Влияние прикосновений в общении

Тактильная чувствительность — первый сенсорный процесс, начинающий функционировать сразу же после рождения, и у новорожденных наиболее развиты именно тактильные ощущения. Находясь в утробе, ребенок начинает реагировать на удары материнского сердца, которые, будучи усиленными околоплодной жидкостью, воспринимаются всем его телом. В известном смысле, первую информацию о том, что такое жизнь, мы получаем благодаря тактильным ощущениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_prikosnoveniy_v_obshchenii.docx149.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА HTTP://5PSY.RU/

Магия прикосновения - влияние прикосновений на человеческую коммуникацию

Родители целуют ребенка

Мы часто говорим о том, как мы разговариваем, и часто стараемся     понять, как мы видим, но по какой-то причине мы редко касаемся вопроса о том, как мы прикасаемся друг к другу.
Десмонд Моррис

Возможно, тактильная коммуникация — самая существенная и примитивная форма коммуникации. Действительно, не исключено, что тактильная чувствительность — первый сенсорный процесс, начинающий функционировать сразу же после рождения, и у новорожденных наиболее развиты именно тактильные ощущения. Находясь в утробе, ребенок начинает реагировать на удары материнского сердца, которые, будучи усиленными околоплодной жидкостью, воспринимаются всем его телом. В известном смысле, первую информацию о том, что такое жизнь, мы получаем благодаря тактильным ощущениям.

Мама играет с малышом
Результаты исследований показывают, что прикосновение имеет решающее значение для нормального физиологического развития новорожденных
. Связь родитель - ребенок тоже может быть усилена благодаря тактильному контакту в течение первых часов жизни младенца, однако результаты исследования этой проблемы неоднозначны (Hertenstein, Verkamp, Kerestes, & Holmes).

Младенцы приобретают знания о самих себе и об окружающем их мире, проводя «тактильные исследования» с помощью ртов и рук. Самые первые тактильные ощущения связаны с прикосновением рук акушерки и родительских (или опекунских) рук, которые меняют памперсы, кормят, купают, укачивают и утешают. В раннем детстве прикосновения сопровождают слова, и это продолжается до тех пор, пока ребенок не начнет связывать их между собой; после этого слова могут полностью заменить прикосновения. Например, мать может осторожно пошлепывать или поглаживать ребенка, утешая его. Когда ребенок становится старше, она может делать то же самое, одновременно подбадривая его словами. В конце концов, вместо того чтобы прикасаться к ребенку, она может просто крикнуть ему из другой комнаты: «Все в порядке, мама здесь!» По мере того как слова приходят на смену прикосновениям, интимная близость может сохраняться благодаря ранее сформировавшимся ассоциациям.

Гендерные различия

Гендерные различия проявляются рано. По достижении шестимесячного возраста девочкам не только разрешают проводить больше времени с родителями и прикасаться к ним, чем мальчикам, но и подталкивают их к этому. Известны точки зрения взрослых на приемлемость различных родительских прикосновений к детям разного возраста (Harrison-Speake& Willis). Можно говорить о четких нормах: по мере того как дети переходят из категории дошкольников в категорию подростков младшего возраста, прикосновения признавались все менее приемлемыми, особенно это касается отцов и мальчиков. Вне зависимости от характера прикосновения, возраста ребенка, пола ребенка или родителя афроамериканцы менее одобрительно относились к родительским прикосновениям, чем белые респонденты.

Родители обнимают ребенка

Несколько наблюдений, касающихся тактильного поведения, были сделаны среди детей разного школьного возраста. По данным одного исследования, мальчики, посещающие дошкольные воспитательные учреждения, чаще прикасались к воспитателям, чем к воспитательницам, а девочки не делали никакого различия между ними. Сами учителя обычно чаще прикасались к детям, принадлежащим к их собственному полу (Perdue & Connor). Наблюдение за поведением детей в начальной школе и в неполной средней школе позволило сделать следующие выводы: начиная с детского сада и по 6-й класс количество прикосновений неуклонно уменьшается, однако превосходит количество прикосновений среди взрослых (Willis & Hoffman; Willis & Reeves). Аналогичная тенденция сохраняется и в неполной средней школе, где количество прикосновений примерно в два раза меньше, чем в начальной. Наибольшее количество прикосновений приходится на пары друзей одного пола. Афроамериканские дети, особенно девочки, чаще других демонстрируют тактильное поведение. Учащиеся начальной школы прикасаются преимущественно руками, а в средних классах «в ход идут» прикосновения плечом к плечу и локтем к локтю. Девочки, ученицы средних классов, начинают демонстрировать более агрессивные прикосновения, а мальчики прикасаются к разным частям тела в первую очередь потому, что в этом возрасте игры часто заканчиваются драками. В подростковом возрасте тактильные опыты с представителями своего пола, а потом и с представителями противоположного пола приобретают все большее значение.

Ранние тактильные опыты имеют решающее значение для дальнейшего умственного и эмоционального развития. Дети, у которых в младенчестве было мало физических контактов, позднее начинают ходить и говорить. Некоторые трудности в чтении и задержка речи тоже связаны с недостатком тактильной коммуникации в раннем детстве. С этой же причиной во многом связана и агрессия взрослых.

Эшли Монтегю (Ashley Montagu), поддерживая идею о том, что удовлетворение потребности в тактильных ощущениях в младенчестве и в детстве имеет важнейшее значение для формирования в будущем здорового поведения, ссылается на многие исследования животных и людей. Монтегю придерживается точки зрения, что невозможно держать ребенка на руках слишком много, потому что «мозг и нервная система человека точно так же, как мозг и нервная система саламандры, развиваются лучше в ответ на стимуляцию извне». Результаты известных экспериментов с «суррогатным материнством»  подтверждают данные о важности прикосновений для младенцев, полученные при изучении животных (Harlow). Автор создал из проволоки фигуру обезьяны-матери и обеспечивал детенышей молоком и защитой. Потом он создал другую фигуру из губчатой резины и махровой ткани и не давал детенышам молока. Поскольку детеныши регулярно предпочитали «маму»  из губчатой резины и махровой ткани, Харлоу пришел к выводу о том, что для обезьян тактильный комфорт более важная составляющая отношений матери и ребенка, чем пища как таковая. Психологически вскармливание было менее значимо как источник пищи и более значимо как источник успокаивающего прикосновения.

Кто к кому прикасается, когда и как часто?

Частота и характер прикосновений, которые испытывает взрослый человек, изменяются в широких пределах и зависят от личности и пола, а также от ситуации, культуры и отношений, в которые он вовлечен. Есть сведения о супругах, которым либо нечего сказать друг другу, либо настолько трудно добиться близости с помощью вербального контакта, что физическая близость во время секса становится едва ли не главным средством общения. Многие факторы в развитии американского общества привели к широко распространенному мнению о том, что прикосновения — прерогатива исключительно близких и интимных отношений, а это, в свою очередь, привело к представлению о том, что по своей природе все прикосновения в той или иной степени чувственны. Ирония заключается в том, что, возможно, люди, связанные длительными интимными отношениями, прикасаются друг к другу реже и менее «интимно», чем те, чьи романтические отношения только начинаются или восстанавливаются после утраты прежней близости (Emmens & Dindia; Guerrero & Andersen; McDantel & Andersen). Для людей, состоящих в длительных романтических отношениях, качество прикосновения, скорее всего, заменяет количество прикосновений, необходимых для того, чтобы устанавливающиеся отношения стали интимными. Супруги также более склонны отвечать прикосновением на прикосновение, чем те, кто «просто встречается» (Guerrero & Andersen).

Есть люди, которым чрезвычайно неприятны случайные прикосновения в переполненной электричке или в театральном фойе, особенно женщинам, если к ним прикасаются мужчины, и мужчинам, если к ним прикасаются мужчины. Существует множество объяснений подобных реакций. Есть те, кого с раннего детства приучают не прикасаться к некоторым одушевленным и неодушевленным объектам. Их учат не прикасаться к собственным телам, а в более взрослом возрасте — не прикасаться к телу романтического партнера. Родители стараются вести себя так, чтобы дети не видели их интимных прикосновений друг к другу. Детей предостерегают от прикосновений как от чего-то «некрасивого» или «плохого» и наказывают соответствующим образом. Благодаря такому опыту некоторые люди в любых ситуациях становятся «неприкасаемыми».

vlyublennye-obnimayutsya-2438-4Некоторые авторы попытались определить личностные характеристики тех индивидов, кому прикосновения доставляют удовольствие, и тех, кто негативно относится к ним (Andersen, Andersen, & Lustig; Deethardt & Hines). Иногда эти исследования основываются на самоотчетах об уклонении от прикосновений и о реакциях на них. К счастью, многие исследования доказали, что описание самого себя как человека, избегающего или не избегающего прикосновений, чрезвычайно валидно. Люди, избегающие прикосновений, обычно стоят в стороне от других, негативно реагируют на прикосновения в житейских ситуациях, реже прикасаются к романтическим партнерам на публике, нередко у них низкая самооценка, и среди них много протестантов и иудеев (Andersen). По сравнению с теми, кто положительно воспринимает прикосновения, «неприкасаемые» более нервные и напряженные, они менее удовлетворены своими телами и более подозрительны, они также социально менее активны, а их суждения более авторитарны или консервативны. Мужчины чаще признают себя «неприкасаемыми», чем женщины. Взрослые, настроенные более позитивно в отношении прикосновений, более сговорчивы, более открыты всему новому и менее предрасположены к нервным заболеваниям, чем те, кто настроен негативно (Dorros, Hanzal, & Segrin).

Отдельные ситуации способствуют или препятствуют тактильному поведению. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о том, что в общественных местах (а именно в общественных местах проводится большинство исследований, основанных на наблюдении) прикосновения чрезвычайно редки. Так, авторы одного исследования в общественных местах наблюдали за 4500 парами и нашли, что за период наблюдения только 15% пар обменивались прикосновениями (Hall & Veccia). Аналогичные данные получены и в результате наблюдений в общественных местах, находящихся в разных уголках Европы (Remland,Jones, & Brinkman). За период наблюдения лишь 9% пар обменивались прикосновениями.

Изучив мнения разных людей о характере прикосновений, Хенли (Henley) пришел к выводу, что, вероятность прикосновения возрастает в следующих ситуациях, основанных на власти, близости и эмоции:

  1. сообщение информации или совета (но сравнению с ситуациями, связанными с просьбами о них);
  2. приказание (по сравнению с ситуациями, связанными с исполнением приказа);
  3. просьба об одолжении (по сравнению с ситуациями, связанными с согласием исполнить ее);
  4. желание убедить кого-то (по сравнению с ситуациями, когда вас убеждают);
  5. участие в серьезном разговоре (по сравнению с участием в случайном разговоре);
  6. контакт на вечеринке (по сравнению с контактом на работе);
  7. сообщение волнующего известия (по сравнению с получением его от другого человека);
  8. получение тревожного сообщения от другого человека (по сравнению с передачей подобного сообщения).

Встречи и прощания в терминалах аэропортов — это такие коммуникативные ситуации, в которых можно наблюдать гораздо больше прикосновений, чем в обычной жизни. По данным одного исследования, 60% людей здороваясь, прикасались друг к другу; по данным другого исследования, 83% находившихся в терминалах людей прикасались друг к другу (Greenbaum & Rosenfeld; Heslin & Boss). Авторы второго исследования обратили внимание также на то, что вероятность прикосновений больше при прощании, чем при встрече. Чем сильнее эмоция (о чем можно судить по выражению лиц) и чем более близкими кажутся отношения, тем больше вероятность увеличения количества прикосновений. Было показано, что настоящая близость, такая как в романтических отношениях, в отличие от дружбы прогнозирует количество взаимных прикосновений в публичных местах (Afifi & Johnson; Guerrero). Термин признаки близости (tie signs) относится к разным проявлениям, свидетельствующим о характере отношений, включая и тактильное поведение (Goffman).

Другая ситуация, в которой количество прикосновений значительно выше, чем обычно бывает на публике, — командный спорт. Авторы одного исследования, наблюдая за тактильным поведением игроков в боулинг во время матча на первенство лиги, пришли к выводу, что его интенсивность значительно превышает интенсивность тактильного поведения в обычных социальных ситуациях (Smith, Willis, & Gier). Когда сосчитали количество прикосновений на поле во время игр бейсбольной и софтбольной команд колледжа, оказалось, что за период времени, когда одна команда или игрок отбивают мяч, совершается 20 прикосновений (Kneidinger, Maple, & Tross).

Антропологи и путешественники, как и исследователи, обратили внимание на то, что характер прикосновений, существующих в разных культурах и у разных национальностей, различен. Одни культуры чрезвычайно «тактильны», а другие придерживаются правила «руки прочь» (DiBiase & Gunnoe; McDaniel & Andersen). Отметим только, что культуры отличаются друг от друга общим количеством прикосновений, контекстуальными правилами, регламентирующими, когда и как люди прикасаются, а также смысловой нагрузкой, которую несут прикосновения. Наука не очень преуспела в определении источников этих различий, однако весьма вероятно, что большинство прикосновений имеют в разных культурах одинаковый смысл, а нормы, касающиеся того, кто, к кому и когда может прикасаться, тесно связны с местными традициями. Наши знания о психологии тактильного и прочих форм невербального поведения основаны преимущественно на изучении белых американцев.

На паттерны прикосновений влияют пол и характер отношений. В своем классическом исследовании Джурард (Jourard) задавал разным людям вопрос о том, к какой части тела, по их мнению, прикасаются чаще всего. Он распространил среди студентов опросник, в котором они должны были отметить, к какой из 24 частей тела окружающих, по их наблюдениям, прикасались наиболее часто за последние 12 месяцев и к какой из частей их собственных тел разные люди чаше всего прикасались в этот же период времени. В категорию «разные люди» попали мать, отец, однополый друг и друг, принадлежащий к противоположному полу. Наряду с другими результатами Джурард также показал, что женщины более доступны прикосновениям перечисленных выше «разных людей», чем мужчины. Чаще других прикасаются матери и друзья, принадлежащие к противоположному полу. Отцы преимущественно прикасаются к рукам. Конечно, вероятность прикосновении человека, принадлежащего к другому полу, зависит в первую очередь от отношений между сторонами; они наиболее вероятны тогда, когда эти отношения действительно близкие (Stier& Hall).

Джурард провел свое исследование более 50 лет назад. Через 10 лет повторение этого исследования принесло практически те же результаты — за одним исключением (Rosenfeld, Kartus, & Ray). И мужчины, и женщины стали более благосклонно относиться к прикосновениям друзей, принадлежащих к противоположному полу, чем раньше, причем участились прикосновения к тем частям тела, которые обычно считались более интимными: к груди, животу и бедрам. Когда людей просят вспомнить, прикасались ли к ним, и если прикасались, то как часто, всегда есть опасность, что их воспоминания окажутся неточными. Было показано, что число частей тела, к которым на самом деле прикасались, было значительно меньше того, которое указали студенты, заполнявшие опросники (Jones). Похоже, что в том, что касается тактильного поведения, ожидания того, какие прикосновения должны были бы иметь место, оказывает серьезное влияние на ответы студентов.

Наблюдение за гендерными различиями в невербальном поведении поднимает много интересных вопросов о том, чем эти различия обусловлены. Была предложена гипотеза, согласно которой гендерные различия в тактильном поведении, как и в другом невербальном поведении, тесно связаны с гендерными различиями в доминировании и авторитарности, причем различия между мужчинами и женщинами отражают существующие в обществе различия между людьми, наделенными властью, и людьми, лишенными ее (Henley). Свидетельства в пользу этой гипотезы чрезвычайно неоднозначны, против нее говорит также отсутствие системных данных о гендерных различиях невербального поведения, в том числе и тактильного, связанных с доминированием и авторитарностью (Hall, Coats, & Smith LeBeau).