Психологическая готовность ребенка к школе.
Презентация. Составляющие готовности ребенка к школе. По материалам Б.С. Волков и Н.В. Волкова «Как подготовить ребенка к школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_psikholog_got_k_shk.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих: Физическая готовность Социально-коммуникативная готовность Психологическая готовность
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Общее физическое состояние – показатели соответствующие нормам физического развития (рост, вес) Состояние органов чувств Состояние нервной системы Мелкая моторика пальцев
Социально-коммуникативная готовность Формирование готовности к принятию новой социальной – позиции школьника - положения школьника . Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Отношение к школе . Выполнять правила школьного режима , своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания. Отношение к учителю и учебной деятельности . Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. Отношение к сверстникам . Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками , уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой»… Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Психологическая готовность к школе Подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития. Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития : мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации определенный уровень развития произвольного поведения , позволяющий ученику выполнять требования учителя определенный уровень интеллектуального развития , подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения хорошее развитие фонематического слуха и речи Психологическая готовность
Мотивационная готовность Позиция дошкольника - привлекают чисто внешние школьные атрибуты (ранец, звонок, новые школьные принадлежности) Позиция ученика - привлекают атрибуты учения (ему нравится читать, писать, решать). Для ученика важен высокий уровень познавательной активности. Познавательная активность - это потребность ребенка в новых впечатлениях. Любознателен ли ваш ребенок? Попробуйте предложить ему отгадать какой-либо задуманный Вами предмет, задавая вопросы. Одни дети задают множество вопросов и требуют продолжения игры, а другие отгадают кое-как один предмет, а дальше играть отказываются. Психологическая готовность
Это способность ребенка проявлять волевые усилия: способность сдерживать свои эмоции самостоятельность усидчивость способность планировать свои действия действовать по правилу Ребенок должен уметь : Понимать и принимать задачу, ее цель. Спланировать свою деятельность. Подбирать средства для достижения цели. Преодолевать трудности, достигая результат. Оценивать результаты деятельности. Принимать помощь взрослых при выполнении задания . Произвольность поведения Психологическая готовность
интеллектуальная готовность Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики . Он затрагивает такие психические функции , как восприятие, внимание , память, мышление , речь, воображение. Восприятие: Информацию о внешнем мире мы получаем по нескольким каналам восприятия, в том числе по зрительному и слуховому. Целостный образ окружающего мира формируется на основе разных видов восприятия. Но когда в восприятии лидируют зрение, то ребенок может "не слышать" обращенных к нему слов. Его не дозовешься, если он занят рассматриванием картинок или рисованием. То, что он видит, ему интересно в данный момент, поэтому он может не слышать того, что ему говорят. Усвоение учебного материала, поступающего через все каналы восприятия улучшается, когда он становится предметом осознания . Внимание : важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания . Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой , но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Память : для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу . В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления , возможно, ему необходима консультация невропатолога . Психологическая готовность
Мышление : совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно - образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты и С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. начинают активно формироваться предпосылки логического мышления . речь: звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба , будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи . должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану . Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм интеллектуальная готовность Психологическая готовность
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт.
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание. Причина всего этого – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться. Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать. Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание успеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Психолого – педагогическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению со стороны родителей и педагогов должна быть направлена на : Формирование положительной Я – концепции Формирование положительной концепции другого человека Формирование мотивации достижения успеха Формирование потребности в общении и коммуникативных умений