воспитание лидера
Тренинговые упражнения. Работа с классными руководителями, воспитание лидерских качеств у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_lidera.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационное погружение
Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.
Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.
Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.
Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.
А лидер кто?
Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 20 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.
- Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
- Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»
Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.
Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.
Упражнение “Аквариум”
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?
Тренинговое занятие “Давайте увидим лидера”.
Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.
Когда вернётся хозяину – посмотреть.
Веревочка.
Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.
Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.
А теперь попробуйте построить четырехугольник.
- треугольник
Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.
Упражнение “Круг и Я”
Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?
Лидер. Кто он? Какой он?
Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:
Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.
Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.
Затем группы обсуждают качества
присущие лидерству и отдаляющие от него.
Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:
- Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
- Настойчив, умеет разумно рисковать.
- Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
- Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
- Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
- Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
- Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
- Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
- Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
- Надежен, держит слово, на него можно положиться.
- Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
- Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
- Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
- Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
- Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
- Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:
- Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
- Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
- Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
- Нежелание простить и отпустить.
- Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
- Потребность всегда быть правым.
- Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
- Неспособность примириться со своими страхами.
- Отсутствие ясных целей.
- Недостаток обязательности.
- Боязнь риска.
- Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
- Потеря надежды.
- Недостаток мужества.
- Неумение фантазировать и мечтать.
- Отсутствие любви к себе
- Тщеславие.
Упражнение “Без командира”
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
(Упражнение «Лидер и его команда»).
Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.
Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?
1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.
2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.
После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы, чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:
- Что произошло в группе в момент работы?
- Как себя чувствовал каждый участник?
- Какую роль выполнял?
- Почему взял на себя данную роль?
- Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
- Всех ли выслушали в процессе подготовки?
- Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
- Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?
«Дом» (для всех групп одновременно)
Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, - безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.
Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.
- Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
- Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
- На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
- Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.
Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.
Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.
У Вячеслава Яшкова есть такие слова:
Ведь слово лидер это лучший,
А лучших надобно искать,
Достойный власти сам не лезет,
Достойных нужно замечать.
Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги
на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.
Песня «Дорога добра»
1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.
………………………………………………………………………..
2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.
…………………………………………………………………………
Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.
- Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
- Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
- На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
- Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.
Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.
…………………………………………………………………………………..
Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.
- Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
- Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
- На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
- Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.
Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.