Особенности образования и развития ребенка с СДВГ в дошкольном возрасте (презентация)

Владимирова Ирина Михайловна

Особенности образования и развития ребенка с СДВГ в дошкольном возрасте - теоретические и практические вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_doklada_dou_-_kopiya.pptx573.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности образования и развития ребенка с СДВГ в дошкольном возрасте Владимирова И.М. педагог-психолог ГБОУ ЦДК кандидат психологических наук

Слайд 2

Содержание Распространенность СДВГ Основные проявления СДВГ (симптомы) Историческая справка Социально-психологический прогноз Существующая система помощи детям Методы психологической помощи и лечения Специфика работы с родителями Особенности психики и аспекты поведения детей с СДВГ, которые необходимо учитывать при организации работы с ними Функции воли Волевые качества личности Иллюстрация «Собаки» Приемы воспитания воли ребенка 13. Принципы развития произвольности детей в ходе занятий 14. Направления оказания помощи детям в ГБОУ ЦДК 15. Список литературы 16. Заключение

Слайд 3

Распространенность Детей с СДВГ В России - 18 % В США - 20 % В Китае - 13 % В Италии - 10 % В Великобритании - 3 %

Слайд 4

Проявления СДВГ (симптоматика) Основные: нарушения произвольного внимания избыточная двигательная активность импульсивность Дополнительные: нарушения координации расстройства речи специфическая неспособность к учебе в отношении какого-либо предмета (чтения, письма, арифметики) сложности адаптации к любому учебному процессу Вторичные: негативная самооценка проблемы в общении враждебность

Слайд 5

Историческая справка Уже в середине XIX века (1845 г.) немецкий психоневролог Генри Хоффман описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище – Непоседа Фил. Количество публикаций , посвященных СДВГ, постоянно растет . В научной литературе обсуждаются терминология, диагностические критерии заболевания, схемы лечения. В 2006 г. проходил I Международный форум «Охрана здоровья детей в России», посвященный СДВГ . К форуму собиралась информация, проводились исследования. В научных исследованиях показаны причины и механизмы расстройства, вскрыта возрастная динамика его проявлений, изучена распространенность.

Слайд 6

Социально-психологический прогноз По данным Т.Б. Дмитриевой, когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются у 85 % подростков и 65 % взрослых людей. По данным академика В.И. Покровского: От 32 до 40 % детей бросают школу; лишь 5 – 10 % из них заканчивают вузы; у 40 % девочек- подростков выявляется беременность; 40-50 % детей втягиваются в антисоциальную деятельность; 70 % детей имеют меньше друзей, чем сверстники (не имеют вообще). Во взрослых возрастах : от 50 до 70 % лиц с СДВГ плохо справляются с работой; 30 % страдают депрессиями и расстройствами личности. Государственных программ помощи детям с СДВГ в России нет.

Слайд 7

Существующая в мировой практике система помощи детям и их семьям постановка диагноза (на основе новейших методов исследования высшей нервной деятельности) лечение и коррекция помощь ребенку в ДОУ и в школе помощь непосредственно родителям (обучение, информирование, работа с личными проблемами) профилактика вторичных отклонений

Слайд 8

Методы психологической помощи и лечения Фармакотерапия Нейробиоуправление (использование методов обратной связи) Психотерапия (индивидуальная, групповая, семейная, в том числе - поведенческая психотерапия) Физиотерапия Стоимость лечения ребенка с СДВГ в России на 2010 г. составила от 85 до 105 тысяч рублей (расходы на фармакотерапию, психотерапию (два визита в месяц), массаж и ЛФК (два раза в неделю)). В США стоимость подобного лечения составляет до 560 тысяч долларов.

Слайд 9

Специфика работы с родителями Ведущим звеном в коррекции СДВГ является изменение поведения родителей по отношению к ребенку. Специалистам важно: обратить внимание родителей на формирование у ребенка стабильной адекватной самооценки предоставить информацию (проявления синдрома, его биологическая природа, важная роль правильного воспитания) психологически поддерживать ребенка, его семью обеспечить родителям возможность эмоционально отреагировать и исследовать свои чувства по отношению к ребенку формировать у родителей навыки регуляции собственных эмоциональных состояний помочь родителям найти союзников , организовать для них «группы встреч»

Слайд 10

Особенности психики и аспекты поведения детей с СДВГ, которые нужно учитывать при работе с ними (Л. А. Ясюкова ) Быстрая умственная утомляемость (через каждые 5-7 минут идет релаксационное отключение на 3-5 минут). Р езко снижена возможность самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности. Наблюдается существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней активации . Типично ухудшение деятельности при эмоциональной активации. Выявляются трудности в формировании произвольного внимания . Снижены оперативные объемы внимания, памяти, мышления . Присутствуют трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Существуют дефекты зрительно-моторной координации (ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог).

Слайд 11

Функции воли В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных. Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поведением. Стимулирующая функция – под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия, поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Тормозящая функция - человек может удержаться от совершения каких-либо действий или поступков.

Слайд 12

Волевые качества К волевым качествам личности относятся: смелость энергичность настойчивость терпеливость целеустремленность самостоятельность выдержка Слабость воли характеризуют: импульсивность лень робость упрямство беспринципность безынициативность

Слайд 13

Воспитание воли Воспитание воли – педагогически управляемый процесс. «Самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка заключается в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу» ( нейропсихолог А.В.Семенович).

Слайд 15

Приемы воспитания воли ребенка Личный пример взрослого человека Рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм Формирование привычки преодолевать посильные трудности. Желательна наглядная фиксация результатов Совместная работа в коллективе Предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту Развитие нравственных убеждений и мотивов Обучение формулированию целей, этапов достижения целей Формирование стереотипа волевого поведения на основе контроля исполнения принятого решения Соблюдение повседневных алгоритмов (режим, ритуалы) Обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми Занятия спортом

Слайд 16

Принципы развития произвольности детей в ходе занятий В ходе занятий необходимо развивать у ребенка навыки формирования программы, предвидения результатов ее воплощения, постановки целей и задач, способов их выполнения, постоянный самоконтроль, самооценку и оперативную коррекцию. Оптимален для развития произвольной регуляции следующий алгоритм : механическое принятие и выполнение строго заданной развернутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого совместное создание программы деятельности, выделение ее цели, обсуждение возможных последствий, способов достижения, контроль за достигнутыми на каждом этапе результатами самостоятельное создание программы деятель ности

Слайд 17

Направления оказания помощи детям с СДВГ в ГБОУ ЦДК Оказание помощи детям с СДВГ и их семьям в ГБОУ ЦДК СПб проводится на основе нейропсихологических подходов, а также привлечения современных моделей и методов арт-терапии.

Слайд 18

Список литературы Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2001. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. М., 1993. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать ? / Пер с англ. – М., 2010. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001 . Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 1997. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М., 2008. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью . Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М., 2002. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб., 2003.

Слайд 19

Заключение При необходимости можно обратиться в Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга (ГБОУ ЦДК СПб) по адресу: Лиговский пр., д. 46, телефон регистратуры 314-13-12 . Сайт: http://www.gmpmpk.ru Благодарю за внимание!