Разработка урока№2(по методике Гатанова Ю.Б.)

Сидорова Светлана Олеговна

Тема: «Как из «мухи» сделать «слона»».

Тип задания – символические трансформации

Цели:

-развитие способности создавать слова, действия в ограниченных условиях;

-развитие вербальной беглости;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок из курса «Развитие творческого мышления»  по методике  Ю.Б.Гатанова

педагога – психолога Сидоровой Светланы Олеговны

Условия проведения занятия:

Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст  учащихся 9-14 лет, относительно однородных по своим способностям.

Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы;

временная протяженность  занятия составляет  1 академический час.

Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса.

Для занятия  понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий  разработанный автором методики на каждого учащегося .

Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки.

Схема проведения занятия: 

1.Разминка ,в ходе которой учащиеся должны понять как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.

2.Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.

3.Дополнительное задание, содержащее задание для учащихся, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании.

Занятие строятся в форме игры, соревнования, кооперативно-творческой деятельности.

 Атмосфера творчества и психологической безопасности достигается с использованием методов проведения занятия:

  • ритуалы начала и окончания занятия;
  • психогимнастические и психотехнические упражнения;
  • совместная работа в микрогруппах;
  • эмоционально окрашенный рассказ педагога;
  • беседа;
  • рисование и другие виды изобразительного творчества.

Тема: «Как из «мухи» сделать «слона»».

Тип задания – символические трансформации

Цели:

-развитие способности создавать слова, действия в ограниченных условиях;

-развитие вербальной беглости;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Регулятивные УУД

  • сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  • осуществлять логическое действие сравнение по заданным, самостоятельно выбранным критериям;
  • установить аналогии;
  • владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД

-формирование:

  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;

-мотивация

на дальнейшее самопознание и саморазвитие

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Игра «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!»

Цель: настраивание детей на участие в запланированных мероприятиях.

-Сейчас я буду здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем я поздороваюсь, должен будет помахать рукой в ответ.

(Предоставить возможность учащимся осознать свои эмоциональные состояния)

-Здравствуйте те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!;

-Те, кто  еще не до конца проснулся;

-Те, кто еще не отогрелся после улицы, здравствуйте!;

-Те, кто ждет не дождется прогулки, здравствуйте!

-Те, кто любит рисовать, здравствуйте!;

-Те, кто еще ни разу не поздоровался, здравствуйте!

Мы продолжаем учиться новому типу мышления, который называется творческим мышлением. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-нибудь задание, то с помощью этого мышления мы сможем предложить много решений этой проблемы или много способов выполнения этого задания.

Существуют задачи и вопросы, имеющие только один-единственный правильный ответ, но есть и такие, которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.

Например, я спрошу вас, как сейчас называется город, в котором мы живем (дождитесь ответа и напишите его на доске). Есть ли какие-нибудь другие правильные ответы? Да, действительно, нет.

-А сейчас я попрошу вас назвать все возможные способы рисования. Чем можно рисовать? (карандаши, фломастеры и т.д.) Придумайте самые фантастические и сказочные способы рисования (белый, воздушные след самолета; в темной комнате - светом фонарика).

В нашей жизни часто возникают проблемы, которые имеют множество решений.

Я надеюсь, вам будет интересно поработать с одной из них. Мы будем использовать свое воображение, чтобы научиться придумывать необычные и умные идеи.

2. Основной этап.

Разминка. Написать на доске  слово «СОМ».

-Образуйте новое слово, изменив только одну букву и у вас получиться новое слово и т.д. (цепочка из слов). Давайте попробуем:

СОМ – СОК-СОН-ТОН-КОМ-КОК.

Таким образом, мы  из «СОМА» получили «КОКА».

-Попробуем  подобрать цепочку к слову «ТЕНЬ»

Все вновь получаемые слова должны быть «правильными» существительными (кто, что?) в именительном падеже. Менять можно последовательно только одну букву, при этом переставлять буквы местами нельзя.

Основное задание.  Разделимся на команды (или в пары). Работа в командах. Раздать листы с основным заданием.

-Я немного усложню задание, попробуйте составить цепочку как можно длиннее. За каждое «звено» присуждается балл, если слова оригинальны, то вы получите еще дополнительные баллы, а также за слова, которые никем не были ранее придуманы (КОТ).

-Следующее слово «ВАР» дается 5 минут?  (дар, кар, жар, пар, бар). Возникающие споры о «правильности» написания проверить по словарю.

Дополнительное задание. (если есть время).

-Эту игру придумал автор знаменитой «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл в 1879году. Она отличается тем, что в ней дано не только первое. Но и последнее слово цепочки. Цель состоит в том, чтобы наименьшим числом ходов прийти от первого к последнему слову.

(Вот как ДЕНЬ становиться НОЧЬЮ в 6-7 ходов; День- сень- сено- село- соло- соль- ноль-Ночь).

Обсуждение результатов.

-Выберите первое и последнее слова из любой  понравившейся вам цепочки. Придумайте сюжет,  в котором эти слова связаны по смыслу. Нарисуйте этот сюжет.

3. Заключительный этап.

1)Упражнение «Беседа без слов»

-Перед вами на парте один лист на двоих. Подпишите или обозначьте своим символом.  Без слов, одновременно, с помощью карандашей начинайте беседу при помощи любых форм, линий. Рисуйте все, что может каким-то образом рассказать о вашем настроении. Поблагодарите друг друга в конце работы.

2)прощание

Звенит колокольчик.

-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКОЙ!»

-Молодцы! Урок закончен.

Список литературы:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.

2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.

3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011

4. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.

5. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.

6. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.

7. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.

8.Л.А.Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб : ГМНПП «ИМАТОН» ,2001-192с.;

9. Л.А. Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», ЧастьI, СПб : ООО«ИМАТОН», 2005-256с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты: серии А для проведения урока в первой половине года, серия Б - для второй половины года из курса «Развитие творческого мышления» для детей 9-14 лет по методике  Ю.Б.Гатанова.

В разработке урока были использованы игры из комплекта: «Игры –приветствия для хорошего настроения», автор Е.Лютова- Робертс, Г.Монина

Варианты детских работ 4-5 класса выполненные на альбомных листах.

Из « кота» получился  «суп» в котелке.

Из  «сома» получился «том» книги.

Из «сока» мы увидели на корабле «кока».