Психологическая безопасность ребенка.

Лопарева  Анна Самуиловна

Презентация (для родителей). Психологическая безопасность как одно из требований безопасности ребенка в социуме. По материалам Ю.А. Афонькиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_psi_bezopas_reb_dlya_roditel.pptx814.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА (по материалам Ю.А. Афонькиной ) ПОДГОТОВИЛ: А.С. ЛОПАРЕВА, педагог-психолог МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыла РТ

Слайд 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕГОДНЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ЭТО ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ УГРОЗ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, УНИЖЕНИЯ И ОСКОРБЛЕНИЯ, ОТ ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕКА ЗАСТАВЛЯЮТ ДЕЛАТЬ ПРОТИВ ЕГО ЖЕЛАНИЯ, ОТ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ, ЗАБРОШЕННОСТИ И НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Слайд 3

ВЫСОКАЯ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ В ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ СОХРАННОСТЬ ПРИВЫЧНОГО ПОЗИТИВНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА

Слайд 4

БЫСТРЫЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СОПРЯЖЕНЫ С ЕГО ПОВЫШЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ КО ВСЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ. НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПОТРЕБНОСТИ МАЛЫША ИЛИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ НЕ ПРОСТО РАСТЕТ, А ВЗРОСЛЕЕТ РЕБЕНОК, СТАНОВИТСЯ ПСИХОЛОГИЧКЕСКИ НЕБЕЗОПАСНОЙ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДОЙ В дошкольном ВОЗРАСТЕ ОТ ПОЗИЦИИ ВЗРОСЛОГО ЗАВИСИТ, НАСКОЛЬКО МАЛЫШ БУДЕТ БЛАГОПОЛУЧЕН В СВОЕМ РАЗВИТИИ

Слайд 5

ДОШКОЛЬНИК (особенно в возрасте ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ) НАИБОЛЕЕ ПОДВЕРЖЕН ВЛИЯНИЮ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ. ПОВЫШЕННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ МАЛЫША ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО НЕРЕДКО ВОЗНИКАЕТ НЕГАТИВНЫЙ ФОН ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ВХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОРГАНИЗОВАННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДОУ ПОЗВОЛЯЕТ НАЧАТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ РАБОТУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Слайд 6

НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (В ПИЩЕ, ОТДЫХЕ), НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИГНОРИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕНСОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ ВЗРОСЛОГО И ЕГО ПОМОЩИ, ОГРАНИЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОР НЕАДЕКВАТНЫХ ВОЗРАСТУ ФОРМ ОБЩЕНИЯ, НЕ ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧАТЬ СО ВЗРОСЛЫМ ИГНОРИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА СТРЕМЛЕНИЕ К РАННЕМУ ОБУЧЕНИЮ НЕ СВОЙСТВЕННЫМ ВОЗРАСТУ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЧТЕНИЮ, СЧЕТУ, АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЕДНОСТЬ, ИЛИ, НАОБОРОТ, ИЗБЫТОЧНОСТЬ, ПЕРЕНАСЫЩЕННОСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ, В КОТОРОЙ РАСТЕТ РЕБЕНОК СЛАБОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ С РЕБЕНОКМ, НЕВНИМАНИЕ К ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Слайд 7

ФАКТОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ УГРОЗАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, МОГУТ НАКАПЛИВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, А ПОТОМ ВЗРОСЛЫЕ «ВДРУГ» ЗАМЕЧАЮТ У НЕГО СТОЙКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИЙ, ОБЩЕНИЯ ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Слайд 8

В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ПРОТИВОСТОЯТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ЧТО СТАНОВИТСЯ ОСОБЕННО ЗАМЕТНО В ПЕРИОД ЕГО АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ. СНИЖАЕТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ РЕСУРС СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ НАРУШАЮТСЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ дошкольника , РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ СТАНОВИТСЯ ДИСГАРМОНИЧНЫМ, ИСКАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Слайд 9

ВОЗНИКАЮЩЕЕ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПОРОЖДАЕТ ПОИСК СУРРОГАТНЫХ ВЫХОДОВ В ВИДЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, ПРОТЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ, АФФЕКТОВ, НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. ДАННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАРУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Слайд 10

ИЗВЕСТНЫЙ ВРАЧ В.И. ГАРБУЗОВ ТАК ОПРЕДЕЛИЛ МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК: РЕБЕНКА ВОСПИТЫВАЮТ ПО ГИПЕРСОЦИАЛЬНОМУ ТИПУ ИЛИ ПО ТИПУ НЕПРИЯТИЯ . В СИТУАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО НЕПРИЯТИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ЕГО НАДОЛГО ОСТАВЛЯЛИ БЕЗ ВНИМАНИЯ, ЕМУ ОТКАЗЫВАЛИ В СОСКЕ, РЕДКО БРАЛИ НА РУКИ, НЕ УКАЧИВАЛИ, КОГДА ОН НЕ МОГ УСНУТЬ. МАЛЫШ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ САМ СЕБЕ, ПОСТОЯННО ОЩУЩАЛ НЕДОСТАТОК ТЕПЛА И ЛАСКИ, ПРИЯТНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ПРИ ГИПЕРСОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНОК, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ЦЕНТРОМ СЕМЬИ, ПО МЕРЕ ВЗРОСЛЕНИЯ ВДРУГ НАЧИНАЕТ ОЩУЩАТЬ, ЧТО ОН НЕ ГЛАВНЫЙ, ВЕДЬ МАТЬ НЕ МОЖЕТ ПОСТОЯННО НАХОДИТЬСЯ РЯДОМ И РАЗВЛЕКАТЬ ЕГО, А ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У НЕГО НЕТ А СИМБИОТИЧЕСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО РЕБЕНОК НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ДОВЕРИЯ К МИРУ

Слайд 11

И В ПЕРВОМ, И ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СКУКОЙ, СТРАХОМ, ТОСКОЙ. ОН ИЩЕТ УСПОКОЕНИЯ И ОТВЛЕЧЕНИЯ В ДОСТУПНЫХ ЕМУ ДЕЙСТВИЯХ, КОТОРЫЕ ЧАСТО ИМЕЮТ РИТМИЧНЫЙ ХАРАКТЕР. РИТМИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ СПОСОБСТВУЮТ СИНХРОНИЗАЦИИ, ДОЗРЕВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ МОЗГА. ТАК РЕБЕНОК КОМПЕНСИРУЕТ НЕДОСТАТОК ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПОД ВЛИЯНИЕМ КОТОРЫХ ТОЛЬКО И МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ОДНОВРЕМЕННО УСПОКАИВАЕТ СЕБЯ. СНАЧАЛА МАЛЫШ ВЫПОЛНЯЛ ЭТИ НЕВРОТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, КОГДА ОТСУТСТВОВАЛА МАТЬ, А ЗАТЕМ МАТЬ ПЕРЕСТАЕТ ЕГО ИНТЕРЕСОВАТЬ. ОН ЗАНЯТ САМОСТИМУЛЯЦИЕЙ, ЗАМЫКАЕТСЯ, САМ УСПОКАИВАЕТ СЕБЯ. РЕБЕНОК ПРИВЫКАЕТ БЫТЬ ОДИН И ПОЯВЛЕНИЕ МАТЕРИ МЕШАЕТ ЕМУ.

Слайд 12

НАРУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПРОИСХОДИТ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СЛОЖНОГО КОМПЛЕКСА БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИН: СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕФЕКТОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ И СТРЕССОВ, СВЯЗАННЫХ С ЕГО СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Слайд 13

В РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СУЩЕСТВЕННО ПОДВЕРЖЕНО НАРУШЕНИЯМ ВВИДУ НЕПРАВЛЬНО ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННО ЧАСТО К НАРУШЕНИЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПРИВОДЯТ ДЕПРИВАЦИЯ, ФРУСТРАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Слайд 14

ДЕПРИВАЦИЯ – ЭТО ЛИШЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ЛИШЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ВЫДЕЛЯЮТ СЕНСОРНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ, МАТЕРИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ДЕПРИВАЦИИ

Слайд 15

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ИМЕЕТ МЕСТО В СИТУАЦИИ НАРУШЕНИЯ АНАЛИЗАТОРОВ ИЛИ ПРИ СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ, ОБЕДНЯЮЩИХ СТИМУЛЫ, ИДУЩИЕ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Слайд 16

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ (ИЛИ ЛИШЕНИЕ) ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИЯХ, КОТОРАЯ У ДЕТЕЙ ВЫРАЖЕНА ОЧЕНЬ ЯРКО. СУЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ДОСТУПНОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, МОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ, ЖИЗНЬ В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ КВАРТИРЫ, ПОСТОЯННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (ЧТОБЫ НЕ ЗАПАЧКАЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ УПАЛ, НЕ ПРОСТУДИЛСЯ И Т.П.) ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ, ПОДАВЛЕННЫМ ИЛИ АГРЕССИВНЫМ

Слайд 17

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И ИМЕЕТ КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР. ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ И В ТОМ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛИШЕН ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ, И ЕСЛИ МАТЬ НЕ ПРОЯВЛЯЕТ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ФИЗИЧЕСКУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЗАБОТУ О МАЛЫШЕ, ПРЕНЕБРЕГАЕТ ЕГО НУЖДАМИ. ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ БУДЕТ НЕУВЕРЕННОЙ, НЕПРОЧНОЙ, ПРИЧИНОЙ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ЗАБРОШЕННОСТЬ. ТАКОЙ РЕБЕНОК ЛИШЕН УВЕРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОСТИ, СТРЕССА.

Слайд 18

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ УСТАНОВИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ЕМУ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ. ТАКАЯ СИТУАЦИЯ ВОЗНИКАЕТ НЕ ТОЛЬКО В СИТУАЦИИ СИРОТСТВА, НО НЕРЕДКО И ВО ВНЕШНЕ БЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ, КОГДА РЕБЕНОК ПРЕДОСТАВЛЕН САМ СЕБЕ, НЕ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ, Т.Е. В СВОИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОН ПСИХОЛОГИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ОТЧУЖДЕН ОТ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ

Слайд 19

Фрустрация потребностей В отличие от депривации, фрустрация предполагает не отсутствие условий для удовлетворения ведущих потребностей, а навязывание взрослыми ребенку способа их реализации Фрустрация рассматривается как особое психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, возникающее при наличии препятствий на пути к достижению целей, которые ребенок не знает как преодолеть. Она сопровождается сложным сочетанием отрицательных эмоций, включающим разнообразные переживания от гнева до чувства вины. Переживания носят амбивалентный, противоречивый характер

Слайд 20

характерна борьба двух противоположных тенденций, проявляющихся в движениях : ребенок приближается ко взрослому и движется от него, причем направление движения все время меняется. Чаще борьба заканчивается положительным исходом: ребенок приближается ко взрослому, но тогда, когда взрослый уже не обращается к нему. 2. Своеобразные эмоциональные проявления (робость, неуверенность, тревога, частый плач), повышена частота конфликтных переживаний (например, при встрече с родителями дети одновременно радуются и плачут). Также характерна экзальтированная привязанность к родителям. Особенности детей с амбивалентным поведением

Слайд 21

В отличие от депривации, фрустрация предполагает не отсутствие условий для удовлетворения ведущих потребностей, а навязывание взрослыми ребенку способа их реализации Фрустрация рассматривается как особое психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, возникающее при наличии препятствий на пути к достижению целей, которые ребенок не знает как преодолеть. Она сопровождается сложным сочетанием отрицательных эмоций, включающим разнообразные переживания от гнева до чувства вины. 3. низкий уровень практической предметной деятельности . Дети, в основном, совершают неспецифические манипуляции с предметами, не владеют процессуальной игрой, играют в одиночку, избегают контактов с ровесниками и не обращаются за помощью ко взрослому. При появлении незнакомого взрослого их предметная деятельность дезорганизуется. Поручения, просьбы старших не выполняют или выполняют плохо 4. Сохраняется положительное отношение ко взрослым . Дети стремятся к контактам. Однако социальную чувствительность и инициативность проявляют только к родным, да и то избирательно. Эмоциональные отношения строят только с близкими, общение с малознакомыми или незнакомыми людьми практически невозможно Особенности детей с амбивалентным поведением

Слайд 22

В отличие от депривации, фрустрация предполагает не отсутствие условий для удовлетворения ведущих потребностей, а навязывание взрослыми ребенку способа их реализации Фрустрация рассматривается как особое психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, возникающее при наличии препятствий на пути к достижению целей, которые ребенок не знает как преодолеть. Она сопровождается сложным сочетанием отрицательных эмоций, включающим разнообразные переживания от гнева до чувства вины. амбивалентное поведение является следствием фрустрации потребности ребенка в общении, когда содержание и формы общения со взрослыми не соответствуют его возрастным потребностям Взрослые общаются с ребенком раннего возраста как с младенцем, только на уровне эмоциональных контактов, не организуя сотрудничества, или как с дошкольником, предъявляя повышенные требования к самостоятельному обеспечению своей жизнедеятельности и решению жизненно важных проблем по принципу «пусть учится, пусть взрослеет», игнорируя психологические и физические возможности малыша и лишая его помощи. Амбивалентное поведение является фактором, нарушающим общий ход психического развития ребенка. Фрустрация есть не что иное, как одна из форм психологического стресса

Слайд 23

стресс – (давление, напряжение) – это термин, который обозначает состояние человека, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия, т.е. крайние, чрезвычайные, превышающие границу допустимого. Стресс возникает только в том случае, когда влияние фактора, вызвавшего стресс, превосходит приспособительные возможности человека. Факторы, которые могут вызвать стресс , разнообразны. Причины стрессовых состояний и перегрузок у детей связаны: с излишне строгими и многочисленными правилами Непоследовательностью в воспитательных воздействиях Необходимостью длительно пребывать в коллективе детей Длительным психическим напряжением, неудачами. Страхами, чувством опасности Слишком тесное принудительное общение Недостаток информации, ситуация неопределенности

Слайд 24

для ребенка, пребывающего в группе ДОУ, определяющим его психологическую безопасность фактором является эмоциональное отношение в адаптационный период к нему родителей Знание родителями типологии эмоционального отношения взрослого к детям поможет им преодолеть психологические угрозы, которые могут иметь место в образовательной среде для их ребенка

Слайд 25

1. Устойчиво – положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Преобладают положительная оценка ребенка, искренность, такт. Родители действуют убеждением и примером более, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой дают ребенку понять, что он им небезразличен 2. Пассивно – положительный тип отношений родителей к детям проявляется в нечетко выраженной эмоционально – положительной направленности родителей во взаимоотношениях с детьми (сухой, официальный тон в общении с ними) Типология эмоционального отношения взрослого к детям (н. а. березовин , я. л. Коломинский )

Слайд 26

3.Неустойчивый тип характеризуется ситуативностью в поведении родителей при общей эмоционально – положительной направленности в отношении детей. Такие родители нередко попадают под власть своих настроений и переживаний. Оценка ребенка и манера поведения родителей значительно зависят от сложившейся ситуации 4. Открыто – отрицательный тип отношений родителей к детям характеризуется негативным отношением к ним. Всем своим поведением родители как бы подчеркивают, насколько он «выше» детей. Такие родители создает в семье атмосферу постоянной напряженности. Они сосредоточивают внимание на отрицательных поступках детей, фактах их плохого в их понимании поведения, непослушания. Дети перестают воспринимать требования родителей, избирая различные формы защитного поведения Типология эмоционального отношения взрослого к детям (н. а. березовин , я. л. Коломинский )

Слайд 27

5. Пассивно – отрицательный тип отношений родителей к детям отличается их скрытой отрицательной направленностью к детям, к своим родительским обязанностям. родители могут демонстрировать внешние признаки хорошего отношения к детям, заботы о них, однако на самом деле к детям безразличны Типология эмоционального отношения взрослого к детям (н. а. березовин , я. л. Коломинский )

Слайд 28

Помочь ребенку в стрессовых ситуациях нередко сложнее, чем взрослому, поскольку дети чаще всего не осознают своей состояние и не могут понять его причины. ошибки в воспитании порождают дидактогении Дидактогении – неблагоприятное последствие отрицательного воспитательного воздействия. причинами возникновения дидактогений являются запугивание, нетерпение, конфликты, авторитарность, перегрузки, осмеяние, уличение, наказание стыдом, формирование комплекса вины, насильственные обнажения, игнорирование естественных нужд ребенка

Слайд 29

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА КОМФОРТНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ

Слайд 30

С точки зрения психологической безопасности и направления деятельности родителей в адаптационный период в отношении детей является Содействие ребенку в адаптации к новым условиям жизнедеятельности в доу через создание единого безопасного пространства: Единый режим дня Музыкотерапия Игровая деятельность (разучивание и проигрывание игр, пальчиковая гимнастика и т.п.)

Слайд 31

Уважаемые родители! Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей – в ваших руках!