Влияние психологических факторов на физическое здоровье.
Система формирования здорового ребенка по методике М.Л. Лазарева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_psi_faktor.ppt | 647 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОБОСНОВАННО СЧИТАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ПЕРИОДОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНО РАЗВИВАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ФОРМИРУЮТСЯ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА. ИМЕННО В ДАННОМ ВОЗРАСТНОМ ПЕРИОДЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ И УКРЕПЛЯЕТСЯ ФУНДАМЕНТ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЧТО, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВНОГО И НАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА – ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ, ОТ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПЛЕКСНУЮ ПРОБЛЕМУ, Т.К. ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ В МНОГОПЛАНОВЫХ ВЗАИМОСВЯЗЯХ С ВНЕШНИМ МИРОМ
АСПЕКТЫ НАУЧНОГО КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЯ ПРАВО
РАСКРЫВАЯ ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», МНОГИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПОДЧЕРКИВАЮТ: ЗДОРОВЬЕ зависит от адекватности адаптационных процессов определяет развитие психо- физиологических возможностей человека предполагает внутреннюю уравновешенность с внешней средой
В.Н. МЯСИЩЕВ (1969Г.) В СВОИХ РАБОТАХ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ПСИХИЧЕСКОЕ, ЯВЛЯЯСЬ СВОЙСТВОМ МОЗГА, САМО СТАНОВИТСЯ ФАКТОРОМ, ИЗМЕНЯЮЩИМ ОРГАНИЗМ (ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА). ОПРЕДЕЛЯЯ ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ПСИХОЛОГИ И МЕДИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО СВЯЗЬ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ ПРИСУЩА КАК ЗДОРОВЬЮ, ТАК И В БОЛЕЗНИ НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ СЧИТАЮТ, ЧТО НАРУШЕНИЕ ЭТОЙ СВЯЗИ И ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАК ТРАКТУЕТСЯ ПОНЯТИЕ «БОЛЕЗНЬ» И «ЗДОРОВЬЕ» И КАК ПОНИМАЕТСЯ РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПСИХИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ, РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ
С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО , БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ ФАКТОРЫ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕ-СКИЕ СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАВСТВУЮТ В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ УТВЕРЖДАЮТ: МОТИВАЦИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИГРАЕТ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ, ОПРЕДЕЛЯЕТ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
ПОКАЗАТЕЛИ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ: ЖЕЛАНИЕ (ПОТРЕБНОСТЬ) ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМАМ ЗДРОВЬЯ, К САМОМУ СЕБЕ КАК К ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ВЗЯТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ В СВОИ РУКИ И СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗДОРОВЬЕМ
В КАЧЕСТВЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО ДЫХАНИЕ , КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ФУНК ЦИЕЙ: СВЯЗАНО С САМОЧУВСТВИ-ЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЯЕТСЯ ЧУТКИМ БАРОМЕТРОМ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЛЕОНТЬЕВ А.Н.) ИМЕЕТ ВЫСШИЙ ИНДЕКС ПСИХОСОМАТИЧ- НОСТИ (МОЛДОВАНУ И.В. ) СВЯЗАНО С НЕВЕРБАЛЬ- НЫМ ПЛАНОМ ОБЩЕНИЯ (БЛОНСКИЙ П.П.) ЯВЛЯЕТСЯ СОВОКУПНО- СТЬЮ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВА- ЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЕ В ОРГАНИЗМ КИСЛОРОДА ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ВИТАЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ ДЫХАНИЕ - ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ, ЕЕ ЭНЕРГЕТИКИ И УДОВЛЕТВРЕННОСТИ.
НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД: ВЕДУЩИМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ , ВЛИЯЮЩИМИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЯВЛЯЮТСЯ ЭМОЦИИ, МОТИВАЦИИ И САМОСОЗНАНИЕ , А ИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, НАИБОЛЕЕ СВЯЗАННЫХ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И, ОДНОВРЕМЕННО, НАИБОЛЕЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗМА, ЯВЛЯЕТСЯ ДЫХАНИЕ
МЕТОДИКА ДОЗИРОВАННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДЫХАТЕЛЬНОГО ТРЕНИНГА («МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ» - «МПД»): СУТЬ МЕТОДА - СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ЦЕНТРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ ПОСТЕПЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ НАГРУЗОК НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, ДЫХАТЕЛЬНУЮ И ДВИГАТЕЛЬНУЮ СФЕРЫ. МЕТОД МПД ВКЛЮЧАТ В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ РЯД КОНКРЕТНЫХ МЕТОДИК (ПЕНИЕ, ИГРА НА ДЕТСКИХ ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ТАНЦЫ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, ПСИХОЛОГИЯ, РЕЧЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ), СОВОКУПНОСТЬ КОТОРЫХ ПРИВОДИТ К УЛУЧШЕНИЮ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, К УЛУЧШЕНИЮ РЕЧИ, К ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ, К ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА МПД: ОПРЕДЕЛЕННЫЕ, ЧЕТКО ЗАФИКСИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ (ДОРОДОВАЯ ШКОЛА, ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ, УРОКИ ЗДОРОВЬЯ, ШКОЛА ЮНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ, ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ), ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: 1 ЭТАП. ДОРОДОВЫЙ ПЕРИОД 2 ЭТАП. РАННИЙ ПЕРИОД (0 – 3 ГОДА) 3 ЭТАП. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (3 – 6 ЛЕТ) 4 ЭТАП. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (6 – 10 ЛЕТ) 5 ЭТАП. СРЕДНИЙ И СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (10 – 17 ЛЕТ) 6 ЭТАП. ДЕТИ 3 – 15 ЛЕТ, СТРАДАЮЩИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МЕТОДИКИ: НА 1 ЭТАПЕ - « СОНАТАЛ » НА 2 ЭТАПЕ - « ИНТОНИКА » НА 3 ЭТАПЕ – « ЗДРАВСТВУЙ! » НА 4 ЭТАПЕ – МЕТОД МПД , « ПОЗНАЙ СЕБЯ » НА 5 ЭТАПЕ – « ЮНЫЕ УЧИТЕЛЯ ЗДРОВЬЯ » НА 6 ЭТАПЕ – МЕТОД МПД , ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И ДР .
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕНЫХ ПОКАЗАЛИ: ОТ 1 К 5 ЭТАПУ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА РАЗВИВАЕТСЯ, ДИФФЕРЕНЦИРУЕТСЯ, ВОПЛОЩАЕТСЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИОБРЕТАЮТСЯ НОВЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ И ОБРЕТАЕТСЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ОТ 1 К 5 ЭТАПУ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ ВО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ ЕЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ МОТИВАЦИИ. ОТ 1 К 5 ЭТАПУ ВЫЯВЛЕНО РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭМОЦИЙ (УДОВОЛЬСТВИЕ – НЕУДОВОЛЬСТВИЕ) ДО ВСЕ БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ИХ ФОРМ. ОДНА ИЗ ТАКИХ ФОРМ – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ, СФОРМИРОВАНА ЧЕРЕЗ ДЫХАТЕЛЬНОЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ, ЯДРОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ МУЗЫКА. ОТ 1 К 5 ЭТАПУ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИОБРЕТАЮТ СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ВКЛЮЧЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ).
ВЫВОДЫ УЧЕНЫХ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: ВОЗДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, ТАКИХ, КАК ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ, БУДУЧИ ВКЛЮЧЕННЫМИ В ОСОЗНАННУЮ СОВМЕСТНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ЛИЧНОСТНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ. ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО НА ФИЗИЧЕСКОЕ НАЧИНАЕТСЯ ЕЩЕ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ОСОБАЯ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЭТОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ОНТОГЕНЕЗА. ЭТА ПЕРИОДИЧНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ДОМИНИРОВАНИЕМ ТО ОДНИХ, ТО ДРУГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ. ПРИ ЭТОМ ВСЕ ЭТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ ВЫСТРАИВАЮТСЯ В ЕДИНЫЙ НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС. САМЫМИ ЭФФЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НА ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЯВЛЯЮТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ НЕ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО, НО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, А РАЗРАБОТАННЫЕ МЕТОДИКИ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ, ДЕТСКИХ САДОВ, ШКОЛ, ПОЛИКЛИНИК, ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ.