Пример отчета о психодиагностическом исследовании готовности детей к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Пример отчета о психодиагностическом исследовании готовности детей
к школьному обучению.
Выделяют следующие параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе:
1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
Для выявления уровня сформированности этих психологических особенностей у дошкольников в данном исследовании была использована система из трех методик:
1) «Рисунок человека», цель - исследование познавательных способностей;
2) «Образец и правило», цель – выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, определение уровня развития наглядно-образного мышления;
3) «Графический диктант», цель – выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, определение уровня развития произвольного внимания.
Полученные данные (условные баллы за выполнение каждой методики, сумма условных баллов, итоговый уровень готовности) представлены ниже, в таблице 2.
Следует отметить, что все обследуемые дети показали уровень развития исследуемых параметров, соответствующий возрастным нормам. Однако при оценке итогового результата (готовность – неготовность к обучению в школе) мы ориентировались на соотношение результатов конкретного ребенка со средними результатами по группе.
Средний уровень готовности к школьному обучению для обследованных групп детей (57 человек) – 5-й итоговый уровень:
4 итоговый уровень – ниже среднего;
5 итоговый уровень – средний;
6 итоговый уровень – выше среднего;
7 итоговый уровень – высокий.
В результате выполнения данного комплекса методик, у каждого обследуемого ребенка определился уровень готовности к школьному обучению (см. таблицу 1):
Таблица 1. Уровни готовности к школьному обучению
гр. А.
Ниже среднего | 30% |
Средний | 15% |
Выше среднего | 40 % |
Высокий | 15% |
гр. Б.
Ниже среднего | 30% |
Средний | 33% |
Выше среднего | 27% |
Высокий | 10% |
Рекомендации:
1) детей с высоким, средним и выше среднего уровнем готовности к школьному обучению (70%) принять в школу без дополнительного индивидуального обследования;
2) детей с уровнем готовности к школе ниже среднего (30%) рекомендуется обследовать индивидуально с использованием дополнительных методик.
Педагог-психолог
И.Н. Терехина
Таблица 2.*
* Значение условных баллов по методикам:
6 – низкий уровень;
9 – ниже среднего;
11- средний;
12 – высокий уровень.
гр. А.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Методика (условные баллы) | Сумма условных баллов | Итоговый уровень | Уровень готовности | ||
Рисунок человека | Образец и правило | Графический диктант | |||||
1. | Анна | 6 | 9 | 11 | 26 | 4 | ниже среднего |
2. | Слава | 11 | 11 | 12 | 34 | 6 | выше среднего |
3. | Марина | 9 | 9 | 9 | 27 | 4 | ниже среднего |
4. | Катя | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
5. | Никита | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
6. | Тима | 9 | 9 | 11 | 29 | 4 | ниже среднего |
7. | Анна С. | 12 | 6 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
8. | Коля | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
9. | Алексей | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
10. | Ульяна | 9 | 9 | 11 | 29 | 4 | ниже среднего |
11. | Мария | 9 | 9 | 9 | 27 | 4 | ниже среднего |
12. | Борис | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
13. | Ксюша | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
14. | Лев | 11 | 11 | 12 | 34 | 6 | выше среднего |
15. | Вася | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
16. | Родион | 11 | 9 | 12 | 32 | 5 | средний |
17. | Оксана | 9 | 9 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
18. | Леон | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
19. | Анастасия | 9 | 12 | 12 | 33 | 5 | средний |
20. | Зина | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
21. | Елизавета | 9 | 11 | 12 | 32 | 5 | средний |
22. | Роман | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
23. | Михаил | 11 | 11 | 12 | 34 | 6 | выше среднего |
24. | Яна | 11 | 9 | 12 | 32 | 5 | средний |
25. | Ульяна А. | 12 | 11 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
26. | Серафима | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
27. | Иван | 6 | 9 | 9 | 24 | 4 | ниже среднего |
гр. Б.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Методика (условные баллы) | Сумма условных баллов | Итоговый уровень | Уровень готовности | ||
Рисунок человека | Образец и правило | Графический диктант | |||||
1. | Олег | 6 | 12 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
2. | Алиса | 9 | 11 | 11 | 31 | 5 | средний |
3. | Никита | 11 | 9 | 12 | 32 | 5 | средний |
4. | Ярослав | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
5. | Роман | 6 | 9 | 12 | 27 | 4 | ниже среднего |
6. | Дина | 9 | 12 | 12 | 33 | 5 | средний |
7. | Елизавета | 11 | 11 | 12 | 34 | 6 | выше среднего |
8. | Александр | 11 | 11 | 11 | 33 | 5 | средний |
9. | Олег А. | 9 | 9 | 11 | 29 | 4 | ниже среднего |
10. | Ева | 9 | 11 | 12 | 32 | 5 | средний |
11. | Дмитрий | 9 | 9 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
12. | Евгений | 6 | 9 | 12 | 27 | 4 | ниже среднего |
13. | Анна | 9 | 11 | 11 | 31 | 5 | средний |
14. | Павел | 9 | 11 | 12 | 32 | 5 | средний |
15. | Ася | 12 | 11 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
16. | Данила | 6 | 12 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
17. | Артем | 6 | 11 | 12 | 29 | 4 | ниже среднего |
18. | Клим | 6 | 12 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
19. | Кристина | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
20. | Антон | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
21. | Андрей | 6 | 12 | 12 | 30 | 4 | ниже среднего |
22. | Марина | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
23. | Таисия | 12 | 9 | 12 | 33 | 5 | средний |
24. | Карина | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
25. | Георгий | 12 | 12 | 12 | 36 | 7 | высокий |
26. | Елизавета | 9 | 12 | 12 | 33 | 5 | средний |
27. | Алина | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
28. | Соня | 11 | 12 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |
29. | Григорий | 11 | 11 | 11 | 33 | 5 | средний |
30. | Александра | 12 | 11 | 12 | 35 | 6 | выше среднего |