Разработка урока№2(по методике Гатанова Ю.Б.)
Тема: «Как из «мухи» сделать «слона»».
Тип задания – символические трансформации
Цели:
-развитие способности создавать слова, действия в ограниченных условиях;
-развитие вербальной беглости;
-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока№2.Тема: «Как из «мухи» сделать «слона»». | 486.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок из курса «Развитие творческого мышления» по методике Ю.Б.Гатанова
педагога – психолога Сидоровой Светланы Олеговны
Условия проведения занятия:
Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст учащихся 9-14 лет, относительно однородных по своим способностям.
Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы;
временная протяженность занятия составляет 1 академический час.
Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса.
Для занятия понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий разработанный автором методики на каждого учащегося .
Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки.
Схема проведения занятия:
1.Разминка ,в ходе которой учащиеся должны понять как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.
2.Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.
3.Дополнительное задание, содержащее задание для учащихся, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании.
Занятие строятся в форме игры, соревнования, кооперативно-творческой деятельности.
Атмосфера творчества и психологической безопасности достигается с использованием методов проведения занятия:
- ритуалы начала и окончания занятия;
- психогимнастические и психотехнические упражнения;
- совместная работа в микрогруппах;
- эмоционально окрашенный рассказ педагога;
- беседа;
- рисование и другие виды изобразительного творчества.
Тема: «Как из «мухи» сделать «слона»».
Тип задания – символические трансформации
Цели:
-развитие способности создавать слова, действия в ограниченных условиях;
-развитие вербальной беглости;
-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;
Регулятивные УУД
- сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
- осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
- осуществлять логическое действие сравнение по заданным, самостоятельно выбранным критериям;
- установить аналогии;
- владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
- слушать;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать позиции других людей;
- обосновывать собственную позицию;
- координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет;
- договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные УУД
-формирование:
- положительной адекватной самооценки;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- умения видеть свои достоинства и недостатки;
-мотивация
на дальнейшее самопознание и саморазвитие
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Игра «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!»
Цель: настраивание детей на участие в запланированных мероприятиях.
-Сейчас я буду здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем я поздороваюсь, должен будет помахать рукой в ответ.
(Предоставить возможность учащимся осознать свои эмоциональные состояния)
-Здравствуйте те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!;
-Те, кто еще не до конца проснулся;
-Те, кто еще не отогрелся после улицы, здравствуйте!;
-Те, кто ждет не дождется прогулки, здравствуйте!
-Те, кто любит рисовать, здравствуйте!;
-Те, кто еще ни разу не поздоровался, здравствуйте!
Мы продолжаем учиться новому типу мышления, который называется творческим мышлением. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-нибудь задание, то с помощью этого мышления мы сможем предложить много решений этой проблемы или много способов выполнения этого задания.
Существуют задачи и вопросы, имеющие только один-единственный правильный ответ, но есть и такие, которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.
Например, я спрошу вас, как сейчас называется город, в котором мы живем (дождитесь ответа и напишите его на доске). Есть ли какие-нибудь другие правильные ответы? Да, действительно, нет.
-А сейчас я попрошу вас назвать все возможные способы рисования. Чем можно рисовать? (карандаши, фломастеры и т.д.) Придумайте самые фантастические и сказочные способы рисования (белый, воздушные след самолета; в темной комнате - светом фонарика).
В нашей жизни часто возникают проблемы, которые имеют множество решений.
Я надеюсь, вам будет интересно поработать с одной из них. Мы будем использовать свое воображение, чтобы научиться придумывать необычные и умные идеи.
2. Основной этап.
Разминка. Написать на доске слово «СОМ».
-Образуйте новое слово, изменив только одну букву и у вас получиться новое слово и т.д. (цепочка из слов). Давайте попробуем:
СОМ – СОК-СОН-ТОН-КОМ-КОК.
Таким образом, мы из «СОМА» получили «КОКА».
-Попробуем подобрать цепочку к слову «ТЕНЬ»
Все вновь получаемые слова должны быть «правильными» существительными (кто, что?) в именительном падеже. Менять можно последовательно только одну букву, при этом переставлять буквы местами нельзя.
Основное задание. Разделимся на команды (или в пары). Работа в командах. Раздать листы с основным заданием.
-Я немного усложню задание, попробуйте составить цепочку как можно длиннее. За каждое «звено» присуждается балл, если слова оригинальны, то вы получите еще дополнительные баллы, а также за слова, которые никем не были ранее придуманы (КОТ).
-Следующее слово «ВАР» дается 5 минут? (дар, кар, жар, пар, бар). Возникающие споры о «правильности» написания проверить по словарю.
Дополнительное задание. (если есть время).
-Эту игру придумал автор знаменитой «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл в 1879году. Она отличается тем, что в ней дано не только первое. Но и последнее слово цепочки. Цель состоит в том, чтобы наименьшим числом ходов прийти от первого к последнему слову.
(Вот как ДЕНЬ становиться НОЧЬЮ в 6-7 ходов; День- сень- сено- село- соло- соль- ноль-Ночь).
Обсуждение результатов.
-Выберите первое и последнее слова из любой понравившейся вам цепочки. Придумайте сюжет, в котором эти слова связаны по смыслу. Нарисуйте этот сюжет.
3. Заключительный этап.
1)Упражнение «Беседа без слов»
-Перед вами на парте один лист на двоих. Подпишите или обозначьте своим символом. Без слов, одновременно, с помощью карандашей начинайте беседу при помощи любых форм, линий. Рисуйте все, что может каким-то образом рассказать о вашем настроении. Поблагодарите друг друга в конце работы.
2)прощание
Звенит колокольчик.
-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКОЙ!»
-Молодцы! Урок закончен.
Список литературы:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.
3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011
4. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.
5. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.
6. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.
7. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
8.Л.А.Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб : ГМНПП «ИМАТОН» ,2001-192с.;
9. Л.А. Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», ЧастьI, СПб : ООО«ИМАТОН», 2005-256с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты: серии А для проведения урока в первой половине года, серия Б - для второй половины года из курса «Развитие творческого мышления» для детей 9-14 лет по методике Ю.Б.Гатанова.
В разработке урока были использованы игры из комплекта: «Игры –приветствия для хорошего настроения», автор Е.Лютова- Робертс, Г.Монина
Варианты детских работ 4-5 класса выполненные на альбомных листах.
Из « кота» получился «суп» в котелке.
Из «сома» получился «том» книги.
Из «сока» мы увидели на корабле «кока».