семинар для педагогв "Профилактика суицида среди воспитанников"

Цель семинара: совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов  в организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в  детских домах и учреждениях интернатного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_profilaktika_suitsida_sredi_vospitannikov.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Профилактика суицида среди воспитанников»

 Цель семинара: совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов  в организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в  детских домах и учреждениях интернатного типа.

План

                                                                                                                                                   стр

 1.Введение………………………………………………………………………………………2

 2. Суицид: теоретический аспект……………………………………………………………2

 3.Возрастно-психологические особенности суицидального поведения детей и

    подростков…………………………………………………………………………………....2

4.Признаки суицидального поведения………………………………………………………6

5. Диагностика суицидального поведения подростков……………………………………7

6.Методика проведения превентивной беседы……………………………………………..8

1.ВВЕДЕНИЕ

      В последнее время саморазрушающее поведение (СП) захватывает большие слои населения. Растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности.  Так, рост самоубийств в России увеличился в целом в 4 раза. Среди насильственных смертей самоубийство заняло первое место. В последнее время в республике отмечается всплеск суицидов среди детей и молодежи: отравления лекарственными препаратами (в основном девочки),  и  смерть через повешение (мальчики). Суицидальные действия совершают дети с 11 лет, а к 17 годам их количество резко увеличивается. Суицидальные действия совершают дети с 11 лет, а к 17 годам их количество резко увеличивается

Эффективное решение проблем СП возможно лишь при индивидуальном подходе к воспитуемому, удовлетворении потребности в  личностно-доверительном общении, сотрудничества с учреждениями и органами, которые занимаются вопросами охраны психического здоровья подрастающего поколения и его профилактикой, приоритетности превентивности социальных проблем, их профилактики, профессионализма психологов, социальных педагогов и учителей, воспитателей.

2. Суицид: теоретический аспект

 Суицид (от англ.- suicide - самоубийство)  – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Самоубийство - является крайним проявлением социально-пассивной позиции,  уходом от активной общественной жизни и относится к отклоняющемуся поведению. Психо-эмоциональное состояние суицидента достигает, субъективной болевой напряженности, человек не может адаптироваться к трудной жизненной ситуации в результате фрустрации потребности (принадлежности, достижении, автономии, воспитании, понимании) и самоустраняется от помощи. О. Бальзак дал психологическую характеристику переживаний молодого Рафаэля в момент принятия решения покончить с жизнью «он всего лишь талантливый человек - настоящий социальный нуль,  у которого нет покровителей, друзей, соломенного тюфяка, навеса, чтобы укрыться от дождя, бесполезный государству».  Обычно суицид совершается на пике микросоциальных конфликтов и является крайне степенью дезадаптированного поведения. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адресат: дома — родным, в компании сверстников кому-то из них, в общественном месте — обществу в целом, властям. Суицидом ребенок стремится изменить свои обстоятельства: избавиться от  невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Таким поведением подростки пытаются восстановить нарушенные взаимоотношения.

3. Возрастно-психологические особенности суицидального поведения детей и подростков

      Развиваясь, ребенок в силу своих психических возможностей дозировано усваивает информацию о смерти и не соотносит ее ни со своей личностью, ни с личностью его  близких. Постепенно усваиваются ребенком формальные атрибуты,  сопровождающие смерть: понятие траура, похороны. Дошкольники узнают о смерти через сказки, события жизни, но размышления о смерти им не свойственны. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление, ограничивается понятием жизни и смерти. Однако дети не воспринимают  необратимость смерти. Часто смерть связывается в сознании детей раннего детства с длительным отсутствием близких, с игрой у дошкольников, младших школьников,  познанием-экспериментированием у подростков и юношей. Ребенком осознается две противоположные возможности быть умершим для окружающих и быть свидетелем раскаяния своих обидчиков. По утверждению ученых считается, что ребенок в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности не может использовать метод выбора. Поэтому ошибочно считать попытки демонстративными действиями. Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета.  Отсутствие страха смерти, нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти не зависимо от формы самовоздействия.

Имеются данные о суицидах детей 3-6 лет, однако до 5 лет эта форма поведения встречается крайне редко. Чаще совершают самоубийства с 12 лет и до 24, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам, предъявляемыми к этой возрастной группе. 

    С техническим прогрессом появилась и новая суицидальная мотивация. Компьютерные игры создают иллюзию возможности жизни после смерти. Дети не воспринимают реальность смерти, конечность жизни т.к. в игре их несколько. Некоторые подростки начинают экспериментировать со своей жизнью в результате «метафизической интоксикации», проявляют любопытство «а есть ли жизнь после смерти?». Углубленные размышления о жизни и смерти, недостаточность критики, слабый контроль эмоциональных состояний, эгоцентризм, повышенная самооценка создают условия для снижения ценности жизни, а в конфликте служат предпосылкой для суицидального поведения.

Характерно для детского возраста не то, что суицидоопасные обстоятельства слишком трудны – часто они кажутся взрослым незначительными неурядицами. Проблема порождается скорее недостаточностью личностного ресурса: подросток не располагает умением решать проблемы, что свойственно периоду детства. Это создает ощущение безысходности, неразрешимости даже кратковременного объективно нетяжелого  конфликта, порождает чувство отчаяния и одиночества. Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

 Всё это снижает самооценку на фоне беспомощности, так как человек считает, что не справится. Аффективное состояние сочетается с искаженным восприятием времени. Он думает, что тяжёлое состояние никогда не кончится. Нарушается личностная идентификация, искажается образ – Я. Это приводит к неадекватной самооценке собственных возможностей, уменьшается возможность принимать конструктивные решения. Большинством подростков суицидальный поступок воспринимается в романтически героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и может рассматриваться подростком в качестве оптимального способа разрешения своих актуальных проблем. Подросток находится в такой ситуации, когда разрешающие факторы, альтернативные действия и (возможные) последствия его действий воспринимаются лишь селективно. Суицидальное поведение кажется ему в таких условиях единственной (понятной) возможностью изменения нетерпимой ситуации.

      В качестве провоцирующих суицидальное поведение причин на когнитивном уровне являются в целом негативные или ограничивающие выбор когниции, а также неспособность разрешить имеющиеся проблемы, на эмоциональном уровне — импульсивность и недостаточная способность к регуляции эмоций. Вероятность совершения суицидального действия может быть выведена прежде всего из истории жизни пациента, т.е. попытки суицида в прошлом являются наиболее определенным указателем на возможность новых попыток покончить жизнь самоубийством. У подростков имеется ковариантность летальности попыток суицида с количеством таких попыток в прошлом. Факторами суицидального поведения подростков являются также переход на новые этапы развития, процессы развития и недостаточная способность к решению задач развития. У детей и подростков следует, кроме того, учитывать склонность к имитации суицидальных моделей, заимствованных из музыкальных произведений, кинофильмов, телепередач и прессы. Особенно это актуально, если модели соответствуют возрасту их потенциальных подражателей «Schmidtke, Schaller, 1998). Вследствие психического заражения, через модель передается суицидальное поведение.

Подростки совершают самоубийства вместе или друг за другом. Небольшие группы подростков даже объединяются и создают общества самоубийц.  Подражание приводит, в частности, к расширенным суицидам. Конечно, социальное подражание – «самоубийство за компанию» – наиболее характерно для подростково-юношеского возраста, когда сознание ребят особенно уязвимо к выводам, что будущее от них не зависит или, что их мечты вряд ли сбудутся.  

Индивидуальные особенности детей и подростков

Для суицидентов, совершающих попытки самоубийства, характерна незрелость личности, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Склонные к самоубийству молодые люди отличались высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что необходимо для чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности. Некоторые подростки, склонные к самоубийствам  характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Нередко эти черты выражены в акцентуациях характера, создают предпосылки социально-психологической адаптацией личности в пубертатный период.

 Это подростки особенно чувствительные, тонкие, с чувством ответственности за свои поступки, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающиеся низкой самооценкой, неуверенные в себе, в своих возможностях. Жизненные проблемы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

      Анализ проблемы суицидов среди детей и подростков позволил выделить следующие психологические особенности: личностная тревожность (низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение); фрустрация (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения); низкая или заниженная самооценка; высокая потребность в самореализации; трудность волевых усилий; снижение уровня оптимизма в стрессовых ситуациях; тенденция к самообвинению; аутоагрессия; негативное восприятие окружающего; отсутствие осознанного стремления к жизни.

Понимание дифференциальных основ личности подростка позволяет предсказать возможное поведение подростка, его склонность к суицидальному поведению, предотвратить психогенные факторы, способствующие трагическому исходу. Знание особенностей разных типов характера   является ключом к пониманию детской психологии, позволит прогнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность суицидов. А определенные типы акцентуированных характеров выявляют склонность к разным формам суицидального поведения.      По данным А. Е. Личко (1999), распределение типов характера связано с типами суицидального поведения. При демонстративном суицидальном поведении преобладали подростки истероидного, истеродно-неустойчивого и гипертимно-истероидного типов (50%), 32% — эпилептоиды и эпилептоидно-истероидного типа; 18% составляли подростки всех остальных типов, причем шизоидов, циклоидов и сенситивных подростков при демонстративном типе вообще не встречалось. При аффективном типе суицидального поведения основную группу составляли подростки с лабильным и лабильно-истероидным типами (37%), другие варианты истероидного типа — 23%, сенситивный и конформно-неустойчивые типы — по 18% и только 4% — эпилептоидный тип характера. Истинные суициды были характерны для сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов. Для подростков шизоидного типа свойственна чрезвычайно низкая выраженность суицидального поведения в подростковом возрасте.

Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суицидальному поведения совершенно не характерна. Подростки этого типа не наносят себе ни физический, ни социально-психологический ущерб. Они скорее могут подвергнуться разрушительным воздействиям или саморазрушению вследствии тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Так, 15-летняя девушка с гипертимной акцентуацией нанесла себе порезы на тыльной стороне руки после ссоры с воспитателем. 

    Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение. Гипертимы пробуют на себе действие разнообразных дурманящих веществ, причем они избегают стадии привыкания, поскольку часто меняют свой выбор.

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимного типа. Однако в субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно идет к суициду.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск, приключения мало привлекательны для подростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

Уязвимым звеном в характере сенситивного типа является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зависят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, поддержке и оценке. Недоброжелательность окружения, несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко приводят к развитию реактивной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможности и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех.

Эпиллептоидный тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоидных психопатов. При акцентуациях характерна демонстративная форма суицидального поведения. Мотивом служит желание причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь своих целей. Но демонстративные по форме намерения при сильной аффектации эпилентоидов могут стать неконтролируемыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпилептоидов чаще всего агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповреждения горящими предметами как проявление мазохистических тенденций эпилептоидов.

Главной чертой истероидного характера является демонстративность, что обусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа акцентуаций. Подросток стремится произвести наибольшее впечатление на окружающих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание, добиться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделиться приводит к неверному расчету усилий или последствий поступка.

Конформный ребенок может совершить суицид за компанию. Ребенок шизоидной акцентуации скорее совершит самоубийство после приема допинга.

      Суицидальное поведение подростков относится к области «пограничной психиатрии» — области психопатий и непсихопатических реакций на фоне акцентуаций характера, свойственных подростковому возрасту. Только 5% суицидов, включая попытки, падает на психозы, тогда как на психопатии по европейской статистике приходится 20-30%, а остальное — на «подростковые кризы», а по отечественным данным, число попыток самоубийства среди подростков одинаково в случае психопатий и акцентуаций.

4.Признаки суицидального поведения.

Сигналы беды -  это, прежде всего,  заметная перемена в обычных манерах поведения учащегося.   

Кто из учеников  должен вызывать беспокойство?

      Обратите внимание на подростков, страдающих от своей малоценности и низкой популярности в среде сверстников.  Очень опасны для подростков мифы о суицидах, ведущих к свободе личности. Эти мифы очень активно внедряют в подростковую среду представителя различных деструктивных сект. Появление любых сектантов в окрестностях школы или в микрорайоне должно восприниматься как сигнал тревоги.

Обычно выделяют следующие особенности суицидального поведения:

Эгоцентризм – погруженность в себя, сосредоточенность только на своих переживаниях, страданиях.

Аутоагрессия – негативное отношение к себе, достигшее крайней стенеи, самообвинение, безмерное преувеличение своей вины, крайне негативная самооценка. Аутоагресся практически всегда предшествует гетероагрессии в отношении с близкими: подозрительность, необоснованность обвинения, равнодушное отношение к болезни или смерти другого человека.

Пессимистическая личностная установка на перспективы выхода из кризиса – суицидальные мысли  и намерения, состояния депрессии, тревоги, чувство вины, подготовка и реализация суицидальных действий.

Паранояльность – ригидность нервнопсихических процессов, следование готовым мыслительным стереотипам и поведенческим паттернам, моральный догматизм, склонность образованию сверхценных идей (например, идея ухода из жизни, как единственного способа выхода из кризиса).

На что нужно обратить особое внимание?

К  общим признакам замышляемого суицида  относятся:

-разговоры на темы самоубийств, смерти, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

- затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий с гибелью людей или собственной гибелью или зловещими животными;

-повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни;

-психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похоже на подъем, однако с проявлением суеты, спешки;  напряжение аффекта, периодически раздражаемого внешне немотивированной агрессией; глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности, утрата ресурсного состояния, позволяющего противостоять трудностям (подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость, безмолвие); антисоциальная личность (уход из дома, употребление наркотиков или алкоголя); психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами;

-предыдущая попытка самоубийства, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей или друзей;

-доступность и использование огнестрельного, холодного оружия, медицинских препаратов и др.

-максималистические черты характера; склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

-выраженное чувство несостоятельности, виды, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

-тяжело, протекающий пубертат с выраженными  соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

5. Диагностика суицидального поведения подростков.

На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суцидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общении, провоцирующие суицид. Однако при заблаговременной диагностики внутренней активности суицидальный риск может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения. Известны разные методы диагностики.

В своей практике мы используем : проективные тесты (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяют распознавать неосознаваемые, скрытые тенденции.  

При диагностике суицидального поведения подростков применяем комплекс методик, опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и «Метод незаконченных  предложений».   

   Опросник Г.Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

 Сочетание цветов в цветовом тесте Люшера (1947) определяют признаки нарушений поведения:

1, 2,  3,4 с 7,0 – патохарактерологическое развитие личности;

5-й цвет на первом месте–дезадаптивное, аффективное поведение;

сочетание 5,2 и 2,5 – черты паранояльного стиля переживаний, поведения, крайнее упрямство;

1,7 – агрессивное поведение, протестные реакции;

 2,6 и 6,2 – аффективное, взрывчатое поведение;

7,4 – экстремальное поведение, дезадаптация;

2,7 и 7,2 – негаивизм, недоверие;

4,3,2 и 4,3,7 или 4,3,0 –вспышки поведенческих реакций в стрессовых ситуациях;

2,0 и 0,2 –конфликтность;

5,4 – демонстративное, истероидное поведение;

3,5,7 и 3,7,5 и 7,5,3  - антисоциальные тенденции поведения.

Опросник Шмишека) на выявление акцентуации характера по лабильному, эпилептоидному, истероидному типу диагностируют вероятность демонстративного суицида, циклоидная, сенситивная и психоастеническая акцентуация возможность совершения суицида.

Проводить диагностику следует руководствоваться общими требования к диагностическому исследованию.

     Метод «Незаконченные предложения», который относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным тестам, направлен на выяснение отношения испытуемого к окружающему и некоторых личностных установок. Испытуемый должен продолжить следующие предложения:         Завтра я...   Когда я закончу школу...Наступит день, когда... Я хочу жить, потому что...  

      При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие у них осознанного стремления к сохранению жизни

   При малейшем подозрении о планах на самоубийство необходимо вести очень осторожную, но активную работу с подростком.

 

6.Методика проведения превентивной беседы.

        Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» - предшествовать, предвосхищать. С одной стороны воспитательный потенциал, с другой знание социальных, психологических предвестников суицида и организация профилактических мероприятий помогут на ранней стадии предотвратить суицид.  

  В беседе следует активно выслушивать суицидента. Это значит не осуждать, слушать его со всем вниманием, давать возможность выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник и помогает ему сохранить веру в себя. Собеседник должен быть уверен, что активный слушатель услышал его  высказывание о желании умереть и понят.

Разговаривать следует в спокойном месте,  без посторонних лиц, чтобы избежать возможности быть прерванным сколько бы он ни продолжался. При возможности планируйте встречу в свободное время, с большой временной возможностью. Смотреть прямо на собеседника, без напряжения, расположившись напротив, но не через стол. Чтобы собеседник убедился, что понят вами, пересказывайте суть услышанного. Не перебивайте, говорите тогда, когда перестанет говорить он. Говорите без осуждения, без пристрастия, чтобы  усилить у собеседника чувство собственного достоинства. Вы можете сказать: «Я ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от Вас требуется много мужества». Выслушивая боль, печаль, страх, гнев человека, даже если молча посидите с ним, это явиться доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Кроме того, вы можете оказать влияние и невербальными средствами: настроением, мимикой, движениями, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. В процессе беседы не целесообразно вести записи, смотреть на часы, тем более выполнять попутные дела. Надо всем своим видом показать, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Не стоит бояться задать в доверительной беседе вопросы, косвенно выясняющие намерения подростка: «Ты когда-нибудь хотел умереть?», «Ты доволен жизнью?», и если будет настораживающий ответ, корректно поинтересоваться, есть ли у подростка какие-либо планы, приготовлены ли средства для осуществления суицида.

В беседе произносите позитивно-конструктивные фразы.

Если вы слышите:

«Ненавижу учебу, класс…», не говорите «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!». Обязательно скажите: «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»;

«Все кажется таким безнадежным…», не говорите «Подумай лучше о тех, кому еще хуже». Обязательно скажите: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумает какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь?»;

«Всем было бы лучше без меня!», не говорите «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь». Обязательно скажите: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»;

«Вы меня не понимаете!», не говорите «Кто же может понять молодежь в наши дни?». Обязательно скажите: «Расскажи мне как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»;

«Я действительно совершил ужасный поступок…», не говорите «Что посеешь, то и пожнешь». Обязательно скажите: «Давай сядем и поговорим об этом».

«А если у  меня не получится?», не говорите «Значит, ты недостаточно постарался». Обязательно скажите: «Если не получится я буду знать, что ты сделал все возможное»;

Профилактическая беседа должна включать в себя три этапа:

  1. Установление эмоционального контакта с собеседником «сопереживающее партнерство»;
  2. Установление последовательности событий, которые привели к кризису, снятие ощущения безысходности (преодоление исключительности события, поддержка успехами);
  3. Совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации (побуждение суицидента к словесному оформлению плана поступков; держание паузы для предоставления возможности проявить инициативу);
  4. Окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка (логическая аргументация, рациональное внушение уверенности).

      Не следует думать, что ваши вопросы подтолкнут подростка к суициду! Следует различать мысли о самоубийстве (в том числе навязчивые), ложные угрозы, симуляцию суицидальных попыток и собственно суицид.

Выяснение этих вопросов проводится по возможности в форме бесед с пациентом и его референтными лицами (родителями, друзьями, учителями).     Однако если у вас возникли опасения, вы должны немедленно принять меры.

      Необходимо немедленно обратиться за психиатрической помощью, если в диалоге с подростком вам удалось выявить у него следующие признаки:

социальная изоляция, потеря связей с родителями, друзьями, педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем- либо из ближайшего окружения; наличие четкого плана самоубийства; психоз с галлюцинациями, требующими покончить с собой, воссоединиться с умершими;       мысли о смерти, несмотря на вмешательство родителей, друзей, врачей, педагогов; депрессии, особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда, самоуничижением; попытки самоубийства в прошлом, утверждения, что самоубийство — единственный выход.

При отсутствии возможности обратиться за врачебной помощью целесообразно убедить его в следующем:

-тяжелое эмоциональное состояние – явление временное;

-его жизнь нужна родным, близким, друзьям  и его уход станет для них тяжелым ударом;

-он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на время, спокойно все обдумать.