Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Лопарева  Анна Самуиловна

Воздействие образования на здоровье участников образовательного процесса. Понятие, цели, задачи ЗОТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zot_v_dou.pptx735.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в доу Подготовил: Лопарева А.С., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» комбинированного вида г. кызыла Республики Тыва

Слайд 2

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника

Слайд 3

ПРИЧИНЫ НЕЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБЩИЕ (ВНЕШНИЕ: ПРИРОДНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И. Т.Д.) ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ОУ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Слайд 4

удельный вес воздействия образовательных факторов на здоровье детей

Слайд 5

воздействие образования на здоровье участников образовательного процесса

Слайд 6

Что же такое здоровье ? В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее определение: « здоровье – это Правильная , нормальная деятельность организма ». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) написано, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие . Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации) Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни

Слайд 7

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей - воспитание культурно-гигиенических навыков - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрированно , при решении задач других образовательных областей.

Слайд 8

Стандарт решает задачи: ● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); ● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; ● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; ● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; ● формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; ● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); ● обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; ● определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого). В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ п. 5 обозначены основные задачи

Слайд 9

В разделе III . ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ прописано: Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: ● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; ● обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников; ● способствует профессиональному развитию педагогических работников; ● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; ● обеспечивает его открытость и мотивирующий характер. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Слайд 10

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: ● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; ● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); ● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; ● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ● защита детей от всех форм физического и психического насилия; ● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Слайд 11

6 . У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают: обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством: ● создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; ● проявления чуткости к интересам и возможностям детей; ● непосредственного общения с каждым ребёнком; 2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

Слайд 12

6 . У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают: 3 ) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить: ● вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; ● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других; ● недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; ● широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; ● условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей; ● организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества; 4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: ● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; ● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

Слайд 13

Задача образовательного учреждения: Организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно - образовательных мероприятий, при которых не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка

Слайд 14

Комплекс мер, направленных на здоровьесберегающую деятельность в ДОУ, включает в себя следующие формы и виды деятельности: 1 . Систему коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий 2. Различные формы организации воспитательно - образовательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм дошкольников 3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательно-воспитательного процесса, нормирования видов нагрузки и профилактики утомления детей 4. Систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития дошкольников 5. Разработку и реализацию обучающих программ по формированию знаний о здоровом образе жизни 6. Службу психологической помощи воспитанникам, воспитателям и родителям по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ребенку, формирования доброжелательности и справедливых отношений в детском и трудовом коллективе 7. Организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания воспитанников 8. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и педагогов, создание условий для их гармоничного развития.

Слайд 16

По уровню развития УР выделяют три группы детей

Слайд 17

Факторы, влияющие на работоспособность детей: Организация занятий Длительность Степень сложности программного материала Индивидуальные особенности детей Методика проведения занятий

Слайд 18

Принципы организации и методики проведения занятий: Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий Эффективная организация детей на занятиях (расстановка мебели, удобное расположение материала и др.) Использование разных вариантов двигательных и оздоровительных разрядок Грамотная, четкая, эмоциональная речь педагога, доброжелательный тон Авансирование успешности в обучении (поощрения, отказ от отрицательных оценок, похвала и т.п.) Создание положительного эмоционально-психологического микроклимата Широкое использование методов и приемов проблемного обучения, повышающих интерес детей к занятиям, особенно с расширенным умственным содержанием

Слайд 20

Задачи (уровень развития высокий и выше среднего) Не сдерживать развитие детей Опираться на самоконтроль ребенка Использовать более сложные варианты учебных заданий Предоставлять возможность для оказания помощи своим сверстникам, испытывающим определенные трудности в учебной деятельности

Слайд 21

Задачи (уровень развития с недостаточной работоспособностью и обучаемостью) Прививать интерес и положительное отношение к занятиям, особенно с повышенным умственным содержанием Стимулировать учебную деятельность (создание ситуаций успеха, поощрения и т.п.) Стараться ликвидировать пробелы в знаниях, навыках и умениях Постепенно увеличивать объем и сложность заданий Развивать мыслительные процессы и эмоционально-волевые усилия

Слайд 23

Зот : понятие, цели, задачи чи

Слайд 24

Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики Здоровьесберегающие образовательные технологии - это образовательные технологии, не наносящие вреда здоровью детей, т.е. реализующие принципы здоровьесберегающей педагогики Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на защиту детей и педагогов от здоровьеразрушающих воздействий образовательного процесса на воспитание у обучающихся культуры здоровья

Слайд 25

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Слайд 26

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи Применительно ко взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Слайд 27

формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности детей на свежем воздухе ; привлечение к образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, республики и творческих сил окружающего социума, воспитание детей на традициях национальных культур региона; - конструктивно-партнерское взаимодействие семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, в развитии способностей и интересов, создание творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса; - обеспечение активной позиции детей в процессе освоения основ, здорового образа жизни, экологических знаний. Актуальные цели внедрения ЗОТ в ОУ

Слайд 28

Четыре стратегических обязанностей ОУ, связанные с охраной здоровья детей

Слайд 29

. Список литературы: Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: «Учитель», 2009. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.- с. 21 – 28 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: «Т.Ц. Сфера», 2005. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. – Волгоград: «Учитель», 2007. Здоровье детей - здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции.- Санкт-Петербург, 2008. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – Волгоград: «Учитель», 2009. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: «Учитель», 2008. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002 . Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2010. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: «Учитель», 2009 . Педагогика и психология здоровья //Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКиПРО , 2003.- с. 63-68 Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2008 . Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. - 2007. - № 2 . Тарасова Т.А., ВласоваЛ.С . Я и мое здоровье. - М.: «Школьная Пресса», 2008 . Татарникова Л.Г. Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. - Санкт-Петербург, 2006. Тихомирова л.ф . Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. -Ярославль, 1997. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. Шарманова С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С. Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - № 4.- c. 40-45