Влияние развития творческих способностей на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников на занятиях внеурочной деятельности
Исследование, направленное на изучение успешного прохождения адаптации первоклассников с помощью сказкотерапии и изотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние развития творческих способностей на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников на занятиях внеурочной деятельности.
Дети, которые поступают в школу, зачастую испытывают психологические затруднения, связанные с новыми обязанностями, школьными правилами в новом коллективе, распорядком дня. Цель адаптационного периода- помочь детям безболезненно и в срок привыкнуть к школьной жизни, наладить отношения с учителями и сверстниками, принять позицию школьника. В среднем адаптационный период длится 2 месяца, но, школьники могут испытывать проблемы адаптации, требуя значительно больше времени на привыкание к школьной жизни.
Психологическая работа в адаптационный период осуществляется методами формирования и развития определенных психологических свойств личности во время специально организованной деятельности школьников (внеурочная деятельность).
Занятия с элементами сказкотерапии и арт-терапии способствуют развитию воображения, усидчивости, способности грамотно выражать мысли, формированию норм поведения, оптимизации межличностных отношений в коллективе.
Основное содержание занятий составляют психотерапевтические и психокоррекционные сказки, направленные на проговаривание и обыгрывание различных ситуаций, которые случаются с первоклассниками во время адаптационного периода; обучение школьным правилам и навыком успешного установления социальных контактов.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивную эмоциональную реакцию ребёнка. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета». Взвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал.
Признак настоящей психотерапевтической сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство защищённости. Чтобы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.
В свою очередь, применение изотерапии способствовало глубокой эмоциональной диагностике каждого учащегося.
На занятиях внеурочной деятельности первоклассников нашей школы использовались сказки М.А. Панфиловой «Сказки для школьной адаптации». Всего в психокоррекционный комплект вошло 15 сказок. Занятия проводились в течении первого полугодия, один раз в неделю. Помимо прочтения и обсуждения сказок, учащиеся занимались арт-терапией: каждую сказку учащиеся рисовали, выбирая самый эмоционально близкий сюжет сказки для каждого. Ученики проговаривали, почему они нарисовали определенный рисунок, вспоминали, случались ли подобные ситуации из сказок в жизни детей. В конце занятия учащиеся обсуждали, что нового и полезного они узнали из прочитанной сказки, учились презентовать свои рисунки.
Всего во внеурочной деятельности было задействовано 92 человека (100%).
Целью данных занятий стало развитие необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Для определения эффективности проводимых мероприятий нами применялась методика изучения школьной адаптации и дезадаптации М.М. Семаго. Диагностика проводилась в начале года (сентябрь 2014) и в конце второй четверти (декабрь 2014).
Результаты диагностики изучения школьной адаптации
Группа | Дезадаптация | Средний уровень адаптации | Высокий уровень адаптации |
Экспертная | 22, 5% | 27% | 50,5% |
Контрольная | 14,5% | 29% | 56, 5% |
Как видно из полученных данных, уменьшилось количество дезадаптированных первоклассников и увеличилось количество детей с высоким уровнем адаптации. Следует заметить, что данные достаточно средние и проводимые мероприятия по развитию творческих способностей следует продолжать далее.
Для достижения более качественных результатов с первоклассниками будет проводиться дальнейшая работа с применением методов сказкотерапии и изотерапии.
Как утверждалось ранее, адаптационный период длится 2 месяца, но работа по развитию творческих способностей во время внеурочной деятельности должна продолжаться в течении всего учебного года для более успешного включения первоклассников в школьную жизнь.
Педагог-психолог МБОУ СОШ №16 Лосева В.А.