Формирование благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе как фактор оптимальной социализации воспитанников в условиях НВМУ.

Варламова Виолетта Владимировна

В публикции я хочу раскрыть тему формирования благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе нахимовцев, на примере  воспитательной работы проводимой в моем классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе как фактор оптимальной социализации воспитанников в условиях училища

Выполнила: воспитатель (классный руководитель) 54 класса 2 учебной роты НВМУ Варламова Виолетта Владимировна

           Данную тему я хочу раскрыть на примере воспитательной работы, проводимой в моем  классе.

          Основными факторами создания благоприятной микросреды и   формирования морально-психологического климата в классе  являются:  

  • общая цель, деятельность;
  • характер отношений и  позиция воспитанников в коллективе;
  • содержание, организация и условия совместной деятельности;
  • четкая организационная структура и соответствующие ей органы самоуправления;
  •  стиль общения воспитателя с воспитанником;
  • отношение семьи к поведению воспитанника в училище, жизни класса.

       В конце августа 2014 года  в мой  класс  прибыли  дети из многих регионов нашей страны   с различным уровнем образованности и воспитанности.

      Моя задача, как классного руководителя, в первые дни заключалась в формировании коллектива, его становлении и сплочении. Мне важно, чтобы атмосфера коллектива создавала у воспитанников чувство защищенности и эмоционального благополучия, а новая микросреда была  благоприятной.  

      Я провела вечер «Представляюсь коллективу», где каждый ребенок рассказал о себе, своих увлечениях, о своем городе, школе, друзьях и родных. При помощи изучения личных документов и опроса самих воспитанников  выявила актив. Так,  были назначены старшина класса и три командира отделения. Но на протяжении трех месяцев  обучения  периодически меняла этот актив с целью задействовать  на этих должностях всех воспитанников класса, чтобы дети попробовали себя в роли младших командиров, быстрее привыкали друг к другу и к воинскому порядку в училище. Закрепила за каждым воспитанником  его участок, за который он должен отвечать – был назначен «флагманский доктор», который следит за чистотой  рук и ног, стрижкой ногтей и чисткой зубов;  ответственные за полив цветов в классе и кубрике;   клеймение  военной и спортивной формы одежды; был назначен завхоз взвода.

     Надо было  вовлечь детей в игру, которая  направлена на формирование и становление  маленького военного человека, что позволило  сознание  вчерашнего школьника переключить с «гражданской» школы на военную организацию. И   все дети стремились показать себя на своих закрепленных участках только с положительной стороны. Им самим было очень интересно маршировать, командовать, выполнять строевые приемы, а особенно им нравилось с первых дней петь. До сих пор нахимовцы  класса могут исполнить в любое время строевые песни «Катюша», «Марш нахимовцев», «Экипаж – одна семья».   С первого дня была объявлена идеология класса – «Культурные и образованные люди».  Лозунг воспитанники приняли и стараются  придерживаться этой  идеи по сей день.

      В настоящее время проводится работа со всеми воспитанниками класса по вопросу укрепления дружеских и товарищеских отношений между нахимовцами, сплоченности коллектива.  Проведены  классные часы:  «Доброта и милосердие в нашей жизни», «Спешите делать добрые дела», «Семь заповедей товарищества: нахимовское братство»;  беседы о дружбе, о нетоварищеских отношениях.  Организованы внеклассные мероприятия: посещение выставок, музеев, театров, проведение спортивных состязаний. Активное участие нахимовцы класса приняли в социальном проекте «Подари ребенку праздник»,  побывав с концертом и подарками  в детском доме, где  смогли показать себя с разных сторон, реализовать свои  таланты и быть признанными  коллективом. Очень помогли в подготовке мероприятия родители.

      Дружеские отношения между нахимовцами продолжаются  и вне училища. Во время  каникулярного отпуска и увольнений многие нахимовцы продолжают общаться  друг с другом.

Важнейшие признаки благоприятной микросреды и морально-психологического климата в нашем коллективе, это:

  • доверие и высокая требовательность воспитанников друг к другу; 
    доброжелательная критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • отсутствие давления воспитателей;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

      В середине 2-й четверти была проведена оценка морально-психологического климата в классе – результаты показали положительную тенденцию в развитии здорового климата. 75% полностью удовлетворены взаимоотношениями в классе, 20% - частично удовлетворены, 5% - не удовлетворены.  Таким образом, морально-психологический климат в  классе оценивается  как благоприятный.

      В классе провожу апробацию системы поощрительных и штрафных баллов. На сегодняшний день данная система показала положительное влияние  на дисциплинированность, организованность  и исполнительность в классе.  По состоянию на 25 января 2015 года воспитанники получили 70% поощрительных баллов и 30% штрафных. И я заметила, что чем больше хвалишь детей, тем больше они стремятся делать хорошие дела. А это все опять же напрямую влияет на формирование благоприятной микросреды в классе и соответственно наиболее полно развиваются индивидуальность воспитанников, его творческие способности.

     В заключении я могу твердо заявить – нам всем работалось бы с детьми намного легче и интереснее, если бы мы сами никогда не забывали, что когда то были детьми.