Рабочая программа для старшеклассников «Профконсультация: планирование жизненного пути»
Основной целью занятий для учащихся старших классов «Профконсультация: планирование жизненного пути» является активизация процесса формирования психологической готовности подростков и молодежи к профессиональному и личностному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.profkonsultatsiya.docx | 78.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Учебно-методический центр»
Рабочая программа для старшеклассников
«Профконсультация: планирование жизненного пути»
Составила
педагог-психолог
Лахмытко Н.М.
Наро-Фоминск, 2013
Основной целью занятий для учащихся старших классов «Профконсультация: планирование жизненного пути» является активизация процесса формирования психологической готовности подростков и молодежи к профессиональному и личностному самоопределению.
Занятия знакомят с основами жизненного и профессионального самоопределения, основными сферами, характеризующими индивидуальные психологические ресурсы личности:
• профессиональными интересами и склонностями, мотивами и ценностными ориентациями;
• ошибками и правилами выбора профессии;
• требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к здоровью человека;
• способностями, основными психическими процессами и их ролью в профессиональном и личностном самоопределении;
• свойствами нервной системы, особенностями темперамента, характера и выбором профессии;
• эмоциональными состояниями личности и возможностями волевой регуляции деятельности.
Занятия можно проводить в рамках предпрофильной работы с учащимися старших классов и ориентироваться на решение следующих основных задач: повышение уровня психологической компетенции учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, развитие у подростков и молодежи готовности свободно и осознанно выбирать варианты своего жизненного и профессионального будущего.
Данный план занятий рассчитан на 8 учебных часов и планируется проводить 1 занятие в неделю. Предполагаются такие формы работы с учащимися, как теоритические занятия, игры, тесты, активизирующие опросники.
Тематический план занятий по теме
«Профконсультация: планирование жизненного пути».
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Мотивы и потребности | 2 |
2 | В мире профессий | 2 |
3 | Склонности и профессиональная направленность школьников | 2 |
4 | Самооценка и уровень притязаний | 2 |
Занятие 1. Мотивы и потребности
У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Ответьте на вопросы:
• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивациячеловека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.
«Определение мотивации» (по методике Е. Головахи)
Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества
2. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций
3. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих
4. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.
5. Сохранить силы и время для увлечений, общения с друзьями и близкими
6. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности
Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее — профессиональное самоопределение или другие вопросы.
Вспомните, как начинается «Сказка о царе Салтане».
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.
Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?
В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.
Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело»
Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени
Б) добиваться успеха во всех делах
В) делать подарки своим друзьям
Г) находить красивое решение трудной задачи
2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»
В) «Что отдал, то твое»
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»
3. Лучшая работа для меня — та, которая
А) не мешает мне жить своей жизнью
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе
В) нужна людям
Г) интересна
4. Счастье для меня — это
А) возможность жить в свое удовольствие
Б) высокая должность и хорошая зарплата
В) благополучие моих друзей и близких
Г) возможность заниматься любимым делом
№ А Б В Г
1
2
3
4
Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):
9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0–4 баллов — направленность не выражена.
А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.
Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.
В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.
Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.
Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.
Занятие 2. В мире профессий.
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Сколько профессий знаете вы?
Упражнение «Аукцион»
Участники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и др. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
Существует несколько классификаций профессий. В нашей стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова по предмету труда (человек, техника, знаковая информация, природа, искусство). Первую классификацию видов профессиональной деятельности в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев:
• нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право),
• полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика),
• щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство),
• тщетные науки (алхимия, астрология),
• вредительские науки (колдовство).
Какие профессии в наше время можно отнести к этим группам? Обоснуйте свой ответ. Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.
1. Логистик — это:
а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции; в) организатор конференций и симпозиумов.
2. Веб-дизайнер — это:
а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов.
3. Фандрайзер — это:
а) тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации; б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.
4. PR-агент — это:
а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) посредник между организациями и людьми.
5. Культуролог — это:
а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества; в) предсказатель будущего.
• К каким группам по классификации Е.А. Климова можно отнести эти профессии?
Опросник профессиональных склонностей
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.
1 | А |
|
| Б |
| В |
2 |
| А |
| Б | В |
|
3 | А | Б |
| В |
|
|
4 |
|
| А |
| Б | В |
5 | А | Б | В |
|
|
|
6 | А | Б |
|
|
| В |
7 |
| А | Б | В |
|
|
8 | А |
|
|
| Б | В |
9 |
| А |
| Б | В |
|
10 |
|
|
| А | Б | В |
11 | А | Б | В |
|
|
|
12 |
|
| А | Б | В |
|
13 | А |
|
|
| Б | В |
14 |
| А |
| Б | В |
|
15 | А |
| Б |
| В |
|
16 | А |
| Б |
|
| В |
17 |
|
|
| А | Б | В |
18 | А | Б | В |
|
|
|
19 |
|
| А |
| Б | В |
20 | А |
| Б |
|
| В |
21 |
| А | Б | В |
|
|
22 |
| А | Б | В |
|
|
23 |
| А |
| Б |
| В |
24 | А |
|
|
| Б | В |
Сумма | I | II | III | IV | V | VI |
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют:
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю прежде всего:
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы:
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать:
а) о человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание:
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна:
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни:
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться:
а) о защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
20. Мне интереснее было бы:
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю:
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
а) о научном открытии;
б) о художественной выставке;
в) об экономической ситуации.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.
4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.
II — склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.
V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
VI — склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
• Насколько полученные результаты соответствуют вашим представлениям о себе?
Занятие 3. Склонность и профессиональная направленность школьников.
Упр. 1 «Снежный ком».
Каждый последующий называет имя предыдущего.
Упр. 2 « Автопортрет»
Цель: повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей их профессией.
1. « Рисунок должен занимать весь листок, расположен по центру; изображать нужно только одно лицо. Желательно нарисовать свой портрет быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать листок не надо».
2. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно тут нарисован.
3. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но в уже случайном порядке.
4. «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь понять, кто здесь нарисован. На обратной стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого передайте листок соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии могут повторяться».
5. Далее ведущий собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек. Ведущий показывает, что на нем изображено, зачитывает профессии, записанные на обратной стороне.
Упр. 3 « День из жизни…»
1. « Сейчас мы совместными усилиями мы постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника - фотомодели. Это будет рассказ из одних существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы звучать так: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель.
В этой игре посмотрим, насколько хорошо представляем рабочий день фотомодели, а также выясним, способны ли мы с вами к коллективному творчеству, ведь в игре существует опасность каким – то неудачным штрихом (неуместно названным существительным) испортить рассказ».
Важное условие: прежде, чем назвать существительное, игрок должен повторить все слова, которые были названы до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение
2. Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все слова, названные до них.
3.Ведущий может спросить у участников, получился рассказ или нет. Если рассказ получился путанным, можно попросить кого – либо из игроков своими словами рассказать, о чем был составлен рассказ.
Основная часть
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой требований можно назвать профессией.
- Что по вашему называется профессией?
- А что такое специальность?
После высказываний участников ведущий дает определение профессии и специальности.
Профессия, – исторически возникшая формы трудовой деятельности для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные качества.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Упр. 4. « Профессия – специальность»
Цель: повышение у участников осознания понятия специализация в рамках одной профессии; расширение информированности о многообразии профессионального труда.
«Сейчас я буду называть некоторые профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности. Например: учитель – учитель химии».
Водитель – водитель автобуса;
психолог – клинический психолог;
врач – окулист;
дизайнер – графический дизайнер;
артист – артист театра;
художник – живописец;
слесарь – автослесарь;
секретарь – референт;
повар – кондитер;
менеджер – м. по продажам;
инженер – и. – конструктор;
лаборант – л. – эколог, л. – химического анализа;
строитель – с. – ремонтник;
механик – автомеханик;
литейщик – л. цветных металлов, л. – черных ме
Опросник Климова
По предмету труда профессии делятся на типы:
- профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием, сфера
человек – техника;
- профессии, связанные с живой природой, сфера человек – природа;
- профессии, где предмет труда - схемы, письменная и устная речь, сфера человек – знак;
- профессии, в которых предметом труда являются люди, группы людей, сфера
человек – человек;
- профессии, где предметом труда является изобразительская, музыкальная, актерская, литературно – художественная деятельность, сфера человек – художественный образ.
Тест, который мы с вами проведем, поможет выявить ваши профессиональные предпочтения. При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать только «а» или «б».
Комментарий занятия.
На этом занятии участники работают со стандартным инструментарием, поэтому для поддержания атмосферы творческого подхода введены упражнения – игры.
Занятие 4. Самооценка и уровень притязаний
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Франсуа Вийон
У известного голливудского актера, мастера восточных единоборств Чака Норриса как-то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, — ответил Чак, — деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Хотя трудно представить такую сцену в кино. Вероятно, знаменитый супермен реально оценивает свои возможности.
Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение.
Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная.
Упражнение «Какой Я?»
Оцените свои качества по десятибалльной шкале:
1 2 3 4 5 | УМ | 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 | ДОБРОТА | 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 | СПРАВЕДЛИВОСТЬ | 6 7 8 9 10 |
Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего отмечают как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики. Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной, завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.
Упражнение «Самый-самый»
Надо записать фамилии шести участников тренинга (трех юношей и трех девушек), которых участники считают самыми умными, добрыми и справедливыми.
Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые ведущий затем собирает, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Можно поинтересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилия.
Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно если их самооценка завышена. Не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой человек: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.
Сопоставление самооценки и оценки других людей дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.
Упражнение «Мечтать не вредно»
Ведущий. Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.
Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
• Как вы понимаете эту формулу?
• Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?
Главное в этой формуле — самооценка. Он нее зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные — человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и никому не завидует.
Неудачник — это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей.
«Уровень притязаний»
Участники читают утверждения. Если согласны, ставят рядом плюс, если не согласны — минус.
1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.
2. Вы считаете, что командовать, руководить легче, чем подчиняться.
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны.
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда стремитесь сделать его по-своему.
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым.
6. Если бы вы занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором.
7. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники.
8. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие.
9. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо.
10. Если бы вам пришлось заново начать жить, вы бы достигли гораздо большего.
Чем больше у вас положительных ответов, тем выше уровень притязаний. Осталось определить, что для вас является успехом, и наметить пути его достижения.
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не соответствует их способностям и возможностям.
Самооценка закладывается в детстве, как и большинство способностей. Если человек занимается любимой работой, которую делает хорошо, его самооценка растет по праву.
Осознание собственного «Я» — первый шаг в саморазвитии.
Схема, получившая название «Окно Джогари», по имени предложивших ее психологов, помогает расширить карту самосознания человека.
Другие члены группы | Человек | |
Я знаю о себе | Я не знаю о себе | |
Знают обо мне | АРЕНА (открытая область) | «Слепое пятно» (известное всем, кроме меня) |
Не знают обо мне | МАСКА (скрываемая область) | «Черный ящик» (то, что пока никому не известно) |
«Арена». То, что очевидно как для самого человека, так и для окружающих, то, что вы сами предъявляете всем и каждому. Ваш внешний вид, поведение, голос. Очевидные факты вашей биографии. Взгляды и убеждения, которые вы не скрываете. Словом, все, что вы хотите показать миру.
«Маска». В одной из своих первых песен Алла Пугачева пела: «Но слез моих не видно никому. Что ж, Арлекин я, видно, неплохой». Есть чувства, мысли и поступки, которые человек не склонен афишировать. Они есть у каждого человека. Они не всегда плохие, но всегда глубоко личные. Это могут быть воспоминания о своей слабости или страхе, тайные желания, несбывшаяся мечта. В быту маска служит не только для маскировки, но и для защиты. Подумайте, для чего нужна психологическая маска лично вам?
Мой самый ужасный сон о маске. Я вижу свое отражение в зеркале, но мой зеркальный двойник — в маске. Сорвать маску страшно, я боюсь увидеть мое истинное лицо, а оно мне представляется зверским (Х.Л. Борхес).
«Слепое пятно». Случалось ли вам видеть слепого человека? Его видят все, а он не видит никого. В какой-то мере каждый из нас поражен слепотой, потому что всегда есть то, что знают о тебе знакомые, но не знаешь ты. Твоим друзьям и близким, в отличие от тебя, знакомы и привычны твоя походка, осанка, манера спорить. Мы же даже свой голос, услышанный со стороны, узнаем с трудом! «Расширить» это поле можно с помощью психологических тестов и тренингов. Расширение поля самовосприятия — занятие увлекательное и полезное, но оно требует от человека честности и смелости.
Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают (из Интернета).
«Черный ящик». То, чего пока не знает никто. Это — скрытые резервы и возможности человека, источники его проблем и их решений. Что и когда вылезет из черного ящика — нашего подсознания — не известно никому. Заглянуть в этот ящик помогает психология. Это не просто интересно, но необходимо для жизни. Наверняка там найдется немало полезного.
Границы, разделяющие четыре поля восприятия человека, подвижны. Чтобы уменьшить «слепое пятно» или узнать содержимое «черного ящика», надо быть смелым, любознательным и терпеливым. Расширяя границы своего «Я», мы сужаем скрытую область.
• Как вы понимаете слова английского писателя У. Теккерея: «Мир — это зеркало, которое возвращает каждому его собственное изображение».
Как остроумно заметил У. Джеймс, «никто бы из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым, великим силачом, богачом, остряком, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, исследователем Африки и модным поэтом. Но это решительно невозможно».
Список литературы:
- Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2004
2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004
3.Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005.
5.Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2004
6.Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? — Л., 1963.
7.Хозиев В.Б. Психология: Учебное пособие для 10–11 классов. — М., Воронеж, 2000.