кластер понятий, создание кластера
материалы для сосзания понятийных кластеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
составление кластера понятий | 25.12 КБ |
kross_2.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
понятийный словарь к кластеру
- Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Интервьюирование - привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
- Тестирование. Слово "тест" в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
- Метод экспертных оценок — комплекс логических и математических процедур — направлен на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений.
Основные этапы реализации метода экспертных оценок:
- организация экспертизы,
- формулировка проблемы, цели эксперимента,
- установление ответственности и прав рабочей группы;
- подбор экспертов;
- проведение опроса экспертов;
- анализ и обработка полученных результатов.
- изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
- Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
- Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки.
Критериями передового педагогического опыта могут быть (В. И. Загвязинский):
- новизна,
- высокая результативность и эффективность деятельности педагога,
- соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения,
- стабильность и возможность творческого применения другими педагогами,
- оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.
Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
- собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
- Моделирование - это метод создания и исследования моделей.
Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач:
- оптимизации структуры учебного материала;
- улучшения планирования учебного процесса;
- управления познавательной деятельностью;
- управления учебно-воспитательным процессом;
- диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Список используемой литературы:
- 3аиков Л. В. «О предмете и методах дидактических исследований» М., 1962;
- Данилов М. А. «Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях» М., 1971;
- «Проблемы методологии педагогики и методики исследований» М., 1971;
- « Методы педагогических исследований» М., 1979;
- «Теория и практика педагогического эксперимента.» М.. 1979;
- Бабаискии Ю. К., «Проблемы повышения эффективности педагогических исследований» М., 1982;
- Загвязинский В. И. « Методология и методика дидактических исследования» М., 1982;
- Скаткин M. H. « Методология и методика педагогических исследований» М., 1986;
- «Введение в научное исследование по педагогике» М., 1988;
- Скалкова Я. [и др.] « Методология и методы педагогического исследования» пер. с чеш., М., 1989. В. М. Полонский.
- Конспект занятия Глубоковой Е.Н. «Методы педагогических исследований», РГПУ 2010 г.
М Е Т О Д Ы
педагогического исследования