. этюд «Игра с камешками»; 4. текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; упр. «Допиши элемент – узнаешь букву»; 5. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1; 6. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
5 | 1. тексты Федоренко: набор №2; 2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №1; 3. текст для прослушивания; 4. этюд «Что там происходит?»; 5. упр. «Деление сплошного текста на предложения» 6. упр. «Письмо из Зазеркалья»; 7. кроссворд «Двенадцать месяцев»; 8. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
6 | 1. тексты Федоренко: набор №2; 2. упр. «Деление сплошного текста на предложения» 3. текст для прослушивания; 4. этюд «Котята»; 5. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №2; 6. кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»; 7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
7 | 1. тексты Федоренко: набор №3; 2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №2; 3. упр. «Письмо наоборот»; 4. пары слов для запоминания; 5. этюд «Что слышно?» (игра на внимание); 6. упр. «Составление связного текста из данных предложений» 7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
8 | 1. тексты Федоренко: набор №3; 2. упр. «Сломалась печатная машинка»; 3. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №1; 4. этюд «Факиры» (психомышечная тренировка); 5. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3; 6. кроссворд «Что на свете зелёного цвета?»; 7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
9 | 1. тексты Федоренко: набор №3; 2. упр. «Деление сплошного текста на предложения» 3. упр. «Узнайте по описанию и запишите»; 4. этюд «Слушай хлопки!» (активное внимание); 5. текст В.Осеевой «По улице шли...»; 6. упр. «Назови одним словом и запиши»; 7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
10 | 1. тексты Федоренко: набор №3; 2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №3; 3. этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный»(выражение интереса); 4. упр. «Узнайте по описанию и запишите»; 5. пары слов для запоминания; 6. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
11 | 1. тексты Федоренко: набор №4; 2. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №2; 3. текст Д.Тихомирова «Идёт мужик за возом...»; 4. этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия); 5. упр. «Решение логических задач»; 6. кроссворд «Кто живёт на юге?»; 7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
12 | 1. тексты Федоренко: набор №4; 2. упр. «Составление текста из неполных предложений», набор №4; 3. упр. «Составление умозаключений»; 4. Этюд «Уходи, злость, уходи!»; 5. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №1; 6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №2; 7. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
13 | 1. тексты Федоренко: набор №4; 2. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №5; 3. упр. «Сломалась печатная машинка»; 4. этюд «Игра с камешками»; 5. упр. «Свободный диктант» набор №1; 6. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №3; 7. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
14 | 1. тексты Федоренко: набор №5; 2. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №4; 3. упр. «Свободный диктант»набор №1; 4. этюд «Что там происходит?»; 5. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №2; 6. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
15 | 1. тексты Федоренко: набор №5; 2. текст Л.Толстого «Мальчик стерёг овец...»; 3. упр. «Свободный диктант»набор №2; 4. этюд «Котята»; 5. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №3; 6. «диктант в картинках»: «Профессии»; 7. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер) | 1 | Работа в тетради, бланках, по карточкам, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, карточки с изображением людей, занятых раз- | ||
16 | 1. тексты Федоренко: набор №5; 2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №5; 3. упр. «Кто есть кто?»; 4. этюд «Что слышно?» (игра на внимание); 5. игра «Поймай слово»; 6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №3; 7. упр. «Непонятные строчки»; 8. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс); | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, список слов у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
17 | 1. тексты Федоренко: набор №5; 2. упр. «Пять ответов»; 3. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №3; 4. этюд «Я так устал» (выражение интереса); этюд «Любопытный» 5. упр. «Свободный диктант» набор №3; 6. методика Мюнстерберга; 7. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
18 | 1. тексты Федоренко: набор №6; 2. упр. «Цепочки из названий»; 3. упр. «Свободный диктант» набор №4; 4. этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия); 5. упр. «Впиши географические названия»; 6. упр. «Времена года»; 7. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс) | 1 | Работа в тетради, бланках, по карточкам, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, набор открыток с изображением различных времён года у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
19 | 1. тексты Федоренко: набор №6; 2. упр. «Большая или маленькая?»; 3. таблицы Шульте «1-9»; 4. этюд «Котята»; 5. упр. «Свободный диктант» 6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №4; 7. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, таблицы Шульте у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
20 | 1. тексты Федоренко: набор №6; 2. упр. «Составление текста из данных предложений» набор №2; 3. этюд «Что слышно?» (игра на внимание); 4. упр. «Свободный диктант»набор №5; 5. «диктант в картинках»: «Профессии»; 6. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, по карточкам, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, карточки с изображением людей, занятых раз- | ||
21 | 1. тексты Федоренко: набор №6; 2. текст Д.Тихомирова «Идёт мужик за возом...»; 3. упр. «Свободный диктант»набор №4; 4. этюд «На берегу моря»(психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании);этюд «Игра с песком»(напряжение и расслабление мышц рук); этюд «Игра с муравьём» (напряжение и расслабление мышц ног); 5. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №5; 6. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
22 | 1. тексты Федоренко: набор №7; 2. упр. «Составление связного текста из данных предложений» 3. этюд «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища); этюд «В уши попала вода» (напряжение и расслабление мышц шеи); 4. упр. «Сломалась печатная машинка»упр. «Найди границы слов»; 5. упр. «Подбери клички животным»; 6. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский); 7. формулировки для психологического настроя | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
23 | 1. тексты Федоренко: набор №7; 2. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №4; 3. этюд «Лицо загорает»(напряжение и расслабление мышц лица) 4. текст Л.Толстого «Подошёл ночью вор...»; 5. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
24 | 1. тексты Федоренко: набор №7; 2. упр. «Составление текста из неполных предложений» набор №8; 3. упр. «Сломалась печатная машинка»упр. «Текст наоборот»; 4. этюд «На берегу моря»(психомышечная тренировка с фикса- 5. упр. «Составление связного текста по опорными словам» набор №3; 6. слушание сказки «Гадкий утёнок» (Г.-Х.Андерсен) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
25 | 1. тексты Федоренко: набор №7; 2. упр. «Составление связного текста из данных предложений» 3. упр. «Найди лишнее слово»; 4. этюд «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища);этюд «В уши попала вода» (напряжение и расслабление мышц шеи); 5. упр. «Перепутались слова и слоги – раздели»; 6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №6; 7. слушание сказки «Гадкий утёнок» (Г.-Х.Андерсен) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
26 | 1. тексты Федоренко: набор №7; 2. упр. «Конструируем слова»; 3. упр. «Слова-перевёртыши»; 4. этюд «Лицо загорает»(напряжение и расслабление мышц лица) этюд «Сон на берегу моря»(отдых); 5. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №7; 6. кроссворд «Какие сказки живут в домике?»; 7. слушание сказки «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х.Андерсен) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
27 | 1. тексты Федоренко: набор №8; 2. упр. «Найди лишнее слово»; 3. упр. «Подбери пару»(слова, которые отличаются одной бук- 4. этюд «Четыре стихии» (внимание); 5. упр. «Будь внимателен!» (найти слова, которые разделены для переноса неверно); 6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №8; 7. слушание сказки «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х.Андерсен) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
28 | 1. тексты Федоренко: набор №8; 2. упр. «Выпиши названия мебели и посуды из стихотворения"; 3. упр. «Узнайте по описанию и запишите»; 4. этюд «Дракон кусает свой хвост»(подвижная игра на лов- 5. упр. «Последовательные картинки»; 6. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн) | 1 | Работа в тетради, бланках, по карточкам, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, наборы последовательных картинок, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
29 | 1. тексты Федоренко: набор №8; 2. упр. «Кто или что? Каких слов больше?»; 3. упр. «Пять ответов»; 4. этюд «Перемена погоды» (эмоции печали); 5. упр. «Зашифрованные слова» 6. упр. «Найди лишнее слово» 7. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки | ||
30 | 1. тексты Федоренко: набор №8; 2. упр. «Составление связного текста из данных предложений» 3. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №5; 4. этюд «Запретное движение»; 5. упр. «Свободный диктант» набор №5; 6. кроссворд «Полевые цветы»; 7. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога магнитофон, аудиозапись сказки | ||
31 | 1. тексты Федоренко: набор №9; 2. упр «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №6; 3. методика Мюнстерберга; 4. этюд «Цветок»; 5. упр. «Свободный диктант» набор №6; 6. кроссворд «Вежливые слова»; 7. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога магнитофон, аудиозапись сказки | ||
32 | 1. тексты Федоренко: набор №9; 2. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №9; 3. упр. «Составление связного текста из данных предложений» 4. этюд «Гроза»(выражение страха); 5. упр. «Свободный диктант» 6. кроссворд «Двенадцать месяцев»; 7. слушание сказки «Малыш и Карлсон» (А.Линдгрен) | 1 | Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение | тетрадь у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога магнитофон, аудиозапись сказки | ||
33 | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 5 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки | ||
Итого | 72 |
Методическое обеспечение программы.
Формы, методы работы
Занятия с детьми с ОВЗ проходят в форме игр с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), этюдов, импровизаций, чтений художественных произведений, обсуждений, беседах, дискуссиях. Так же широко используется изобразительная деятельность, игры с реальными предметами, картинками, мозаикой, задания в тетради, дидактические игры, дыхательная гимнастика и проч.
Каждое занятие можно условно разделить на три этапа. Первый этап необходим для того, чтобы сплотить группу, настроить на занятия, сформировать уверенное поведение, поднять самооценку. Занятие в группе начинается с ритуала приветствия. Он помогает снять напряжение, повысить интерес ребенка к занятию, настроить детей на совместную работу. Второй этап – собственно развивающий – содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Заканчивается занятие подведением итогов, обсуждением результатов работы детей, ритуалом прощания.
Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» тренера.
К основным методикам организации учебно-воспитательного процесса относятся:
1. Словесные: педагогическая оценка, поощрение, вопросы, указания, объяснение, пояснение, общение шепотом, рассказ, создание проблемной ситуации, проговаривание, эмоциональное восклицание, рекламная деятельность (Ребята, сегодня нас ждет…);
2. Наглядные: Наблюдение за предметом, за действием персонажа, реклама продукта предстоящей деятельности, приемы поощрения;
3. Игровые: дидактические игры, воображаемые ситуации в развернутом виде, игры с движениями, неожиданные звуковые сигналы, игры путешествия, игры-инсценировки, игры-драматизация;
4. Практические: поручения, помощь герою, помощь руководителю, забывчивый руководитель, ошибающиеся педагоги, упражнения(конструктивные, подражательные, творческие), показ работ друг другу, соревнование, «раскрыть тайну», загадки, загадывание слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи, общение жестами.
Дидактический материал:
Материально-технические условия.
- Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.
- Литература, использованная для разработки программы.
- А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006;
- Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет), Издательство: Детство-Пресс, Год: 2010;
- Е.В. Золоткова, Н.Г. Минаева, И.В. Чумакова ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ;
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
- Коррекционно-развивающая программа «Мастер ума»;
- Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с;
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» ;
- Программа «Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Коррекционно-развивающая программа (1-4 классы). Составитель: Черенева Светлана Владимировна, .читель начальных классов;
- Проект: Коцепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ. – М., 2013;
- Стебелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.;
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1./Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с;
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Психологический практикум»
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;
2. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;
3. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);
4. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;
7. Баум Хайке. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;
8. Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;
9. Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;
10. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);
11. Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;
12. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;
13. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;
14. Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;
15. Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992, 168 с.;
16. Вернер Дэвид. "Реабилитация де-тей-инвалидов". «Филантроп», 1995;
17. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;
18. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;
19. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;
20. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;
21. Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;
22. Грин Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;
23. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;
24. Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);
25. Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы". Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;
26. Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь. Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;
27. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;
28. Дети с синдромом Ретта. Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;
29. Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;
30. Доман Глен "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;
31. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;
32. Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;
33. Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;
34. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В. Издательство: Каро, 2010, с. 248;
35. Издательство: Каро, 2005, с. 336;
36. Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;
37. Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;
38. Карвасарская Е.Е. Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми." М.: Генезис, 2010;
39. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;
40. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.
41. Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;
42. Качесов В. А. ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб ., 2005, с. 130.;
43. Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;
44. Киз Д. Цветы для Элджернона. Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;
45. Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;
46. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;
47. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;
48. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;
49. Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;
50. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;
51. Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М. Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;
52. Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;
53. Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;
54. Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;
55. Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть. Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;
56. Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;
57. Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);
58. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;
59. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;
60. Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);
61. Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;
62. Лупан Сесиль Поверь в свое дитя. Пер. Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;
63. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;
64. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;
65. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;
66. Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;
67. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П. Издательство: Владос, 2004, с. 344.;
68. Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;
69. Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;
70. Тамара Крюкова. Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;
71. Э.И Леонгард. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.