Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Сообщение для родителей первоклассников по теме: "Адаптация первоклассников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Адаптация обучающихся 1 класса к школьному обучению
Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. И хотя поначалу все дети воспринимают школу как новое развлечение, со временем наступает понимание того, что школа – это серьезно. Каждый день туда нужно ходить, выполнять требования учителя, подчиняться правилам школьной жизни и даже дома - делать уроки. Вот тут и начинаются проблемы, которые важно решить именно сейчас. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются в первый школьный год.
Адаптация - приспособление организма к новым условиям. От адаптации зависит успешность овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни:
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Признаками успешной адаптации можно считать:
- Ребенку нравиться в школе
- Формирование адекватного поведения
- Установление контактов с учащимися, учителем
- Овладение навыками учебной деятельности
- Не испытывает неуверенности, страха
Если первоклассник испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успехе, помочь свыкнуться с мыслью: «У меня все получится».
Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавляя желание побегать, поиграть и повеселиться. Если со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы. Тогда речь может идти о полной адаптации. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то со временем он может попасть в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам, к «школобоязни».
О трудностях адаптации могут свидетельствовать следующие признаки:
- Усталый, утомленный вид ребенка
- Нежелание ребенка делится своими впечатлениями о проведенном дне
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие события
- Нежелание выполнять домашние задания
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой
- Беспокойный сон
- Трудности утреннего пробуждения, вялость
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Как же помочь ребенку быстрее приспособиться к новой жизни? Как не отбить у него желание учиться? Что должны сделать родители?
- Поддержать стремление малыша стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе, и объясните их необходимость.
- Интересуйтесь школьными новостями. Встречая ребенка, не забудьте спросить: «Как успехи в учебе?» Если малыш сам жаждет с ходу поделиться школьными впечатлениями, не откладывайте разговор на потом.
- Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Естественно, что у него может что-то не сразу получиться. Все имеют право на ошибку.
- Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением. Вечером полезны прогулки и игры на свежем воздухе. А в 21 час первокласснику пора спать.
- Чаще хвалите малыша за его успехи. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Старайтесь объективно оценивать их возможности. Вместо того чтобы пенять: «Посмотри, как быстро справилась с заданием Даша, а ты что? Давай быстрее». Лучше скажите: «Сегодня ты выполнил задание быстрее, чем вчера. Молодец!»
- Научите ребенка отдыхать. Необходимо чередовать физическую и психическую нагрузки с активным отдыхом.
- Еще одной проблемой в период адаптации становится проблема уроков, точнее выполнения домашних заданий. Хоть в первом классе задают не так много, но все-таки выполнять это необходимо. Как же настроить малыша-первоклассника, что после школы нужно еще учить уроки?
Вот несколько правил для решения этой проблем:
- Первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему.
- Если что-то не получается, помогите ребенку, но не делайте за него домашнее задание.
- Всегда начинайте с трудных предметов, пока внимание на высоте. А то, что и так знакомо ребенку оставьте напоследок.
- Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получится. Давай разберемся вместе» и похвала обязательно.
- Время приготовления уроков должно включать в себя 10-15 минутные перерывы, физкультминутки.
К счастью, период адаптации краткосрочен, и в ваших силах облегчить ребенку переход в новый статус.