тренинг "Конфликты"

Тема нашего сегодняшнего семинара это  «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_konflikt.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашего сегодняшнего семинара это  «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.  Я напомню вам некоторые правила, которые вы должны соблюдать  на нашей сегодняшней встрече:

Правила работы в группе:

  • искренность в общении;
  • принцип активности;
  • каждый участник говорит за себя, от своего имени;
  • прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга;
  1.  «Давайте познакомимся».  Итак  

Чтобы начать нашу работу, нам необходимо познакомиться. Во время знакомства люди обычно называют своё имя.  Перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и напишите на них имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе нашей работы.

  1. Игра «Ситуация успеха».

Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как коллега по работе, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

          Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве коллеги по работе (успех).

3. Упражнение. Работа с ассоциациями к понятию «конфликт»

      В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Итак, поделитесь с нами какой какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:

•         если конфликт — это мебель, то какая?

•         если посуда, то какая?

•         если одежда, то какая? И т.п.

  1. РАЗМИНКА – Упражнение «Карандаши» (А.Г. Грецов)

Разбившись на пары, ваша задача заключается в том, чтобы попытаться удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание:

 не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

 Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Обсуждение. 

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

 Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Присядьте

  1. Упражнение “Руки” 

Ведущий просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?
  • как вы себя чувствуете?
  • какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. Поэтому в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.

  1. ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Работа в парах, но играем по кругу. Я предлагаю каждой паре слова,один человек начинает  фразу со слов  «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.

  1. Игра  « Невидимая  связь ».

Для  проведения  игры  потребуется  моток  прочных  толстых  нитей. Ведущий  просит  участников  игры  встать  в  круг  на  расстоянии  вытянутых  рук  и  закрыть глаза. Сам  ведущий  заходит  внутрь  круга  и  рассказывает  вводную  историю. «Известно, что  давным  - давно на  свете  жил  один  удивительный  человек. У  него были  длинные  седые  волосы  и  борода, поэтому  многие думали, что  он  стар  и мудр. Другие  же  видели  озорной  блеск  его глаз и говорили, что  он  молод. Этот человек  умел  то, чего  не  умели  другие. И  люди  называли  его  мудрецом. Никто не  знал, откуда  он  пришёл, но  говорили, что  раньше  он  был  обыкновенным человеком, таким  как  все. Менялись  поколения, а  мудрец  все  жил  среди  людей. И  они  ощущали  себя  под  его  защитой. И  вот  пришел день,  когда  мудрец  отправился  в  путь.  Он  обошёл  всю  Землю, и  узнал  многих  людей. И  удивился  мудрец, насколько  разными  были  эти  люди, их  характер, привычки, желания  и  стремления.

« Как  непросто  всем  уживаться  друг  с  другом, - думал мудрец, - что  бы  такое  предпринять? – размышлял  он. И  тогда  мудрец  сплел  длинную  тончайшую  нить. Задумал  он  обойти  добрых  сердцем  людей  и  связать  их этой  тончайшей  чудесной  нитью.

Далее  ведущий  продолжает  рассказывать  историю, обходя  каждого  участника  игры  и  вкладывая  ему  в руки нить. «Воистину  нить  - эта  была  уникальна. Гладкая, тонкая, она  была  совершенно  незаметна  для  человека, но, несмотря на  это, влияла  на  его  взаимоотношения  с другими  людьми. Те, кому  мудрец  передал  чудесную нить, стали  добрее, спокойнее, терпеливее. Они  стали  более  внимательно  относиться  друг  к  другу, стремились  понять  мысли  и  чувства  ближнего. Иногда  они спорили, но, о  чудо, нить  натягивалась, но  не  рвалась. Иногда  они  ссорились, и  нить  разрывалась, но  при примирении  оборванные  концы    связывались  вновь. Такой  узелок  напоминал  о  прошлой  споре. Что  сделали  люди  с  подарком  мудреца? Кто-то  бережно  берег, передавая  тайну  из  поколения  в  поколение.

Кто-то, не  ощущая  присутствия  нити, оставлял  на  ней множество  узелков, да  и  характер  его  постепенно  менялся  и  становился  « узловатый ». Но  главное, у  каждого  появилась  способность  протягивать  невидимые  нити  к  тем, кого  он  считал  близкими и  друзьями, соратниками  и  партнерами. Ведущий  на  последнем  участнике игры, стоящий  в кругу,  отрезает  нить  от  лотка  и  завязывает  концы. Таким образом, нить  образует  замкнутый  круг. Дорогие  друзья! – обращается  ведущий. Сейчас  вы  ощущаете  в  своих  руках  чудесную  нить, подарок  мудреца. Давайте  проверим, что  может  произойти, если каждый  потянет  её  на  себя. Она  натянется и  станет  «резать»  руки. Такие  отношения  некоторые называют   «натянутыми ».

  • А  если, - продолжает  ведущий, - кто-то  потянет  нить на  себя,  а  кто-то  не  станет  этого  делать? Что  будет, давайте  попробуем. Равновесие  круга  нарушается. Кто-то  оказывается  в  более  устойчивом  положении, а  кто-то  совсем  в  неустойчивом. О  таких  ситуациях  говорят:  « Он  тянет  одеяло на  себя ». Некоторые  люди, - продолжает  ведущий, - предпочитают надевать  эту  нить  себе  на  шею. Попробуйте. Тех  кто

сейчас  сделал  это, наверное, ощутили, как  больно  нить режет  шею. В подобных  ситуациях  люди  говорят: « посадил  себе  на  шею ». Разные  эксперименты  можно  проводить  с  этой  нитью,- продолжает  ведущий, - многие  люди  посвящают  этому

целую  жизнь. Натянут, разорвут, завяжут  узел, натянут  на шею, или вообще отпустят. Не на то  рассчитывал  мудрец, делая  людям  чудесный  подарок. Давайте  сейчас  найдем  такое  положение  и  натяжение  нити, которое  для  всех  будет  наиболее  удобным. И  запомним  это  состояние  каждой  клеточкой  нашего  тела.

Откройте глаза и займите свои места

Вопросы:

1. Каковы  ваши  впечатления  от  соприкосновения  с  чудесной  нитью, подарком  мудреца?

2. Что  было  легко, а  что  трудно, в  этой  игре?

3. Чему  эта  игра  может  научить?

Выводы: Всегда  есть  нечто, что  объединяет  людей. Ощущение  связи помогает  установить  доверительные  отношения  в  коллективе.

Комфортность  взаимоотношений  зависит  от  того, в  каком состоянии  находится  нить, натянутым  или  свободным. Экспериментируя  с  натяжением  нити, мы  символически проживали  различные  типы  взаимоотношений  друг  с другом. Среди  членов  коллектива бывают разные  эпизоды  в общении. Главное, чтобы  ни  происходило, уметь восстанавливать  комфортное  состояние  нити.

  1. Разделиться  на  две  команды. Доказать  достоинства  капусты  и картошки;
  1. группа – чем  полезна  капуста,
  2. группа – чем  полезна  картошка.

В  кругу  поделиться  ощущениями,  эмоциями.

 (Каждый  уверен  в своей  правоте  и  каждый  прав, мнение  каждого  имеет  право  на  существование).

  1. Упражнение “Другими словами

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен…”, “Это твоя обязанность…”, “С тобой невозможно разговаривать…”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями, ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные.

 Например, “Ты должен принести мне книгу”.

(Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

  • “Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
  • “Ты не должна была ходить на ту вечеринку”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку”);
  • “Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!” (“Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны”);
  • “Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”); “Меня обидели!” (“Я предпочла обидеться”);
  • “Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
  • “Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
  • “Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
  • “Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
  • “Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”).

Обсуждение: просто или сложно перефразировать?

Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

  1. Упражнение “Плюсы и минусы конфликта”

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Упражнение выполняется по кругу:

Первый человек называет позитивных следствий конфликтной ситуаций (т.е. плюс), второй человек называет  негативные последствия конфликта (т.е.минус).

Ведущий фиксирует ответы на доске. Если у кого-то возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить.

Итак, хотим мы того или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу. В конце концов, как гласит известная пословица, — нет худа без добра. Жить в мире и согласии — это замечательно, но все-таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное, несколько скучновато. Конфликты, по крайней мере, вносят в нашу жизнь некую «перчинку», которая позволяет лучше ощутить прелесть мира и согласия. Но, конечно, желательно, чтобы горечь такой «перчинки» не стала отравой. 

Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?

Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

Заключительное упражнения «Я хочу тебе пожелать…»

Учащимся предлагается передавать свечу из рук в руки продолжая фразу: «Я хочу тебе пожелать…»

        Психолог берет свечу в свои руки с фразой: «Я хочу всем вам пожелать, чтобы в вашей жизни было поменьше конфликтов, а если они возникали, затухали также легко и быстро  как эта свеча» (тушит свечу).

Спасибо за работу, всего хорошего!

Интернет

Знания

Фильм

Каникулы

Подарок

Телефон

Работа

Отпуск

Компьютер

Конфликт