Методическая разработка урока из курса «Развитие творческого мышления» по методике Ю.Б.Гатанова
План изложения материала :
I.Курс «Развитие творческого мышления» по методике Ю.Б.Гатанова
Цель курса;
Условия проведения занятия;
Схема проведения занятия;
Основные подходы и стратегии для работы по данному курсу;
О результативности занятий курса
II.Урок по теме: «Треугольный робот» ,
тип задания – образные системы.
Цели урока:
-развитие невербальной гибкости и разработанности;
-развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементов;
-развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией;
-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;
Ход урока
1.Организационный момент.
Игра «Приветствие с колокольчиком»
2. Основной этап.
Разминка. Основное задание.
Обсуждение результатов.
Дополнительное задание
Домашнее задание
3. Заключительный этап.
1)Упражнение «Похлопаем в ладоши»
2)Упражнение «Встаньте все те, кто…»
3)Прощание: «Я сегодня вот такой!»
4.Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока из курса "Развитие творческого мышления" | 17.37 КБ |
Приложение 1 к уроку из курса "Развитие творческого мышления" | 185.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
Сидорова Светлана Олеговна
Педагог-психолог
Методическая разработка урока из курса «Развитие творческого мышления»
по методике Ю.Б.Гатанова
Цель курса: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления.
Урок состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.
Условия проведения занятия:
Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст учащихся 9-14 лет, относительно однородных по своим способностям.
Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы;
временная протяженность занятия составляет 1 академический час.
Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса.
Для занятия понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий, разработанный автором методики на каждого обучающегося.
Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки.
Схема проведения занятия:
1.Разминка ,в ходе которой обучающиеся должны понять как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.
2.Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.
3.Дополнительное задание, содержащее задание для обучаемых, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании.
Занятие строятся в форме игры, соревнования, кооперативно-творческой деятельности.
Атмосфера творчества и психологической безопасности достигается с использованием методов проведения занятия:
- ритуалы начала и окончания занятия;
- психогимнастические и психотехнические упражнения;
- совместная работа в микрогруппах;
- эмоционально окрашенный рассказ педагога;
- беседа;
- рисование и другие виды изобразительного творчества.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ
1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости»
Перед учащимися ставится проблема, которая имеет множество решений.
Отбор оригинальной идеи осуществляется за счет стимулированных вопросов:
- об альтернативном применении объекта,
- об изменении объекта,
- об уменьшении объекта,
- о замещении объекта,
- о перемещении объекта,
- о перевертывании объекта,
- о комбинировании, объединении объектов.
2.Принципы мягкого соревнования
Для проведения соревнований следует соблюдать следующие правила:
а) организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;
б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками т.п.;
в) составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети в группе имели возможность побывать в числе победителей.
3.Сотрудничество и кооперация
Обучающиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем-либо или группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для:
а) обучения сотрудничеству и пониманию, что «один ум хорошо, а два- лучше»;
б) развития лидерских способностей;
в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества в более творческими обучающимися.
4.Принцип безоценочной деятельности.
Обсуждение результатов деятельности и ее оценка откладываются до того момента, пока обучающийся сам не увидит другие возможные идеи или способы решения рассматриваемой проблемы. Основная цель принципа безоценочной деятельности - это освобождение обучающихся от страха делать ошибки.
5. Принцип подкрепления желательных типов поведения.
Учитель своим поведением и своими действиями всегда создает определенные ограничения в поведении обучающихся. Участие в творческих играх взрослого, его творческое поведение будет высоко оценено детьми и они начнут высказывать свои собственные творческие идеи, мысли, создавать свою творческую продукцию.
Для получения сведений о результативности занятий курса используются следующие методики:
1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко);
2) тест креативности Торранса, фигурная форма;
3) Л.А.Ясюкова методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб 2001г.;
4) Л.А.Ясюкова методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», СПб 2005г.(комплекс предназначен для работы с учащимися 7-11 классов).
Урок из курса «Развитие творческого мышления» по методике Ю.Б.Гатанова
Тема: «Треугольный робот».
Тип задания – образные системы.
Цели:
-развитие невербальной гибкости и разработанности;
-развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементов;
-развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией;
-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;
Регулятивные УУД
- сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
- осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
- осуществлять логическое действие сравнение по заданным, самостоятельно выбранным критериям;
- установить аналогии;
- владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
- слушать;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать позиции других людей;
- обосновывать собственную позицию;
- координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет;
- договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные УУД
-формирование:
- положительной адекватной самооценки;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- умения видеть свои достоинства и недостатки;
-мотивация
на дальнейшее самопознание и саморазвитие
Ход урока
1.Организационный момент.
Учащиеся выстраиваются в четыре колонки у своих парт.
2.Игра «Приветствие с колокольчиком» (подготовить четыре колокольчика).
Цель: настраивание детей на доброжелательный лад, на участие в запланированных мероприятиях.
-Сейчас мы будем здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем поздоровались, должен будет позвонить в колокольчик и передать его следующему игроку, назвав его по имени: «Здравствуй, Даня, мой дружок!». (Предоставить возможность обучающимся осознать свое эмоциональное состояние. Каждый, кто поприветствовал следующего участника игры, занимает свое рабочее место. Последние
в колонках приветствуют учителя и возвращают ему колокольчики).
Мы продолжаем учиться новому типу мышления, который называется творческим мышлением. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-нибудь задание, то с помощью этого мышления мы сможем предложить много решений этой проблемы или много способов выполнения этого задания.
Существуют задачи и вопросы, имеющие только один-единственный правильный ответ, но есть и такие, которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.
В нашей жизни часто возникают проблемы, которые имеют множество решений.
Я надеюсь, вам будет интересно поработать с одной из них. Мы будем использовать свое воображение, чтобы научиться придумывать необычные и умные идеи.
2. Основной этап.
Нарисовать на доске равнобедренный треугольник и прямоугольник.
Разминка.
-Можете ли Вы что-либо нарисовать, используя только эти две фигуры? (Обучаемые предлагают варианты: гриб, ложка, стол, качели, флаг, парусник и т.д)
- Мы для изображения использовали только две фигуры, а если увеличим их количество, они могут быть под разным углом, могут быть уменьшены или увеличены в размерах?
-Кто попробует изобразить что-либо на доске мелками? Придумаем названия к рисункам? (Выбирается оригинальное название. У доски могут работать несколько человек).
Основное задание. Разделимся на команды (или в пары). Работа в командах. Раздать листы с основным заданием. Прочесть инструкцию, ответить на вопросы обучаемых.
-Я немного усложню задание, рисунок выполняете в паре. Договоритесь между собой, что Вы будете проектировать на листе. В рисунке используйте всю палитру оттенков.
(Обучаемые рисуют на предложенном листе, придумывают несколько названий).
Обсуждение результатов.
Когда обучаемые закончат выполнять задание, предложить им еще раз посмотреть на свои рисунки и отметить галочкой работы, которые им кажутся наиболее удачными. Также выбрать наилучшие работы, с их точки зрения, с оригинальными названиями.
Дополнительное задание. (если есть время). Предложить ребятам на листе ватмана сделать мозаичное изображение какого-либо предмета, используя геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги и клея. Еще один из вариантов: придумайте сюжет, в котором эти фигуры связаны по смыслу. Можно проработать с объемным материалом (катушки, спичечные коробки и другие подходящие предметы), изготовить фигурки людей, роботов, животных и т.д.
Домашнее задание: предложить выполнить проектное задание в виде презентации, с использованием компьютерной графики.
3. Заключительный этап.
1)Упражнение «Похлопаем в ладоши»
Цель: сплочение, установление доверительных, дружеских контактов между обучаемыми.
Ведущий предлагает хлопнуть в ладоши тем, кто:
-научился задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения;
-научился слушать и учитывать позицию своего одноклассника;
-научился договариваться и приходить к общему решению;
-доволен выполнением своей работы и партнера;
-доволен выбором лучшей работы из класса;
2)Упражнение «Встаньте все те, кто…»
Цель: развитие внимания, наблюдательности
(можно использовать для организованного построения детей в круг по подгруппам).
-встаньте в круг те, у кого больше всего в рисунке треугольников;
-те, у кого больше всего в рисунке прямоугольников;
-те, кто работал с наслаждением и хорошим настроением! (и т.д.)
3)Прощание
Звенит колокольчик.
-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКОЙ!»
-Молодцы! Урок закончен.
Список литературы:
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.
- 3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011
- Н.В.Плотникова «Игры для сплочения детского коллектива»,составление 2012г.,СПб,ООО Издательства «Речь»,2012г.
- Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.
- Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.
- Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.
- Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
- Л.А.Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб : ГМНПП «ИМАТОН» ,2001-192с.;
- Л.А. Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», ЧастьI, СПб : ООО«ИМАТОН», 2005-256с.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Варианты: серии А для проведения урока в первой половине года, серия Б - для второй половины года из курса «Развитие творческого мышления» для детей 9-14 лет по методике Ю.Б.Гатанова.
В разработке урока были использованы игры из комплекта:
3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011
- В разработке урока были использованы игры из комплекта:
«Игры на сплочение детского коллектива», Н.В.Плотникова ,составление 2012г.,СПб,ООО Издательства «Речь»,2012г.
Варианты детских работ 4-5 класса выполненные на альбомных листах.
Работы выполнялись в паре.
«Спасатель планеты» «Путешествие»
«Робот стрекоза. Планета Малинка» «Сказочный замок»
«Утро в замке» «На прогулке»
Предложена тема : «Круг и прямоугольник»
Загадка «Что ты видишь?» «Сказочные замки»
(«Обезьянка»)