рекомендации родителям по формированию универсальных учебных действий младших школьников

Игры и упражнения  данные в рекмендации можно проводить в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam_po_formirovaniyu_uud.doc786 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №7

г. Нижнего Новгорода

Рекомендации  родителям по формированию универсальных учебных действий у младших школьников

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Принятый в РФ государственный образовательный стандарт ориентирован, прежде всего, на формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Согласитесь, что знания, умения и навыки со временем устаревают, поэтому  способность обучаться, уметь контактировать с другими людьми представляет главнейший результат образования. Мы постарались собрать некоторые рекомендации, которые сделают Вас единомышленниками и помощниками учителей начальных классов в деле формирования универсальных учебных действий у наших младших лицеистов.

Игры на формирование регулятивных универсальных учебных действий в условиях семейного воспитания

Игра «Говори!»

Данная игра научит любого даже очень активного и подвижного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей в помещении или на свежем воздухе.

Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда Вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»

Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена года вы знаете?»… «Говори!»

«Какой сегодня день недели?»… «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?»… «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?»… «Говори!»

Игра "Запрещенное движение"

Эта игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Ее можно выполнять во время утренней зарядки.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра «Пуговицы»

У многих хозяек дома скапливаются целые наборы пуговиц, они красивые, разноцветные, нравятся детям. Играют по двое. Приготовьте 2 одинаковых набора разных пуговиц, 2 игровых поля, разделенных на клетки и лист бумаги, которым можно закрыть игровое поле.

Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания — 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств используйте жесты и понятия «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

 

Игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий

Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Задания для тренировки памяти

Скажите ребёнку, что сейчас Вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить. Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Ребёнок повторяет. Теперь предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»). Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз.

Примеры других цепочек слов: - тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива; трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет. Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст Вашего ребёнка. Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошем уровне развития памяти. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка опосредованной (культурной) памяти, очень важной для дальнейшего обучения.

Очень полезны для развития познавательной сферы загадки, логические задачи, шарады, домашние игры-викторины и т.п. Приведем некоторые примеры.

Загадки

• Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен - поднимают, (якорь)

• Одежду всем дала, а сама всегда гола. (иголка)

• Не море, не земля - корабли не плавают и ходить нельзя, (болото)

• Над землёй трава, под землёй алая голова, (свёкла)

• Растёт зелёный кустик. Дотронешься - укусит, (крапива)

• В доме комната гуляет, никого не удивляет, (лифт)

• Тебе дано, а пользуются люди. (имя)

• Накормишь - живёт, напоишь - умрёт, (огонь)

Логические и математические задачи

• Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько ? (трое)

•Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)

• Во многих сказках герой отправляется за "тридевять земель". Это сколько? (27 - в России когда-то считали по девяткам, т.е. три раза по девять)

• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)

• Трое школьников отправились в сад за яблоками. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните, (трое, т.к. двое других шли из сада им навстречу)

• Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько осталось? (три)

•Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)

Шарады

• Первое - нота, второе - тоже, А в целом на горох похоже. (фасоль)

• Дремлют два предлога около порога, Потому и тишь, что не пискнет мышь. (кот)

•   Когда мы знаем человека,

    Ему слог первый говорим.

    Второй - в прудах лягушки скажут летом,

     А целое в деревне мы едим. (тыква)

·        Роли я играл на сцене, Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили –

И в посуду превратили,

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (Актер-терка)

• Я по России протекаю,

Я всем известная река,

Но лишь прибавишь букву с краю,

Своё значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда. (Волга - иволга)

• Предлог с игрой соедините,

И чудо вдруг произойдёт:

Цветок Египта знаменитый

Пред вами сразу зацветёт (лотос)

Загадки-шутки

• Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

• Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

• Каким гребешком нельзя причесаться? (петушиным)

• На каких полях трава не растёт? (на полях шляпы)

• Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

• Каких камней нет в море? (сухих)

• Что находится между рекой и берегом? (и)

• Какой месяц короче всех? (май - всего три буквы)

Обо всём на свете

• Назовите все цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

• Прибор для определения сторон горизонта, (компас)

• К какому веку относится 2000 год? (XX)

• Какие растения названы именами людей? (Маргаритка, вероника, анютины глазки, иван-да-марья, иван-чай, роза, лилия и т.д.)

Какой цветок называют водяной красавицей? (белую кувшинку)

• В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси? (в начале марта, а по приказу Петра I стали встречать 1 января)

• Это африканское растение в народе называют столетник, т.к. раньше считалось,

что цветёт оно раз в сто лет (на самом деле чаще). А как ещё его называют? (алоэ) . Что такое террариум? (помещение для земноводных и пресмыкающихся)

• Как называется тропическое дерево, из плодов которого получают шоколад и какао? (шоколадное дерево)

Что будет изображено на картине, если это пейзаж:? (природа) Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый)

• Какие овощи и почему называют растительным мясом? (бобовые: фасоль, горох, бобы, т.к. они богаты белком)

• Сосну и ель называют вечнозелёными деревьями, но неужели они никогда не сбрасывают хвою? (хвоя у этих деревьев опадает постепенно и незаметно для человека: у сосен хвоя меняется раз в 2-3 года, у ели - раз в 6-10 лет)

• Какая зима лучше для хлебного поля: снежная или бесснежная? (Снежная. Снег укрывает землю, как одеяло. Под ним тепло. И влаги весной от снега будет много, что тоже очень важно)

• Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)

• А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? А что же она изучает? (это наука о поведении собак)

• Зачем кошки всё время "умываются"? (Они слизывают с себя свой запах. Кошки -хищники. А для охоты очень важно остаться незамеченным)

• В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски - гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)

Пословицы. Поговорки. Народные приметы.

 Продолжите народную примету:

• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)

• Соль просыпалась - ... (будет ссора)

• Дым столбом - ... (к морозу)

• Много снега - много ... (хлеба)

Закончите пословицу:

- Что с воза упало, то ... (пропало)