кластер понятий, создание кластера

Чернов Константин Васильеви

материалы для сосзания понятийных кластеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл составление кластера понятий25.12 КБ
Файл kross_2.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

понятийный словарь к кластеру

  1. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Можно выделить следующие этапы наблюдения:

  • определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

      Интервьюирование - привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

     Анкетирование  метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

  1. Тестирование. Слово "тест" в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
  2. Метод экспертных оценок — комплекс логических и математических процедур — направлен на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений.

Основные этапы реализации метода экспертных оценок:

  • организация экспертизы,
  • формулировка проблемы, цели эксперимента,
  • установление ответственности и прав рабочей группы;
  • подбор экспертов;
  • проведение опроса экспертов;
  • анализ и обработка полученных результатов.

  1. изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
  2. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
  3. Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки.

Критериями передового педагогического опыта могут быть (В. И. Загвязинский):

  • новизна,
  • высокая результативность и эффективность деятельности педагога,
  • соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения,
  • стабильность и возможность творческого применения другими педагогами,
  • оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.

Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

        - методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

        - собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

        - аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

  1. Моделирование - это метод создания и исследования моделей.

Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного материала;
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью;
  • управления учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Список используемой литературы:

  1. 3аиков Л. В. «О предмете и методах дидактических исследований» М., 1962;
  2. Данилов М. А. «Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях» М., 1971;
  3. «Проблемы методологии педагогики и методики исследований»             М., 1971;
  4. « Методы педагогических исследований» М., 1979;
  5. «Теория и практика педагогического эксперимента.» М.. 1979;
  6. Бабаискии Ю. К., «Проблемы повышения эффективности педагогических исследований» М., 1982;
  7. Загвязинский В. И. « Методология и методика дидактических исследования» М., 1982;
  8.  Скаткин M. H. « Методология и методика педагогических исследований» М., 1986;
  9. «Введение в научное исследование по педагогике» М., 1988;
  10.  Скалкова Я. [и др.] « Методология и методы педагогического исследования» пер. с чеш., М., 1989. В. М. Полонский.
  11.  Конспект занятия Глубоковой Е.Н. «Методы педагогических исследований», РГПУ 2010 г.

М Е Т О Д Ы

педагогического исследования



Предварительный просмотр:

1 У

2 Р

О

К

3 П

А

4 Н

5 Д

6 М

Е

Т

О

Д

7 О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е

Д

Б

В

8 В

О

С

П

И

Т

А

Н

9 И

Е

10У

Ч

Е

Н

И

К

Ы

Ц

Г

Н

Ч

Т

К

И

О

Д

Е

И

И

П

Г

И

11З

Н

А

Н

И

Е

Л

В

И

12У

М

Е

Н

И

Я

И

Е

13Ф

У

Н

К

Ц

И

Я

Д

А