Формирование благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе как фактор оптимальной социализации воспитанников в условиях НВМУ.
В публикции я хочу раскрыть тему формирования благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе нахимовцев, на примере воспитательной работы проводимой в моем классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_1.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе как фактор оптимальной социализации воспитанников в условиях училища
Выполнила: воспитатель (классный руководитель) 54 класса 2 учебной роты НВМУ Варламова Виолетта Владимировна
Данную тему я хочу раскрыть на примере воспитательной работы, проводимой в моем классе.
Основными факторами создания благоприятной микросреды и формирования морально-психологического климата в классе являются:
- общая цель, деятельность;
- характер отношений и позиция воспитанников в коллективе;
- содержание, организация и условия совместной деятельности;
- четкая организационная структура и соответствующие ей органы самоуправления;
- стиль общения воспитателя с воспитанником;
- отношение семьи к поведению воспитанника в училище, жизни класса.
В конце августа 2014 года в мой класс прибыли дети из многих регионов нашей страны с различным уровнем образованности и воспитанности.
Моя задача, как классного руководителя, в первые дни заключалась в формировании коллектива, его становлении и сплочении. Мне важно, чтобы атмосфера коллектива создавала у воспитанников чувство защищенности и эмоционального благополучия, а новая микросреда была благоприятной.
Я провела вечер «Представляюсь коллективу», где каждый ребенок рассказал о себе, своих увлечениях, о своем городе, школе, друзьях и родных. При помощи изучения личных документов и опроса самих воспитанников выявила актив. Так, были назначены старшина класса и три командира отделения. Но на протяжении трех месяцев обучения периодически меняла этот актив с целью задействовать на этих должностях всех воспитанников класса, чтобы дети попробовали себя в роли младших командиров, быстрее привыкали друг к другу и к воинскому порядку в училище. Закрепила за каждым воспитанником его участок, за который он должен отвечать – был назначен «флагманский доктор», который следит за чистотой рук и ног, стрижкой ногтей и чисткой зубов; ответственные за полив цветов в классе и кубрике; клеймение военной и спортивной формы одежды; был назначен завхоз взвода.
Надо было вовлечь детей в игру, которая направлена на формирование и становление маленького военного человека, что позволило сознание вчерашнего школьника переключить с «гражданской» школы на военную организацию. И все дети стремились показать себя на своих закрепленных участках только с положительной стороны. Им самим было очень интересно маршировать, командовать, выполнять строевые приемы, а особенно им нравилось с первых дней петь. До сих пор нахимовцы класса могут исполнить в любое время строевые песни «Катюша», «Марш нахимовцев», «Экипаж – одна семья». С первого дня была объявлена идеология класса – «Культурные и образованные люди». Лозунг воспитанники приняли и стараются придерживаться этой идеи по сей день.
В настоящее время проводится работа со всеми воспитанниками класса по вопросу укрепления дружеских и товарищеских отношений между нахимовцами, сплоченности коллектива. Проведены классные часы: «Доброта и милосердие в нашей жизни», «Спешите делать добрые дела», «Семь заповедей товарищества: нахимовское братство»; беседы о дружбе, о нетоварищеских отношениях. Организованы внеклассные мероприятия: посещение выставок, музеев, театров, проведение спортивных состязаний. Активное участие нахимовцы класса приняли в социальном проекте «Подари ребенку праздник», побывав с концертом и подарками в детском доме, где смогли показать себя с разных сторон, реализовать свои таланты и быть признанными коллективом. Очень помогли в подготовке мероприятия родители.
Дружеские отношения между нахимовцами продолжаются и вне училища. Во время каникулярного отпуска и увольнений многие нахимовцы продолжают общаться друг с другом.
Важнейшие признаки благоприятной микросреды и морально-психологического климата в нашем коллективе, это:
- доверие и высокая требовательность воспитанников друг к другу;
доброжелательная критика; - свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления воспитателей;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
В середине 2-й четверти была проведена оценка морально-психологического климата в классе – результаты показали положительную тенденцию в развитии здорового климата. 75% полностью удовлетворены взаимоотношениями в классе, 20% - частично удовлетворены, 5% - не удовлетворены. Таким образом, морально-психологический климат в классе оценивается как благоприятный.
В классе провожу апробацию системы поощрительных и штрафных баллов. На сегодняшний день данная система показала положительное влияние на дисциплинированность, организованность и исполнительность в классе. По состоянию на 25 января 2015 года воспитанники получили 70% поощрительных баллов и 30% штрафных. И я заметила, что чем больше хвалишь детей, тем больше они стремятся делать хорошие дела. А это все опять же напрямую влияет на формирование благоприятной микросреды в классе и соответственно наиболее полно развиваются индивидуальность воспитанников, его творческие способности.
В заключении я могу твердо заявить – нам всем работалось бы с детьми намного легче и интереснее, если бы мы сами никогда не забывали, что когда то были детьми.
- Мне нравится (1)