Психологические подходы к проблеме самореализации
Психологические подходы к проблеме самореализации
Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественной деятельности. Важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только снаружи (обществом), но и внутренней надобностью самой личности. Деятельность личности, в этом случае, становится самодеятельностью, а осуществление её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
Термин «самореализация» употребляется в отечественной и зарубежной философской, педагогической, психологической, социологической и другой научной литературе. Впервые термин «самореализация» (self-realisation) появилось в словаре по философии, изданном в Лондоне, в 1902 г.: «Самореализация - осуществление возможностей развития Я». Это определение отвечает доктрине, согласно которой высшим конечным результатом онтогенеза является самореализация или самоосуществление. С этих пор было сформулировано множество определений представления, но в последнее время исследовательский интерес к проблеме самореализации личности человека резко вырос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samorealizatsiya.docx | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические подходы к проблеме самореализации
Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественной деятельности. Важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только снаружи (обществом), но и внутренней надобностью самой личности. Деятельность личности, в этом случае, становится самодеятельностью, а осуществление её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
Термин «самореализация» употребляется в отечественной и зарубежной философской, педагогической, психологической, социологической и другой научной литературе. Впервые термин «самореализация» (self-realisation) появилось в словаре по философии, изданном в Лондоне, в 1902 г.: «Самореализация - осуществление возможностей развития Я». Это определение отвечает доктрине, согласно которой высшим конечным результатом онтогенеза является самореализация или самоосуществление. С этих пор было сформулировано множество определений представления, но в последнее время исследовательский интерес к проблеме самореализации личности человека резко вырос.
Самыми приближенными к понятию «самореализация» являются -«самоактуализация» и «самоосуществление». Понятие «самоактуализация», чаще всего, описывается в психологической литературе со ссылкой на труды А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях определение «самоосуществление» (self-fulfillment) чаще толкуется как свершившийся, итоговый результат самореализации, полная реализация потенциалов личности.
Идея самореализации имеет историю в философии. «В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад (с VIII до V в. до н. э.) и в даосизме (VI-V вв. до н. э.). На Западе учение о самореализации восходит, по крайней мере, к Аристотелю и отчасти к Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления» [47].
Рассматривая философский аспект самореализации человека, Л.В. Рябова указывает на наличие основных отличий в понимании самореализации на Западе и Востоке. «Человек Запада активно овладевает внешним миром, ведет себя в этом мире как деятель и преобразователь, изменяя и подчиняя себе мир, западный человек утверждает себя. Восток действует иначе, он устремляется прямо к высшим ценностям и смыслам бытия, а выход к этим ценностям мыслится через самоуглубление, замыкание в себе, через экстаз» [40]. Эти отличия вызваны не только разнообразными культурными основаниями самореализации человека Запада и Востока, но и всевозможной ролью культурных ценностей в процессе самореализации. Выбираемые ценности во многом определяют особенности ментальности народа.
В настоящее время проблема самореализации очень подробно исследована с позиций социальной философии, определенные вопросы самореализации анализируются в социальной психологии, что и определило развитие представлений о самореализации в общем. Но только с недавнего времени проблема самореализации личности обрела статус психологической проблемы.
Концепция самореализации, как и близкие ей концепции самоактуализации взаимосвязаны с развитием гуманистической психологии на Западе во 2-й половине ХХ столетия в трудах таких зарубежных психологов гуманистического направления: Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу.
Теория К. Роджерса в основе - феноменологическая теория. К. Роджерс считал стремление к самоактуализации врожденным и описывал его в понятиях «организм», Я, «идеальное Я», «реальное Я», «конгруэнтность - неконгруэнтность».
Феноменологическое поле представляет собой всю совокупность переживаний. Организм, по К. Роджерсу, - локус всего опыта переживаний. Сознание (или знание) - это символизация некоторого опыта переживания. Я (Я - концепция) выражает часть феноменологического поля, которая в наибольшей степени дифференцирована и представляет собой «организованный, согласованный концептуальный гештальт, сооруженный из перцепций характеристик Я или «меня» и перцепций характеристик Я или «меня» к другим людям и разным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями. Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан» [55].
Тенденция к актуализации, утверждению, усилению выборочна и устремлена на аспекты среды, способствующие конструктивному продвижению личности человека, ее завершенности и нераздельности. «Поведение в основе своей есть целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности, как они переживаются, в поле, как оно воспринимается» [55]. При наличии различных потребностей все они подчинены главной, базовой тенденции к становлению и самоусилению организма в целом. К. Роджерс подводит к тому, что линии самоактуализации определены наследственно и в естественном созревании организма, так как в ходе созревания организм становится более специализированным, дифференцированным, развитым.
К. Роджерс определил, что тенденция движения вперед осуществляется только при условии полного восприятия и адекватной символизации личности своих выборов, проверки своих предположений, отличием прогрессивного и регрессивного поведения. Как определитель таких условий, как мера соответствия, К. Роджерс использует определение «конгруэнтность-неконгруэнтность». В основе этого понятия лежит представление о максимальном смысле цели человека как желания стать «самим собой», вывод, сделанный К. Роджерсом, исходя из своего психотерапевтического опыта, являющийся базисом его теории терапии и личностных изменений. Неконгруэнтность выражается в проявлении феноменологии (переживаниях, чувствах, ценностях) тревоги, угрозы. Конгруэнтность соответствует адекватности, гармоничности [37].
К. Роджерс определил виды конгруэнтности, способствующей самоактуализации. Конгруэнтность между Я - воспринимаемым и актуальным опытом переживаний организма (Я - организм). Человек адаптирован, зрел и полностью функционирует, когда он воспринимает организмические переживания без тревоги, не опасаясь угроз и не прибегая к защитному характеру мышления и поведения. Конгруэнтность между личной реальностью (феноменологическим полем) и наружной реальностью (миром как он есть) опускает проявление агрессивных чувств по отношению к другим людям, чье поведение репрезентирует у человека личные отвергаемые его чувства. Тенденция актуализации - это «свойственная организму тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять, развивать личность». Следовательно, кроме сохранения напряжения тенденция актуализации определяет повышение напряжения. Именно процесс личностного роста приводит к реализации и самореализации личностных возможностей. Это восприятие подводит к осознанию конгруэнтности как степени соответствия Я - реального Я - идеальному. Я - идеальное включает в себя атрибуты, которые личность хотела бы иметь, которые больше всего ценит и к которым стремится, в то время как Я - реальное отражает свои характеристики «здесь и сейчас». И хотя Я изменяется с усвоением нового опыта, оно сберегает качества целостной системы гештальта и символизирует главную часть намеренного опыта индивида.
Расхождение между Я-идеальным и Я-реальным содействует саморазвитию, самосовершенствованию. Но значительные расхождения могут стать помехой, так как сопровождаются острым чувством неудовлетворения, которое может закрывать и изменять намерения, привнеся неконгруэнтность.
Представление о самореализации охватывается и в трудах Э. Фромма. Преимущественно, под подлинно человеческой ориентацией Э. Фромм понимает ориентацию на бытие как на продуктивное использование своих способностей в единении с миром. По мнению Фромма, самореализация свойствена каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования» [52]. В качестве этих потребностей Э. Фромм называет потребность в установлении связей, потребность в трансцендентности, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе ориентации. Потребность в установлении связей (потребность в привязанности) заключается в необходимости преодоления чувства изоляции от природы и отчужденности. Отчужденность пересиливается посредством заботы, участия, ответственности за другого человека. Идеальный союз с миром достигается благодаря «продуктивной любви», содействующей совместному труду и сохранению личной уникальности. Стремление к трансцендентности как к созиданию позволяет добиться чувства свободы и личной значимости. Потребность в корнях состоит в том, чтобы ощущать себя частичкой мира. Это дает чувство прочности и стабильности, которое обеспечивается родственными узами. Потребность в идентичности реализуется в стремлении к собственной идентичности и/или идентичности с другим человеком, группой. И наконец, человеку необходима определенная система ориентиров для понимания мира, что позволяет ему действовать целеустремленно.
Э. Фромм особенно выделил позитивную свободу - свободу, которая соединяет причастность к миру и независимость от него. Позитивная свобода полагает спонтанную активность в жизни, когда человек воздействует в соответствии со своей внутренней природой, применяя в качестве ключевых компонентов любовь и труд. Фромм делит мнение о том, что человек создает свою жизнь сам и стремится к наибольшим достижениям (продуктивности, по Э. Фромму), и, аналогично Роджерсу, разбирает единение с миром в контексте конгруэнтности.
Следовательно, самореализация, по Фромму, имеет социально детерминированный характер. Неотъемлемая характеристика самореализации по Э. Фромму - «продуктивная самореализация» [45]. Это идентично взглядам А. Маслоу о том, что тенденция к самоактуализации предполагает руководство Б - ценностями (бытийными ценностями, метапотребностями). Такая мысль близка и взглядам А. Адлера на то, что личность стремится к превосходству, как к достижению большего из возможного. По мнению А. Маслоу, это высшие уровни потребностей- потребности в самоуважении, потребности в достижении высших метаценностей (Добра, Справедливости, Истины, Красоты), поскольку самоактуализация - это есть реализация желания человека быть, каким он может стать, - это достижение вершины потенциала.
Маслоу А. существенно развил определение самоактуализации, данное К. Гольдштейном, теоретиком организмического направления. Гольдштейн утверждал, что самоактуализация - основной и, по сути и по природе, единственный мотив организма. Удовлетворение любой личной потребности, которая стала ведущей (в еде, во власти, в достижениях), служит предпосылкой для самореализации всего организма. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы. Так как люди имеют различные внутренние потенции и окружение, различаются цели и пути их самореализации. Потенции индивида и личности, по К. Гольдштейну, связаны с тем, что предпочитает индивид и что он делает лучше всего, к чему у него есть способности. Гольдштейн предпочитал сознательную мотивацию, отличая бессознательное как фон, где отступает сознательное и из него оно возникает по мере необходимости самореализации. К. Гольдштейн подтвердил необходимость согласия со средой, так как она дает возможности для самоактуализации, при этом, содержать препятствия. Здоровым организмом является тот организм, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром, не на основе тревоги, но благодаря радости победы» [53]. Согласие со средой, главным образом, заключается в обладании ею, либо в приспособлении к ней. При наибольшем разрыве между целями и реалиями среды организм стоит перед необходимостью отказываться от некоторых целей и стараться самоактуализироваться на более низком уровне. Актуализация проявляется в действиях организма по определению и выполнению актуальной задачи в конкретной ситуации и учете требований, с которыми он должен считаться. Задачи устанавливают «сущностью» организма, «преградами» среды и «приходом к согласию» организма и среды. Трансформация организма, вызванная стимулами среды, через какое-то время нивелируется и восстанавливается в соответствие природе организма. Гольдштейн подчеркивает, что «реорганизации» старых паттернов, об их смене на более эффективные, о вытеснении убеждений, так как они противоречат развитию всей личности человека, об обретении наилучших способов поведения. Впоследствии все это, как мы уже отмечали, К. Роджерс раскрывает в терминах «конгруэнтность - неконгруэнтность» на уровне феноменологических проявлений.
Понятие «самореализация» также применялось Гольдштейном при исследовании поведенческих паттернов в речевых проявлениях. Автор подчеркивал, что при помощи языка «индивид приходит к соглашению с внешним миром и самореализуется», «индивидуальное речевое проявление может быть понято только под углом зрения его отношения к функционированию целостного организма в его стремлении максимально самореализоваться в данной ситуации». Система «организм - среда» является предметом исследований Роджерса и Гольдштейна, постигается тоже и в работах А. Ангъяла, как многомерная саморазвития личности в контексте. Согласно убеждениям Ангъяла, саморазвитие совершается в трех измерениях личности человека. Человек вырабатывает глубинные потребности и, подобающего, более совершенные паттерны, их устаивающие (вертикальное измерение). Развитие состоит в возрастающей эффективности и продуктивности (прогрессивное измерение), что формулируется в нахождении более краткого пути достижения целей и плюс минимизации затрат. Совершенствуется координация, усиливается многогранность поведения человека (горизонтальное измерение). Саморазвитие характеризуется гармоничным ростом в трех направлениях [22].
Тенденция саморазвития, по А. Ангьялу, включает сочетание фаз входа и выхода. Личность является открытой системой, сочетание данных фаз означает ассимиляцию среды, и это служит основой для автономии (самодетерминации) (фаза входа) и продуктивности - база для гомономии (стремление к соответствию среде) (фаза выхода). А. Ангьял обрисовывает развитие в терминах «биосферы» и ее динамики. Он предполагает, что существует напряжение между полюсом среды и полюсом организма (энергия биосферы), поскольку, среда «тянет» в свою сторону, а организм - в свою. Тенденция автономии проявляется в том, что человек старается удовлетворить собственные интересы, подчиняя им среду. Автономия достигается разными путями:
- стремлением к превосходству;
- стремлением достижениям;
- стремлением приобретениям.
Тенденция гомономии заключается в стремлении участвовать и соответствовать средовым феноменам, что мотивирует человека на любовь (к людям, природе), иными словами, саморазвитие человека заключается в том, что он берет и отдает, тем самым развивает свою биосферу (организм и среду).
Следовательно, саморазвитие охватывает сочетание фаз входа и выхода, а также и возрастание автономии и гомономии - ведущий системный принцип биосферы, а это способствует росту в направлении развития множественных глубинных потребностей, способов их удовлетворения, возрастанию эффективности и продуктивности, улучшению координации и увеличению многогранности поведения.
Процесс саморазвития во многом определяется поведением человека, его Я - концепцией. Сумма Я - концепций человека составляет символическое Я по А. Ангьялу. Но не всегда поведение человека, управляемое символическим Я, то есть соответствующее образу самого себя, соответствует реальным потребностям организма, так как может искажать реальность биосферы [22].
Как отмечено выше, представление о самореализации сложилось главным образом в рамках гуманистического направления с опорой на философские взгляды. Ранее уже упоминалось, что концепция А. Маслоу, получившая широкий резонанс среди психологов, благодаря оптимистическому подходу к человеку и его возможностям. Бесспорно, она заслуживает более подробного рассмотрения.
А. Маслоу отмечал, что индивид обладает врожденными потребностями и способностями. Кое-какие из них индивидуальны и уникальны. Здоровое, нормальное и желаемое развитие заключается в актуализации данной природы и в реализации этих самых возможностей. Внутренняя природа, на взгляд А. Маслоу, «слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но... она вряд ли исчезает у здорового человека - а быть может, и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации» [54].
Согласно А. Маслоу, личность становится деструктивной в результате фрустрации, либо неудовлетворенности главных потребностей. Отказ от становления, роста, отрицание возможностей полноценного человеческого существования ограничивают возможности личности жить крайне насыщенной жизнью, главным образом, выявить свои способности, сделать нечто значимое в жизни. По Маслоу, самоактуализирующаяся личность способна принять жизненный вызов и, главное, создать достойную жизнь, полную смысла. Автор отмечал в своих трудах творчество как универсальную характеристику самоактуализированной личности, ведущую ко всем формам самовыражения. А. Маслоу рассматривал человека как «желающее существо». Человек мотивирован на поиск сугубо личных целей, что делает его жизнь знаменательной и осмысленной. При удовлетворении одной потребности актуализируется другая и так далее. Согласно теории
А. Маслоу, потребности личности врожденные, они имеют иерархическую структуру. Иерархия потребностей в порядке их преобладания включает потребности: телесные, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. И тем не менее, человек может быть одновременно мотивирован потребностями различного уровня. Автор различает базовые потребности и метапотребности. Базовые потребности существуют на нижнем и среднем уровнях иерархии. Метапотребности, в отличие от базовых, не имеют иерархии, они могут взаимозамещаться. Когда не реализуются метапотребности, человек считает свою жизнь бессмысленной, он испытывает отчужденность, апатию и становится циничным. А. Маслоу называл это метапатологией. Маслоу А. определил дефицитарные мотивы и мотивы роста. К дефицитарным мотивам автор относил, преимущественно, низкоуровневые потребности, а именно физиологические требования, требования безопасности. Дефицитарные мотивы появляются при попытке поменять существующие условия, воспринимаемые как фрустрирующие, которые вызывают напряжение. Мотивы роста имеют более дальние цели и призваны удовлетворять метапотребности. Удовлетворение дефицитарных потребностей ведет к уменьшению напряжения, метапотребностей ведет к увеличению напряжения. На взгляд А. Маслоу, дефицитарная жизнь (Д-жизнь) характеризуется несогласием относиться к чему-либо серьезно, тягой заниматься вещами нетрудными, но приятными и рутинностью. Бытийную жизнь, или метажизнь (Б - жизнь) Маслоу находит как усилие и рывок в использовании своих способностей в наибольшей степени. Достижение Б - ценностей порождает счастливые и волнующие моменты бытия - моменты наивысшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Личность доходит до вершинных (пиковых) волнений. Пропадает чувство времени и места. Личность предполагает, что произошло нечто очень важное и ценное.
А. Маслоу выдвигает следующие характеристики самоактуализированных людей: это более эффективное восприятие реальности, это принятие себя, других, а также природы, это непосредственность, это простота и естественность, это центрированность на проблеме, это независимость, это потребность в уединении и автономия, это свежесть восприятия, это вершинные переживания, еще и общественный интерес, глубокие межличностные отношения, это демократический характер, это разграничение средств и целей, а также философское чувство юмора, креативность и сопротивление окультуриванию. В то же время, автор отмечает, что самоактуализированные люди подвержены неконструктивным привычкам, чувству вины, тщеславию, раздражительности. Подметим, что наличие развитых характеристик самоактуализации является нужным, но далеко недостаточным условием самореализации личности человека. Необходимо также учитывать иные характеристики, влияющие на процесс самореализации [26].
Также определение «самореализация» использовал в своих работах
А. Адлер по психологии личности. По его мнению, люди, преимущественно, стремятся к превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой жизни. По А. Адлеру превосходство - это достижение наибольшего из возможного. Именно такое стремление является врожденным, так как это и есть сама жизнь. Другими словами, это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». А. Адлер делает акцент на социальных детерминантах личности человека, рассматривая индивида как самоопределяющееся, творческое целое с учетом его индивидуальной субъективности. А. Адлер не дает психологического определения самореализации личности, ограничившись философским подходом. Механизмы самореализации Адлер также не приводит. Однако, А. Адлер всегда признавал, что личность обладает самосознанием и способна планировать свои действия, управляя ими, осознавая значение своих действий для собственной самореализации. По А. Адлеру, человек сам создает свою личность, обладая креативным Я, ставит перед собой цель и находит пути ее достижения. Но цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недостижимой и фикцией. Тем не менее, цель является реальным стимулом. При помощи креативного Я интерпретируется, понимается опыт организма и, преимущественно, изыскивается опыт в реализации жизненного стиля, уникального для того или иного человека [2].
Следовательно, мы изучили представления о самореализации личности в зарубежных психологических теориях, которые, главным образом, носят описательный (феноменологический) характер и основываются на гуманистическом подходе. Отметим, что они основываются на философские представления о самореализации и не раскрывают собственно психологическую суть представлений о самореализации, свойственных для уровня современной психологической науки. Там отсутствуют психологические категориальные построения, так как не ставилась задача создания теоретико-методологических разработок. Всем свойственно понимание самореализации (самоактуализации), как врожденной характеристики личности.
В отечественной психологической литературе термин «самореализация» не использовался вплоть до конца 1990-х гг. Первые упоминания термина «самореализация», основывающегося на философских подходах, встречаются в работах Б.Д. Парыгина, приуроченных научно-техническому прогрессу и самореализации личности [29]. Более того, термин «самореализация» начинает употребляться в названиях диссертаций по социальной психологии, определение его в отечественной психологической литературе не приводилось. Вопрос самореализации личности раньше не выделялся как самостоятельная психологическая проблема.
Истоки представлений о самореализации личности человека в отечественных психологических теориях просматривается, начиная с введения в обиход понятия «личность», и изучения ее движущих сил развития, а так же с попыток разобраться и ответить на связанные с этим понятием главные вопросы. В.М. Бехтерев в период становления психологии как науки, исследовал личность, условия ее развития, здоровья, не соглашаясь с осознанием изучения ее субъективного аспекта как неактивной стороны. В своем научном труде «Сознание и его границы», изданном в 1888 г., В.М. Бехтерев касается взаимных отношений сфер: сознательной и бессознательной. Изучая бессмертие человеческой личности, как научную проблему, академик В.М. Бехтерев, скорее всего, полагал, что в этом и заключается высший уровень самореализации личности. Представление о самореализации, как реализации личности собственного потенциала непосредственно не рассматривалось, но существовало в психологической литературе достаточно крайне давно. К определению потенциала человека обращались также В.Н. Мясищев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф. Ломов [21].
Подчеркнув ключевое значение понятия потенциала, В.Н. Мясищев отметил, что ядро личности составляет система отношений человека к внешнему миру и самому себе. Теория Мясищева опирается на воззрения о психологической реальности (эндопсихика, экзопсихика) ученика В.М. Бехтерева - А.Ф. Лазурского [21].
Б.Г. Ананьев, следует традиции В. М. Бехтерева и развивает комплексный системный подход к человеку, выделяет иерархические, соподчиненные уровни психической организации человека (индивид, личность, индивидуальность). В определение потенциала Б.Г.Ананьев включал развитие человека, как личности, как субъекта деятельности, и отмечал, что во взаимосвязях их особенностей, определенных природными свойствами индивида, и складывается индивидуальность («глубина» личности). Изучение жизненного пути личности, ее самоопределение, интеллектуальный потенциал, на необходимость исследования которых указывал Б.Г. Ананьев, осуществлялось преемниками его учения (Е.Ф. Рыбалко, В.А. Ганзен, Л.А. Головей, Л.А.Кулешова, В.В. Лоскутов и др.). Согласно теории Б.Г. Ананьева, потенциал человека скрывается во взаимосвязях системокомплексов свойств различных уровней организации человека - это направление получило свое отражение в работах
Т.П.Зинченко и других исследователей [4].
Б.Ф. Ломов утверждал, что потенциал человека представлен его способностями, системой умений, знаний и навыков [22]. Такие взгляды ученого успешно нашли свое отражение в трудах его последователей -
В.А.Барабанщикова, Д.Н.Завалишиной, В.А.Пономаренко и другие.
Из психологических теорий, где употребляется понятие «самореализация», вопросы мотивации являются их сердцевиной. В представлениях о самореализации в психологических учениях приобретает главное определенное значение влияния мотивационно - потребностной сферы личности, а также ее смысложизненных и ценностных ориентации. Известное выражение Франкла В.: «Если потребности нас толкают, то ценности притягивают» определяет ведущую роль мотивационно- потребностной сферы и ценностных ориентации личности. Клакхон К. отмечал, что если побудительная сила потребностей испытывает зависимость от обстоятельств, ситуационно изменчива, то ценности стабильны. В психологической литературе до настоящего момента нет единого понимания мотива, но на такие его особенности, как побудительность и целенаправленный характер, указывает большое количество психологов.
Также, по С.Л. Рубинштейну, мотив - это «осознанное побуждение для определенного действия»[38]. Е.П. Ильин предопределяет мотив как «сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием»[16]. Таким образом, потребности «подпитывают» мотивы за счет своего развития и перехода в другое качество - преобразование побуждения к активности через соотнесение с соответственным объектом и обретение предметного содержания в мотивы (побуждения к достижению реальных целей).
П.М. Якобсон определяет проблему самореализации и исходит из понятия зрелой личности, выделяет следующие критерии ее становления. Под личностной зрелостью П.М. Якобсон понимает, главным образом, социальную зрелость, которая проявляется в том, насколько адекватно воспринимает человек свое место в обществе. Но тем не менее, социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. «Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества» [50]. П.М. Якобсон предполагает, что психологическая зрелость не только многообразные и глубокие знания о разных аспектах социальной и природной действительности, но и внутреннюю задействованность личности данными фактами, «живой отклик на важные явления социальной жизни, понимание отношений людей, их внутренней жизни». Эта способность только тогда характеризует полноценную личность, когда та обладает умением акцентировать внимание на главном, и отдать ему важнейшую энергию, активность, творческое отношение. Однако, процесс самореализации личности П.М. Якобсона не является самоцелью, так как он включается в контекст более широких социальных целей, ориентированных на глубокую общественную направленность человека.
Самореализация является показателем личностной зрелости, а также условием ее достижения, говорил профессор А.А. Реан. При этом в стремлении к саморазвитию профессор видел источник долголетия человека, при этом не только физического, но и социального, а также личностного. «Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию» [36]. Но А.А. Реан утверждал, что идея саморазвития, взятая «в чистом виде», вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрелости. Самотрансценденцию большинство исследователей связывают с выходом человека за пределы собственного «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными словами, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим. «Быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл) [21]. По мнению А.А. Реана, категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуализации как двух альтернатив не целесообразно.
Схожую точку зрения на вопрос самореализации личности можно встретить и в работах еще одного известного отечественного ученого - И.С. Кона. Выражение «найти себя», отмечает И.С. Кон, подразумевает не столько познание и выявление чего-то изначально «данного» индивиду, сколько самоосуществление, реализацию избранной сущности и жизненного пути. Поиск самого себя начинается с определения и утверждения собственной особенности, которая впоследствии не только отличает человека от других, но и соединяет личность с ними. «Мое тело дано мне природой, мои жизненные переживания зависят от внешних воздействий, мое социальное положение и имущество - мои лишь постольку, поскольку это признают окружающие, а продукты моего духовного творчества, объективировавшись, обретают независимость от меня» [20]. Чтобы состоятся как личность, отмечает И.С. Кон, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать и определять свой путь и брать на себя ответственность. При этом категория «мочь» скрывает диапазон объективных, потенциальных возможностей и выборов человека, «сметь» - это уровень притязаний и нравственный потенциал личности, а «уметь» - это знания и навыки, благодаря которым человек реализует собственные возможности. Но потребность в самореализации бесконечна, пока человек жив, в нем всегда сохраняются какие-нибудь нераскрытые возможности, вновь и вновь которые побуждают его идти дальше и достигать новых вершин, все больше совершенствуя себя.
М.Р. Гинзбург, в статье «Психологическое содержание личностного самоопределения» вводит термин «жизненное поле личности», который рассматривает как совокупность личностных ценностей, смыслов и пространства истинного действования - злободневного и потенциального, включающее прошлое, настоящее и будущее. С психологической стороны прошлое- это опыт, будущее - это проект, а настоящее - это действенность. Эти характеристики находятся между собой в сложнейшем взаимодействии, и, именно, они, по мнению М.Р. Гинзбурга, конституируют жизненное поле личности. Функции данных компонентов исследователь определяет надлежащим образом: психологическое прошлое - это воплощение прошлого опыта; психологическое настоящее - это саморазвитие (самопознание и самореализация); психологическое будущее - это обеспечение смысловой и временной перспективы [6].
Психологическое прошлое по отношению к психологическому настоящему определяет границы и характер саморазвития, определяет его успешность или неуспешность, в результате чего, по отношению к психологическому будущему, либо обеспечивает и придает уверенность человеку, или же подрывает и делает его действия сомнительными. Это обозначает, что на основе прошлого опыта, успехов или неудач в реализации тех или иных задач у личности формируются ожидания своего будущего, в котором также определяется успех или неудача.
Психологическое настоящее реализует итог прошлого развития по отношению к психологическому прошлому, но при этом, обладает корригирующими возможностями и компенсирует предшествующие неудачи. В зависимости от эффективности - неэффективности саморазвития в психологическом настоящем будущее так же будет определяться, как осмысленное или бессмысленное. По словам М.Р. Гинзбург, только позитивно ориентированное саморазвитие, наполняет будущее смыслом, структурирует его и делает человека субъектом собственного становления. Но не только настоящее воздействует на будущее, но, в свою очередь, те или иные ожидания о будущем оказывают влияние на поведение человека в настоящем. Ученый считает, что главная функция психологического настоящего - это саморазвитие, которое включает основные компоненты, такие как самопознание и самореализация. При этом самопознание определяется как присвоение обусловленных ценностей, и осознание их как абсолютно собственных, а самореализация - это как воплощение данных ценностей в определенных видах деятельности. В конце успешная самореализация личности определяется наличием собственной активности, проявлением личной индивидуальности, творчества в различных сферах жизнедеятельности [6].
Фельдштейн Д.И. в собственном понимании самореализации исходит из того, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, то есть происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, то есть происходит его индивидуализация. По сути, это неразрывно связанные компоненты единого процесса личного и личностного развития, говорит Д.И. Фельдштейн, что определенный уровень, которого вызывает самодетерминацию, самоуправление личности, намерено организующей свою жизнь, и, таким образом, определяющей в той или иной мере собственное свое развитие.
По сути, все личностное становление, как пишет Д.И. Фельдштейн, заключается в осуществлении индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и воспроизводства социального) как выражения общего социального, присвоение которого выражается в определенном уровне самоопределения, самосознания. «Социальное в его проявлении в индивидуальном - это своего рода, условно говоря, сублимация (процесс приобретения и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества) всеобщего социального в индивиде, то есть всего того, чего достигло человечество,- это система социально-психологических приобретений, которая характеризует их главного носителя - человека» [44]. И реализация себя как личности, по мнению Д.И. Фельдштейна, состоит в том, что человек имеет потенциал, испытывает необходимость осуществления этой сублимированной сущности, ее пропускает через себя, выступает ее владельцем, при этом, вырабатывая собственную позицию - индивидуализируясь таким образом. В процессе социального созревания реализовывается не только осознание, присвоение и осуществление, с учетом индивидуальных особенностей, социальных норм, связей и воззрений, но и присваивание и исполнение новой «самости» (новейшего уровня самоопределения и самосознания). Это, по Д.И. Фельдштейну, разрешает индивиду не только воспроизводить в деятельности присвоенное им социальное, но и снабжает соответствующие возможности в этом воспроизводении и формировании новейшей социальной позиции, а так же возможности скорейшего осуществления себя как действенного субъекта.
Следовательно, для Д.И. Фельдштейна самореализация личности охватывает «развертывание оптимальной способности воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа» [44]. Вероятно, главная цель развития личности - это наиболее полная реализация человеком самого себя, на основе собственных потенциальных способностей и возможностей. Но процесс самореализации выглядит как не достижение определенной вершины, так как - это, главным образом, безмерный и динамичный процесс развития и самосовершенствования личности на протяжении всего жизненного пути, он невозможен без участия иных людей, в полной изолированности и противоположении себя обществу.
Значение понятия «удовлетворенность самореализацией», как главной характеристики ее успешности, часто лишь предполагается как следствие из определения самореализации, но не операционализируется конкретно. По-другому, удовлетворенностью самореализацией, можем определить субъективной оценкой достигнутой самореализации. При определении самореализации, как о реализации ценностей, предполагаем наличие кое-какого объективного уровня реализации ценностей через соответственные достижения личности человека. Вместе с объективным уровнем самореализации, существует и оценка самим человеком собственного уровня самореализации, которая, очевидно, может не совпадать с объективным уровнем, но, логично предположить, должна в большей или меньшей степени ему соответствовать.
Е.И. Головаха использует понятие «жизненная удовлетворенность». Она отмечает, что «жизненную удовлетворенность нельзя рассматривать только как одномоментное переживание полноты настоящего. В отличие от удовольствия, извлекаемого из текущей ситуации, удовлетворенность жизнью охватывает и прошлое, и будущее, то есть перспективу, которая нередко позволяет человеку ощутить высокое чувство жизненной удовлетворенности, даже тогда, когда он находится в бедственном положении» [8]. Следовательно, Е.И. Головаха подчеркивает, что помимо ситуативного удовольствия, определенного достижением того или иного конкретного результата, существует удовольствие, которое определяется человеческой жизнью в целом, главным образом, зависящее не только от совокупности предыдущих достижений, но и постигаемого потенциала достижений.
К.А. Абульханова - Славская использует понятие «удовлетворенность», применяет его, главным образом, в значении удовлетворенности реализацией степени притязаний. Степень притязаний, действительно, является значимой составляющей самореализации, определяет для человека ориентиры самореализации. Представление об уровне притязаний также необходимо рассмотреть в рамках построения представлений о самореализации и удовлетворенности самореализацией [1].
К. Левиным было введено и исследовалось в психологии понятие притязаний соотносительно с достижениями личности. Степень притязаний определяется совокупностью представлений человека о собственной личности, о своих возможностях, о планируемых, предполагаемых достижениях. Степень притязаний, так же как самореализация, причисляется к более общим и интегральным понятиям, образует наиболее высокий понятийный уровень, чем, например, уровень «деятельность- мотив». Понятие «притязания» гораздо шире понятия «мотив», насколько «самореализация» шире «деятельности». Если мотив можно рассматривать как конкретное побуждение, направленное на предмет, то притязания охватывают все смысловое пространство, в котором могут возникнуть мотивы. Если мотив может быть ситуативным, то притязания - это личностное выражение потребностей. Удовлетворенность деятельностью во многом определяется реализованностью мотива. Это же можно сказать и о связке «самореализация- уровень притязаний»- удовлетворенность самореализацией в определенной мере определяется уровнем реализованности притязаний.
Наиболее применимым к определению удовлетворенности самореализацией является определение достижений личности. Под достижениями понимаются, как реальные результаты деятельности человека, и так же результаты, выражающиеся в развитии способностей, качеств личности, или, по определению Абульхановой - Славской, в ощущении повышения «трудоспособности». Адекватность достижения вложенным усилиям - еще одна важнейшая характеристика процесса самореализации. Абульханова - Славская пишет о губительной «непропорциональности тех психических и личностных затрат, той «цены», которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить, как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания. Потенциалом данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, трат, при этом личность испытывала бы подлинную удовлетворенность. Когда цена бывает слишком малой, когда успех наступает без всяких усилий со стороны личности, то человек так же прекращается испытывать удовлетворение…» [1].
Следовательно, необходимую и достаточную меру субъективной удовлетворенности самореализацией выражают три условия:
1) достижение желанного результата деятельности,
2) наибольшее использование собственных физических и психических возможностей в ходе деятельности,
3) рациональная субъективная «цена» следствия. Выполнение данных условий в ходе всяческой деятельности возможны лишь в случае правильной постановки цели деятельности. Личность должна обладать способностью к саморегуляции, то есть адекватной оценке собственных возможностей и постановке задач, которые являются для нее примитивными и нетрудными, а нормальными, выполняемыми на пределе, но не выходящими за границы его возможностей.
Иванов М.С. полагает, что удовлетворенность самореализацией во многом устанавливает степень реализации ценностей личности, так как ведущие ценности личности являются главными сферами самореализации. На основе этого, автор применяет при изучении самореализации личности методический прием, который основан на использовании методики изучения ценностных ориентаций Рокича, где среднее арифметическое отметки реализации терминальных ценностей в процентах зачисляется за величину удовлетворенности самореализацией [14].
В общем, исходя из данного анализа суждений о самореализации личности в психологических теориях, можно сделать вывод о том, что истоки представлений о самореализации существовали в области других психологических проблем и в тоже время, несомненно, что самореализация не была предметом специального изучения, и не была определена как самостоятельная психологическая проблема. Что позволяет не только обозначить самореализацию, как психологическую проблему, которая требует отдельного научного штудирования, но и приблизится в понимании именно психологической сущности самореализации, как предмета исследования. Наравне с возросшим интересом к феномену самореализации личности, определенным пониманием ее обусловливающей роли в жизнедеятельности человека, надобность научного обоснования и исследования самореализации личности, как психологической проблемы бесспорна. В настоящее время имеются терминологические разногласия и различия в трактовке самореализации личности различными авторами, отсутствуют разработанные психологические теории, а также модели самореализации личности.