ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (2014 -2015 учебный год)
Понятие "ОГЭ", группа риска при подготовке к экзаменам, стратегия поддержки по каждому уровню.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gotovnost_uchashchikhsya_k_oge_9_klassy_obshchaya.pptx | 739.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов) , представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования .
ИНФАНТИЛЬНЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. Эти дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы. Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают. При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.
Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену . Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу. Рекомендации родителям . Если ребенок чем-то занят, не отвлекать его до того, как он завершит работу. Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений .
ТРЕВОЖНЫЕ И НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением, особую тревогу вызывает проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.), часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, просят учителя правильность выполненного задания. Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы, трудно контролируют свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией ). Наиболее трудной стороной ОГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Рекомендации родителям. Необходимо формировать позитивное , адекватное отношение к экзамену, советовать детям придерживаться определенного стиля поведения, создание адекватной оценки ОГЭ . Большое значение имеет благоприятный климат в семье . Во время подготовки к экзамену . Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно , и у тебя все получится ». Стратегии поддержки
ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ Краткая психологическая характеристика Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Экзамен требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену . Детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени. Рекомендации родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Задача взрослых — стимулировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самоорганизации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь делать?», «Проверь, все ли учебники ты положил ».
ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» Краткая психологическая характеристика Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью , организованностью, исполнительностью . Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно быть лучшими, не просто хорошо справляться блестяще . Им нужно сделать все, причем безошибочно. На экзамене возможный камень преткновения для них — необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и при необходимости тактично скорректировать его планы. Можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»). Рекомендации родителям . Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ОГЭ . Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.
АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Основная характеристика высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. Утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны. Экзамен требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости .
Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену . Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.). Рекомендации родителям . Очень важно не сравнивать ребенка с другими. В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактичность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности .
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные , не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны . Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно , не проверяют себя и не видят собственных ошибок . Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы , требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок .
Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна. Рекомендации родителям . Важно, чтобы в общении с такими детьми взрослые мягко, но последовательно создавали ясные и четкие ограничения. При этом необходимо учитывать, что для гипертимных детей важны не рассуждения и доводы, а реальный опыт. Поэтому стоит не увлекаться нотациями или объяснениями, а создать четкую организующую среду .
«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ » ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Т аких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.
Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается . Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Рекомендации родителям . Важно не просто подсказывать застревающему ребенку, что нужно делать, но развивать у него навыки переключения. Хорошо, если взрослый проговаривает с ребенком распределение времени, а затем тактично интересуется: «Удается ли тебе следовать плану ?»
ДИАГРАММА ПО РЕЗУЛЬТАТАМДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9 -Х КЛАССОВ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»
ДЕТИ, У КОТОРЫХ ВЫЯВЛЕНЫ ПРОБЛЕМЫ
Сравнение данных учащихся 9-х классов , имеющих проблемы
Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий. Помочь каждому ребенку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности.
Помните! Главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий