Конспект занятия с элементами тренинга Тема: «Я - воспитатель»

Петухова Наталья Анатольевна
  1. Знакомство со  своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_vospitateley.doc43 КБ
Файл konspekt_praktikuma.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                            города Москвы                                                                                                                «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391» (дошкольное отделение)

                         Конспект  занятия с элементами тренинга        

                         Тема: «Я - воспитатель»

Подготовила  и провела                                                                                      психолог Петухова Н. А.

г. Москва 2013год

Задачи тренинга:

  1. Знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.
  2. Осмысление своих личных интересов, ценностей.
  3. Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.

Психолог: Каждый день мы спешим на работу. Кто-то с радостью, кто-то выполняет обязанность. При этом каждый ощущает ответственность, возложенную на него обществом, родителями, руководством учреждения.  « Я – воспитатель.  Я горжусь своей профессией.  Я профессионал».  

Упражнение «Я как все…..»

Ведущий предлагает: передавая предмет (муляж яблока) сообщить участникам о себе то, что объединяет его со всеми людьми. После завершения круга предлагается передавать настоящее яблоко. Оно уникально, больше такого на свете нет. Использовать сопровождение словами « Я не как все …»

Упражнение «Идеальный воспитатель»

Ведущий предлагает разделить лист бумаги на три части. В первой части записать

профессиональные  качества,  принадлежащие идеальному педагогу,  по вашему мнению, во второй графе - по мнению родителей детей, в третьей графе – по мнению ваших близких. После окончания записей, зачитываются эти качества. Ведущий записывает их на доске, ватмане и т. д. Дублирующиеся качества записи не подлежат. В конце работы мы можем получить портрет идеального педагога с набором профессионально-личностных качеств.

Вопрос: А есть ли эти качества у вас? Необходимы ли они вам? Что нужно делать, чтобы обладать ими?

Упражнение «Я учусь у тебя»

      Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч,  прежде всего,  подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение  «Козлята и волк»

Формирование умения сказать «нет», умения убеждать, распознать обман, развивать внимание к невербальным проявлениям.

Участникам раздают карточки с названием роли. Треть которых с надписью «волк», треть – «коза», треть – «козлёнок». «Козлята» идут в свой дом, а «волки» и «козы» (не показывая никому своих карточек )  по очереди пытаются  их убедить, что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если запустили «волка», то он забирает 1-2 «козлят», если «козу» не пустили,  то 1-2 козлёнка умирают от голода.

 

Упражнение «ЗООПАРК»

Ведущий. Сейчас мы с вами проведем упражнение, смысл которого вы узнаете позже, а пока я попрошу вас взять лист бумаги, карандаш и нарисовать рядом два абсолютно одинаковых квадрата средней величины.  Представьте себя очень богатым. Настолько богатым, что вы можете позволить себе личный зоопарк.

Идея устроить зоопарк пришла к вам недавно, поэтому в нем пока только две клетки для двух самых любимых животных. Вот они перед вами на листе. Подумайте — чьи это жилища? Пожалуйста, остановитесь на двух самых первых образах животных, которые придут вам в голову, удержитесь от того, чтобы их отвергнуть и искать какие-то якобы более «правильные». Запомните — правильно в данном упражнении то, что пришло в голову сразу и само.

Напишите в каждом квадрате название животного. А  теперь, представьте себе первое животное (то, что пришло в голову первым) очень красочно, во всех его проявлениях. Задумайтесь немного, вспомните, какое оно. Напишите под его клеткой несколько определений этого животного, используя прилагательные или словосочетания. Тут достаточно трех основных выражений, отражающих его качества, но если у вас получится больше — пусть будет. Убедитесь, что данный ряд определений отражает

образ первого животного в полной мере. После этого переходите ко второму. Задумайтесь, какое оно. Напишите под его клеткой несколько определений, следуя тем же правилам, что и в первом случае. После окончания двух этапов работы подумайте о следующей интерпретации данного материала.

Ваше первое животное, его энергетика, которую вы описали в терминах, относящихся к нему, — это ваше истинное внутреннее состояние, то естественное в вас, что, к сожалению, очень часто бывает подавленным ради социальных норм. Вы редко можете раскрыть те или иные качества в обществе и тем более презентовать их.

А второе ваше животное — это та маска, которую вы были вынуждены надеть на себя ради того же социума и его безжалостных правил. Это всего лишь роль. Ваш потенциал составляет энергетика первого образа, он там, и он в ваших руках. Если вы его не развиваете, а развиваете, наоборот, качества, связанные со вторым образом, — вы уходите от себя. Это образует мощный внутренний конфликт, поскольку подавленная ваша настоящая природа хочет быть проявленной, выпущенной на свободу. Задумайтесь — что вы делали для того, чтобы она была свободной в течение этой недели? В течение года, нескольких ближайших лет, в течение жизни — как вы освободите ее? Что сделаете ради этого прямо сегодня?

Обсуждение

Что вы об этом думаете?

Насколько это похоже на правду о том, что происходит внутри вас?

Если это о вас то, как давно, вы полагаете, это началось и как вы намерены изменить это

Работа с деревом достижений

«Дерево достижений»

     Эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать.

     Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

     Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. (Психолог обращает внимание присутствующих на листочки трех цветов). Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета листочки вам хотелось бы поместить на дерево?

     Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Если на веточке педагога появляются все три листочка разного цвета – распускается крупный цветок (предлагает психолог), если одного и того же цвета – то мелкий. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.

Заполнение Анкеты

Притча о кофе

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе — выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив гостям кофе и получив согласие, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — и простыми, и дорогими, и изысканными: пластиковыми, стеклянными, фарфоровыми, хрустальными... 

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: 

— Заметили ли вы, что все дорогие чашки разобраны? Никто не выбрал чашку простую и дешевую. Желание иметь только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе вкуснее, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, — кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали дорогие чашки, а затем разглядывали, кому какая досталась. А теперь подумайте: жизнь — это кофе. А работа, деньги, положение в обществе — только чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!

Рефлексивная анкета

Источники: Авторская программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов «Доверие»

  1.   Автор –  ЗИМИРЕВА Марина Эйнаровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ № 25, п. Кавалерово, Кавалеровского района, Приморского края

  2.  Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции Феникс. 2006



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                            города Москвы                                                                                                                «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391» (дошкольное отделение)

Практикум

Тема: «Использование ситуативных этюдов при формировании эмоционально - волевой сферы дошкольника»

Подготовила  и провела                                                                                      психолог Петухова Н. А.

Цель «Психолого-педагогического практикума» — овладение педагогами  практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых качеств.

Задачи:

- приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций;

- овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности педагога: проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности.

Предполагаемый результат: 

- освоение знаний об особенностях организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога

- овладение умениями практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов и приемов театрализованной деятельности;

- получение опыта практического использования приобретенных знаний в условиях  профессиональной деятельности;

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: настольная ширма для кукольного театра, набор кукол- «би-ба-бо»(мальчик, девочка, мужчина, женщина, собака).

Раздаточный материал: памятки с примерными психологическими ситуациями для использования воспитателями при  работе с детьми (см. приложение 1) .

План проведения

I часть теоретическая.

Вступительное слово педагога-психолога.

«Современная жизнь предъявляет особые требования к уровню развития детей. Поэтому современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка:

- умственного (участвуя в театрализованной деятельности – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения);

- эмоционального развития;

- социального развития;

- коррекции личностных проблем.

   Эти возможности заключаются в том, что   театрализованная деятельность дошкольника базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Отсюда следует, что вопросы организации целенаправленной работы по театрализованной деятельности в рамках  воспитательно-образовательного процесса на современном этапе актуальны.

Задача моя как психолога заключалась в том, чтобы понять, разобраться, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, а также помочь ребенку более полно выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Поведение во многом определяется ситуацией, соответственно и неправильное, дезадаптивное поведение провоцируется или поддерживается поведением других людей. Проблема состоит в том, что чаще всего провоцирующие или даже закрепляющие неправильное поведение моменты ситуации бывают скрытыми. Задача данного упражнения — проявить их, понять, что именно делает ненормативное поведение возможным, как можно повлиять на конструктивное решение и выход из создавшейся ситуации».

II  часть - практикум.

При формировании навыков позитивного общения дошкольников  с взрослыми и сверстниками  рационально использовать театрализованные этюды. Мною были использованы этюды с собакой. Опыт психологов И.Я. Медведевой и Т.Л Шишовой. Предлагаю вначале проиграть этюды для дальнейшего обсуждения применения этой технологии.

  1. «Собака потерялась» Вопрос: «Что было дальше?»
  2. «Неудачная прогулка»
  3. «На выставке»  (используется при отказе детей от выступления на утреннике, занятии)
  4. «Симулянтка» Вопросы:  Что чувствует собака? Что чувствует хозяин?
  5. «Щенок» Вопрос: Что ответил хозяин? (ситуация рождения  в семье второго ребенка)

Этюды про хозяина и собаку весьма эффективный приём. Собака воплощает основной характерологический  порок ребёнка (психологи называют его «патологической доминантой»), а хозяин – идеальная, как бы уже элевированная личность этого же ребёнка. Ребёнок, является одновременно и режиссером спектакля и артистом, и зрителем и судьёй. Вставая на сторону того или иного персонажа, ребёнок по-разному смотрит на проблему, и  решает ситуацию за двоих, испытывая чувства и стыда, и смятения, и гордости за принятое решение. В этой ситуации ребенок говорит самое продуктивное воздействие на персонаж, как единственно возможное  и справедливое, на его взгляд. А именно, применяя его к себе, считает допустимым и действенным.

Рефлексия:  

 В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

  • - Что я делаю?
  • - С какой целью?
  • - Каковы результаты моей деятельности?
  • - Как я этого достиг?
  • - Можно ли сделать лучше?
  • - Что я буду делать дальше?

Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Библиографический список:

1. Генов Г.В. Театр для малышей/ Тамбов, 1995 г. Методические рекомендации.

2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет/ Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр, спектаклей. Москва: ТЦ Сфера, 2009 г.

3.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр/ Программа «Театр – творчество – дети». Москва: АРКТИ 2002 г.

4.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство-кукольный театр. Пьесы для детей/М.: Никея,2009.  

 

 

Приложение 1

Формирование  навыков позитивного общения дошкольников со взрослыми и      

                        сверстниками через  театрализованную деятельность.

Моделирование конструктивных диалогов.   Примеры ситуаций.

-куклы подрались из-за машинки, куклы;

-одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет разговаривать (играть), остальные её уговаривают;

-одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, остальные просят игрушку;

-одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет, остальные защищаются;

-одну из кукол все угощают, а она выплёвывает и выкидывает еду, остальные уговаривают её попробовать;

-одна из кукол боится делать прививки;

-одна из кукол идёт в магазин и требует всё-всё-всё, остальные должны объяснить, почему так делать  нельзя и почему невозможно купить всё что хочется;

-одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет;

-одна из кукол заблудилась в лесу, остальные помогают найти дорогу домой;

-одна из кукол не хочет ходить в детский сад, остальные перечисляют, что в детском саду хорошего, интересного.