Методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
В статье оописаны авторские методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kukhareva_u_shk_639.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Термин характеризует психическое состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Эмоциональному выгоранию способствуют следующие личностные установки, которые особенно присущи педагогам.
- мне нельзя ошибиться;
- я должен быть сдержанным;
- я не имею права быть предвзятым;
- я обязан во всем быть примером для подражания.
Выделяют три основные стадии синдрома профессионального выгорания:
1 стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Кроме личностных, внутренних - эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом внешних факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.
Все эти факторы приводят к высокой напряженности в работе учителей, что в свою очередь может способствовать появлению подавленности, апатии, чувству постоянной усталости, а иногда и грубости, несдержанности, оскорблению в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Попытки сдерживаться, «загонять» проблему внутрь себя приводят к равнодушию учителя или агрессивным реакциям, и становятся причиной стрессов для учителей и детей.
В профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов могут быть использованы методы групповой арт-терапии. Как известно арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека. Особенно на его эмоциональное состояние, арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, а так же не имеют ограничений и противопоказаний.
Цикл групповых занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости педагогов и активизации внутренних ресурсов для сохранения и восстановления своих эмоциональных сил.
В результате занятий возникают три основных эффекта:
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Методы, используемые в арт-терапии, предполагают, создание и работу с визуальными образами и одновременно с этим осуществляется взаимодействие между автором работы, психологом и другими членами группы. Таким образом, решаются сразу несколько задач. Изобразительная деятельность дает возможность участникам группы активизировать и использовать свои внутренние ресурсы, предоставляет дополнительные возможности для самовыражения, причем эти возможности многие никогда ранее не рассматривали, как способ релаксации или восстановления своих сил. Так же творческая деятельность в группе влияет и на внутригрупповую коммуникацию и на коммуникационные возможности участников вне группы. По оценкам участников групп такого рода творческая деятельность создает комфортную атмосферу внутри группы, благоприятно отражается на состоянии самих участников и их отношениях друг с другом, а так же способствует позитивному взгляду на окружающий мир.
С целью профилактики эмоционального выгорания педагогов в школе были созданы две группы. Первая группа состоит из администрации школы, заместителей директора. В ней занимается пять человек. Во вторую группу входят учителя школы, в ней – шесть человек. Занятия в первой и второй группе проводятся один раз в неделю в течение одного часа. Всего было проведено 12 занятий. Встречи в группах продолжаются до конца учебного года.
Опрос участников группы и наблюдения свидетельствуют о хорошей динамике эмоционального состояния участников группы. Как показывает практика, упражнения несут в себе положительный заряд, который присутствует у участников группы в течение нескольких дней. Так же раскрываются и активизируются коммуникативные ресурсы. Участники группы отмечают атмосферу доверия, комфорта, повышение интереса к работе, желание общаться с коллегами не только во время учебного процесса, но вне рабочего времени, снижение раздражительности.
Для выполнения заданий и упражнений от участников не требуется художественных способностей и навыков в изобразительной или другой творческой деятельности. При работе в такой группе используются не только традиционные бумага, карандаши и краски, но и различные природные материалы, которые могут быть заготовлены заранее самими участниками группы. В одной из групп участники сами заготовили все, что может потребоваться им для будущих занятий. Время прогулки и сбора различных растений, кусочков коры и других природных материалов так же может быть использовано для занятия в группе. По отзывам участников, эта встреча была наиболее запоминающейся и доставила им большое удовольствие.
Помимо известных в литературе методик и упражнений в работе описываемых групп применялись и разработки автора статьи.
Одним из самых интересных для участников упражнений является работа с «Волшебным песком». Участникам предлагается создавать различные объекты, придумывать истории, используя «песочницу». «Песочница» представляет собой ящик размером 60*50*15 см, плоскость для песка из белого непрозрачного оргстекла, подсвеченного снизу двумя желтыми лампочками по 15 вт. Участники группы создают «волшебный остров», «волшебный сад», пишут на песке различные варианты своего имени и т.п. Во время работы с такой «песочницей» происходит своего рода регресс, возвращение в детство, возникает чувство покоя, защищенности, ощущение беззаботности и легкости бытия.
Приведенные ниже упражнения, разработанные автором, так же могут быть использованы как арт-терапевтические методы в профилактике эмоционального выгорания педагогов при групповых занятиях.
«Калейдоскоп»
Материалы: бумага для рисования формата А3, большая кисточка для рисования, акварельные краски.
Участникам группы предлагается выполнить рисунок.
Инструкция:
1 этап: «Обратите свой взгляд на ваш внутренний мир. Рассмотрите себя внутренним взором и изобразите в абстрактной манере всё, что вы увидели на бумаге»
2 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»
3 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Представьте, что вы выбираете себе картину, какой из рисунков вы бы приобрели?»
4 этап: «Сверните рисунок в широкую трубку, изображением во внутрь, рассмотрите этот «Калейдоскоп» со всех сторон, расскажите о ваших впечатлениях»
5 этап: «Передайте свернутый в трубку рисунок соседу слева, возьмите рисунок своего соседа, рассмотрите его со всех сторон, расскажите о ваших впечатлениях»
6 этап: «После того, как ваш рисунок вернулся к вам, разверните его и сверните снова, но изображение должно быть на внешней стороне трубки. Теперь мы выворачиваемся «наизнанку», покажите себя другим. Рассмотрите все рисунки»
7 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»
«Волшебный сад»
Материалы: лист бархатной бумаги, природные материалы - засушенные растения (цветы, листья и т.п.), клей ПВА, кисточка для клея.
Инструкция:
1 этап: «Создайте для себя свой волшебный сад. Этот сад только ваш и только для вас. Он будет таким, каким вы захотите. С помощью природных материалов на бархатной бумаге сотворите свой волшебный сад»
2 этап: «Покажите ваш волшебный сад, расскажите о нем. Какой он? Что в нем есть? Как вы себя чувствуете в этом волшебном саду?»
3 этап: «Посмотрите на работы других участников группы. Расскажите о своих впечатлениях»
4 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»
«Радуга»
Материалы: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.
Инструкция:
1 этап: «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.» Упражнение повторить трижды
2 этап: «Нарисуйте вашу радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представляли взбираясь и съезжая с радуги»
3 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»
4 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях»
5 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»
Наблюдая результаты занятий, во время которых применялись описанные выше арт-терапевтические методы групповой работы, автором статьи было отмечено, что эти упражнения помогают педагогам снять напряжение, способствуют разрядке и повышению тонуса, устранению эмоциональной напряженности, ослаблению проявлений утомления, нормализуют эмоциональный фон, усиливают мобилизацию ресурсов организма и могут с успехом применяться в дальнейшей работе.