Родительское собрание в группе раннего развития на тему:"Адаптация ребенка к ДОУ"
Что представляет собой адаптация ребенка к условиям ДОУ? Какие трудности могут подстерегать детей и их родителей? Как родители могут помочь своим чадам менее болезнено пережить этот период? Ответы на эти и другие вопросы я постаралась дать в своем выступлении на первом родительском собрании в группе раннего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rs_1_ml.gr_._-_adaptatsiya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание № 1
в группе раннего возраста «Малышок» и 2-ой младшей группе «Радуга»
на тему «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Демиденко Юлия Владимировна. Я психолог МБДОУ № 4 «Росинка» г. Тихорецка. И сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела посвятить такому вопросу как, адаптация ребенка к детскому саду.
Так что же представляет собой эта самая адаптация и как вообще она происходит? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. А все новое и неизвестное, несомненно, страшит. Для Вашего ребенка детский сад представляет собой новое, еще неизвестное пространство, с новым окружением и новыми отношениями. И к этому новому каждый малыш приспосабливается по-своему.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей Вашего ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в детском саду. Однако, можно выделить ряд закономерностей, на которых хотелось бы остановиться подробнее.
Во-первых, необходимо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому обычный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест малыша, особенно если он впечатлительный и эмоциональный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, с чем им непосредственно и приходится сталкиваться в дошкольном учреждении. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит к тому, что малыш становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Осложняющим фактором адаптации зачастую становятся конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Существует парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем легче пройдет его адаптация и тем более коллективистски он будет настроен в дальнейшем.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны;
• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца (или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик.
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ?
1. По возможности расширяйте круг общения своего ребёнка, помогите ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми. Обращайте внимание ребёнка на положительные действия и поведение других людей, высказывайте положительное отношение к ним.
2. Помогите своему малышу научиться играть: для этого можно использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлечение ребёнка во взаимодействие с игрушкой.
3. Развивайте подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
4. Учите своего ребенка обращаться к другому человеку, делиться игрушкой со сверстником, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, что их ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Не стоит этого делать. Предоставьте малышу свободу в освоении нового.
6. Приучайте малыша к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий. Для этого необходимо ежедневно запланировать «время на самостоятельность».
7. Предъявляйте к ребёнку последовательные и доступные для понимания и исполнения требования. Выбирайте для этого дружественно-разъяснительный, а не повелительный тон. Если ребёнок не желая выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
8. Постоянно поощряйте ребёнка. Очень важно давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. К тому же необходимо соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка.
9. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни Вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
10. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребёнка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребёнка меняется всё: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту нового ребёнка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребёнком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).
Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.
Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. И, конечно, очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей.
Педагог-психолог МБДОУ № 4 «Росинка»
Демиденко Юлия Владимировна