Статья для XXXIV Военно-научной конференции 2ЦНИИ МО РФ "Особенности психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Тверском суворовском военном училище "
В статье Ковалева Е.Н. «Особенности психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Тверском суворовском военном училище» рассматриваются особенности сопровождения учебно-воспитательного процесса, обозначены основные факторы влияющие на успешность процесса адаптации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konferentsiyu_v_nii_2_kovalyov_e.n.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковалёв Евгений Николаевич – воспитатель учебного курса
Особенности психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Тверском суворовском военном училище
(на примере работы психологической службы училища)
На современном этапе реформирования Вооружённых сил Российской Федерации, строительства современной профессиональной армии и повышения её мобильности, надёжности и эффективности, а так же усложнения военной техники, необходимым образом встаёт вопрос о формировании квалифицированного и профессионального кадрового состава Вооружённых сил, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности, мастерства, подготовки и соответствующим набором профессионально важных качеств (ПВК) личности. Данная проблема не может быть решена только за счёт одного увеличения эффективности профессионального психологического отбора (ППО). Необходима качественная, многоуровневая подготовка военных специалистов в совокупности с социально-психологическими и воспитательными мероприятиями, формирующими кадровый резерв военных специалистов с прогнозом их успешности в будущей военно-профессиональной деятельности.
Несомненно, что наибольшее влияние на результативность, прочность формирования и становления ПВК личности будущего военного специалиста, может оказать обучение в суворовском (нахимовском) училище или кадетском корпусе. Именно суворовское училище призвано с ранних лет сформировать мотивацию стать «военным», заложить стремление к учёбе в вузах МО РФ, а так же сориентировать и направить обучающегося, заложить основу успешности обучения и формирования личности будущего офицера.
Результат подготовки суворовца к будущей военно-профессиональной деятельности, его качество, зависят от эффективности учебно-воспитательного процесса и напрямую увязаны с психологическим сопровождением процесса адаптации в военно-образовательном учреждении. Успешность учебно-воспитательного процесса зависит как от преподавания учебных дисциплин, так и от возможностей суворовцев, их адаптационных способностей. Возможность усвоения учебного материала суворовцами определяется не только уровнем их общеобразовательной и специальной подготовки, но и сформированностью необходимых ПВК, что достигается проведением мероприятий по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение в суворовском военном училище – это комплекс мероприятий по социально-психологическому изучению, психологическому и психофизиологическому обследованию суворовцев, а также оказанию психологической помощи суворовцам в процессе психофизиологической, психологической и социальной адаптации к условиям учебно-воспитательного процесса в училище. Психологическая поддержка направлена на повышение эффективности деятельности (учебной, служебной, общественной, спортивной, трудовой), индивидуального обучения и воспитания с учётом возрастных, личностных и психофизиологических особенностей.
Мероприятиями по оказанию психологической помощи суворовцам являются:
индивидуальная и групповая социально-психологическая и военно-профессиональная диагностика,
военно-профессиональная ориентация,
военно-профессиональное и психологическое консультирование,
социально-психологический тренинг,
психофизиологическая коррекция,
индивидуальная и групповая психотерапия,
обучение основам саморегуляции психических состояний.
Задачами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в училище являются:
- анализ результатов профессионального психологического отбора кандидатов и определение среди поступивших суворовцев лиц, требующих психологической помощи на первых этапах обучения в училище;
- углубленное социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование суворовцев, проводимое в процессе динамического наблюдения с целью раннего выявления лиц, имеющих трудности в военно-профессиональной адаптации;
- разработка рекомендаций командованию и преподавательскому составу по комплектованию учебных групп, оптимальному распределению физической и психологической нагрузки на суворовцев с учетом их личностных и психофизиологических особенностей;
- проведение социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психофизиологической коррекции с суворовцами, испытывающими трудности военно-профессиональной адаптации;
- проведение мероприятий по формированию профессионально важных качеств, необходимых для конкретной военной специальности;
- исследование внутригрупповых процессов и разработка мероприятий по сплочению суворовских коллективов;
- обоснование рекомендаций по служебному предназначению выпускников с учетом их индивидуально-психологических характеристик;
- формирование психологической готовности и устойчивой мотивации к получению военной профессии и сознательный выбор вуза, для получения конкретной военной специальности, в соответствии с уровнем развития индивидуально-психологических и профессионально важных качеств суворовцев;
- воспитание у суворовцев чувства патриотизма, интереса к военной деятельности, готовности к защите Родины.
Изучение практической деятельности по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, которое предполагает анализ результатов ППО, углублённое изучение личностных особенностей суворовцев, испытывающих трудности военно-профессиональной адаптации, осуществление мероприятий по оказанию психологической помощи и формированию ПВК будущих офицеров, анализ результативности оказания психологической помощи, позволяет выделить ряд факторов влияющих на успешность военно-профессиональной адаптации суворовцев.
Факторы эффективности процесса адаптации целесообразно разделить на три группы.
1. социальные условия, окружение предшествующего опыта:
семейное положение (установлено, что наибольшие проблемы процесса адаптации возникают у лиц имеющих сложное семейное положение, сопряжённое с непростыми внутрисемейными отношениями),
поддержка или давление со стороны значимых других (так, при наличии нерешённых конфликтов с родственниками, возникает состояние психической дезадаптации, а одобрение и моральная поддержка стремлений к учебной деятельности уменьшает время периода адаптации).
2. индивидуально-личностные факторы:
возраст (на скорость и устойчивость адаптации влияют возрастные особенности, кризисы переходного возраста, в разные возрастные периоды возможности и методы психокоррекционных воздействий неодинаковы),
физическое развитие и состояние здоровья тесно связано с успешностью военно-профессиональной адаптации,
нервно-психическая устойчивость и тревожность коррелируют с адаптационными способностями личности воспитанника,
темперамент, скорость протекания и выраженность психических процессов, также влияет на успешность адаптации к таким условиям военно-профессиональной деятельности, как строгая регламентация времени и жёсткий распорядок (эффективнее адаптируются лица с высокой скоростью протекания и уравновешенностью психических процессов),
характер и акцентуации личности (у лиц обладающих гипертимной, шизойдной и эпилептойдной акцентуациями личности адаптация к военно-профессиональной деятельности затруднена),
агрессивность и конфликтность личности обучающегося негативно сказываются на адаптации к военно-профессиональной деятельности,
адекватность самооценки и развивающееся самосознание обучающихся находятся в тесной взаимозависимости с рефлексией и военно-профессиональным самоопределением, мотивационной сферой личности, коммуникативными особенностями суворовцев (в этой связи актуальной становится проблема уединения обучающегося, возможность изменить обстановку и поделиться своими внутренними переживаниями, что возможно в закрытом военном учреждении лишь при функционирующей комнате психологической разгрузки и работе психолога в каждом подразделении),
низкие коммуникативные способности отрицательно коррелируют с характером и скоростью социальной адаптации,
активность обучающегося положительно коррелирует с успешностью военно-профессиональной деятельности,
военно-профессиональная мотивация, как и уровень развития общих способностей и ПВК, значимо влияют на психологические механизмы, необходимые для успешной адаптации.
3. актуальные условия и окружение:
личность офицера воспитателя и командира роты (именно первый командир закладывает в обучающегося паттерны и шаблоны деятельности, матрицу поведения, образец для подражания в будущей военно-профессиональной деятельности, в дальнейшем личность первого командира, его отношения и поведение будет неосознанно проецироваться в деятельности воспитанников; офицер-воспитатель может либо сформировать мотивацию стать «военным» и «зажечь» интерес к военной профессии, либо обесценить военно-профессиональную деятельность),
численность и особенности коллектива взвода влияют на количество и характеристику межличностных контактов, и следовательно, на количество конфликтов, и связаны со сплочённостью суворовского коллектива, что напрямую сказывается на скорости процесса социальной адаптации суворовцев,
бытовые условия в подразделении (комфортность и приближенность к привычной домашней обстановке условий в подразделении позитивно сказываются на протекании процесса адаптации).
Необходимо отметить, что эффективность адаптационных процессов у обучающихся и их скорость протекания значительно повышается при осуществлении целенаправленных и систематических мероприятий психологического сопровождения, социально-психологической поддержки и коррекции обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса в училище. Социально-психологическое сопровождение осуществляет предупреждение и профилактику состояний дезадаптации, социальных и внутриличностных конфликтов.
Вместе с тем, существуют нерешённые проблемы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, оказывающие негативное влияние на его результативность:
- наличие кадрового дефицита подготовленных воспитателей, отсутствие эффективной системы профессионального психологического отбора при постановке на должности воспитателей и дефицит необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков в работе с контингентом суворовцев,
- существующие формы и утверждённые методы психологического сопровождения, диагностики, помощи и коррекции суворовцам остаются слаборазработанными и недостаточно адаптированными к возрастным и военно-профессиональным особенностям их деятельности, зачастую адаптация методик ложится на психологическую службу училища,
- слабой выраженностью игрового компонента деятельности суворовцев (учебной, служебной, общественной, спортивной, трудовой) в условиях жизни в закрытом военно-учебном заведении,
- существует огромное несоответствие между объемом и важностью работы по психологическому сопровождению, с одной стороны, и ограниченными временными возможностями и нагрузкой на специалиста группы профессионального психологического отбора, с другой.
Следует отметить, что именно мероприятия психологического сопровождения с суворовцами, в силу специфики возраста, пластичности психических процессов и особенностей развития обучающегося, способны наиболее успешно сформировать, развить и эффективно скорректировать личностные и профессиональные особенности будущего военного специалиста.