Конспект выступления на зональном семинаре – практикуме по диссеминации передового опыта педагогов-психологов «Интернет-травля. Миф или реальность?»

Лахмытко Наталья Михайловна

Цель: познакомить с понятием кибер-буллинг, освятить основные аспекты профилактической работы всех специалистов образовательной организации по предотвращению интернет-травли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

 «Учебно-методический центр»

Конспект выступления на зональном семинаре – практикуме по диссеминации передового опыта педагогов-психологов

«Интернет-травля. Миф или реальность?»

 Подготовила

педагог-психолог

МАОУ «Учебно-методический центр»

Лахмытко Н.М.

Наро-Фоминск, 2014

Цель: познакомить с понятием кибер-буллинг, освятить основные аспекты профилактической работы всех специалистов образовательной организации по предотвращению интернет-травли.

 Мы, люди, освоившие интернет уже в сознательном возрасте, привыкли к такому явлению, как троллинг. Во всяком случае, даже если нас огорчает тон собеседника в сети, мы просто покинем площадку общения и перейдем на новую. Другое дело – дети, у которых в силу возраста еще не сформировалась психика, для которых общение в сети нередко заканчивается травлей. Сообщения и комментарии, унижающие человеческое достоинство, оскорбления, преследования в сети Интернет – это всё обычная практика сегодняшних дней.

Появилось даже понятие кибер-буллинг, или травля в Интернете, которая представляет собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото- и видеоматериалов оскорбительного характера.

К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, плавно перебравшись в мир виртуальный. Но нельзя забывать, что Интернет — лишь инструмент для осуществления травли, а ее истоки могут быть как за его пределами, так и рождаться «здесь и сейчас» при интернет-взаимодействии, не связанном с событиями реального мира.

Специфика интернет-травли во многом обусловлена спецификой виртуальной среды:

  • она не зависит от посещения школы, поскольку может осуществляться в любое время;
  • возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным приводят к тому, что дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);
  • запугивание легко осуществимо с технической точки зрения. Для отправки негативного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышкой. Есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.

Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Агрессоры, вооружённые ноутбуками, смартфонами и прочими устройствами, беспрепятственно преследуют своих жертв в киберпространстве, отправляют им сообщения в любое время суток, взламывают реальные страницы в соцсетях и создают фальшивые. Даже самые эмоционально уравновешенные дети, пережив травлю, продолжают до малейших деталей помнить эти эпизоды даже через много лет.
Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против «жертвы» и вести настоящую травлю. При этом обидчик обычно занимает одну из двух позиций: ведет или анонимную борьбу, доставляя все сообщения от неизвестного «жертве» человека — виртуальной личности со специально созданного для травли аккаунта, или открытую борьбу от своего лица или от лица группы.

Способы интернет-травли разнообразны:

  • В социальных сетях, на электронную почту, в системах интернет-коммуникаций жертва получает запугивающие, уничижительные сообщения.
  • В социальных сетях создаются группы против «жертвы», где она высмеивается. Там размещаются ролики, тексты унизительного содержания, проводятся опросы из серии «Хотели бы вы, чтобы Петю выгнали из класса?».
  • На сайтах знакомств от имени «жертвы» размещаются анкеты непристойного содержания с указанием настоящей почты или телефона, а в социальных сетях создаются поддельные странички «жертвы», где размещается информация непристойного, унизительного характера.
  • Взламывается страничка «жертвы» в социальных сетях и там размещается неподобающая информация.
  • Поведение ребенка снимается на видео, а затем размещается в Интернете, порой в измененном виде. Студенты одного из московских вузов создали в социальной сети "В Контакте" группу, в которой публикуют карикатуры (зачастую злобные, а не смешные) на преподавателей, тайком фотографируя их во время занятий или заимствуя изображения из открытых источников. Преподаватели относятся к такому странному проявлению творческих способностей спокойно, и группа "художников" продолжает свою "работу" не первый месяц. Но одно дело — взрослые и повидавшие немало педагоги, а другое дело — 15-летняя школьница, которую таким же способом (публикацией фотографий с уродливыми и оскорбительными комментариями) пытаются травить одноклассницы.

Вышеперечисленными случаями дело, конечно, не ограничивается – мы лишь хотели наглядно продемонстрировать, что, если кто-то решил поиздеваться над ребенком в Интернете, возможностей у него огромное количество. И как отреагирует на это объект травли – заранее предугадать сложно.

Ученые установили, что так называемый  кибер-буллинг  подростки переносят куда тяжелее, чем физические издевательства. Эксперты призывают обратить на это особое внимание. При этом «жертва» часто предпочитает молчать, действовать в одиночку, полагая, что если она расскажет обо всем взрослым, родителям, педагогам, то ситуация усугубится.

Кроме того, часто ситуация усугубляется отсутствием доверия между взрослыми и детьми и непониманием всей серьезности ситуации со стороны взрослых. «Ну что такое может быть в Интернете?! Не обращай внимания!» — именно это часто думают и говорят взрослые, отмахиваясь от проблем ребенка, которому нужна помощь.

Поэтому всегда нужно стремиться к установлению доверительных отношений с ребенком, с пониманием относиться к любому сигналу о травле (в том числе и виртуальной), тогда будет больше шансов, что в сложной ситуации он поделится с родителями, с педагогами тревожной информацией. Взрослым узнать про травлю ребенка в Интернете сложно — обидчики шифруются. Подать сигнал может только сам ребенок или кто-то из его приятелей.

Ни один ребенок не может быть застрахован от интернет-травли. Как правило, причиной для моббинга может стать любая непохожесть на других. В ход идет все: высокий или, наоборот, небольшой рост; прекрасные способности к математике, или полное их отсутствие; «не тот» разрез глаз, «нерусская» фамилия, эмоциональная открытость или замкнутость, и даже большой размер ноги. Словом, все то, что субъективно выделяется из общего ряда. Проблема лишь в одном: есть ли в школе, которую посещает ваш ребенок, личность, которая мечтает самоутвердиться за чужой счет. Причем анонимно, а значит, безнаказанно - «ведь в виртуальном пространстве можно все, и за это ничего не будет».

Бой с тенью

Почему травля в интернете страшнее, чем школьные «разборки» в реальности? Европейские психологи объясняют это тем, что обидчик всегда как бы остается в тени. Ребенок не видит своего врага воочию, а потому не может дать ему отпор. Любой подросток – гораздо более ранимое создание, чем самый впечатлительный взрослый.

Беспомощность – еще одна составляющая этого кошмара. Это в реальной жизни жертва может попробовать наладить взаимопонимание с обидчиками, либо хоть как-то поставить их на место. В интернет-пространстве подобное невозможно. Страшит и массовость такого увлечения: известны случаи, когда движения вроде «Все кто против Марии!» набирали огромные обороты. В конфликт оказывались втянутыми сотни и тысячи пользователей, которые и в глаза не видели пресловутую Марию, и понятия не имели, о чем в принципе идет речь.

Родителей должно насторожить, если:

• ребенок проявляет беспокойство и нежелание идти в школу;

• внезапно перестает интересоваться интернетом, хотя раньше был увлечен им;

• нервничает при получении новых sms-сообщений или электронных писем.

Особенно следует быть внимательными родителям девочек-подростков от 12 до 16 лет: как свидетельствует профессор Себастиан Вахс из Бременского университета, именно эта категория в большинстве случаев подвергается интернет-атакам, к тому же юные девушки более впечатлительны, внушаемы, а значит, и более ранимы.

Последствия интернет-преследований для подростков вполне предсказуемы: тяжелые депрессии, нервные расстройства, а также попытки суицида – как, к счастью, не удавшиеся, так и, увы, реализованные.

14-летняя девушка повесилась из-за «травли» в сети. Девушка обратилась на сайте с личным сообщением: она боялась, что к ней вернется ее болезнь из детства экзема и поэтому решила обратиться за поддержкой к пользователям. Однако вместо слов сочувствия или каких-то советов она слышала только насмешки и рекомендации «поскорее умереть». Не выдержав унижения, она покончила жизнь самоубийством. 

СМИ возложили всю вину за случившееся на владельцев сайта. Однако они заявили, что если бы родители погибшей девушки уделяли бы ей должное внимание, трагедии можно было бы избежать.
Не стоит думать, что только девушки могут стать объектом интернет-травли в интернете.

Два года назад через социальные сайты был доведен до самоубийства 21-летний десантник. Его мать говорила: «Ведь он всегда был таким сильным и надежным. Служил в ВДВ, на Северном Кавказе, вооруженным бандитам противостоял, а тут вдруг сломился из-за каких-то глупостей». Бывшая девушка, зарегистрировавшись под анонимным именем, начала рассылать сообщения о нетрадиционной ориентации молодого человека. С тех пор на его странице в подписях к армейским фотографиям каждый день стали появляться все новые и новые армейские комментарии. Он не раз говорил, что не сможет пережить подобного позора, так как ребята из ВДВ таких шуток не понимают. 

Подобных примеров бесконечное множество. Возлагать всю ответственность за создателей сайтов просто бесполезно и лицемерно. Да, они могут заблокировать страничку пользователей, участвующих в травле, но это не спасет ситуацию а возможно, напротив, только усложнит ее.

Чтобы беды не случилось, нужно доходчиво объяснить ребенку, что свой номер телефона, электронный адрес и прочие контактные данные не стоит давать никому, кроме близких друзей и родственников. И, конечно же, нельзя беспечно относиться к паролям и другим настройкам безопасности. Кроме того, приучайте ребенка с самого нежного возраста с недоверием относиться к незнакомым людям, которые пытаются «подружиться» с ним в социальных сетях, и настойчиво посоветуйте не публиковать никакой личной информации о себе.

В идеале, конечно, каждый родитель должен отслеживать электронные контакты своего чада – это не шпионаж, а необходимая перестраховка. Но для этого нужен самый доверительный контакт с ребенком, который существует далеко не в каждой семье.

Если беда уже стряслась.

Ребенок стал объектом интернет-преследований?

Родителям:

  • Не рассчитывайте, что все утрясется само собой. Немедленно переходите к активным действиям. Но прежде всего объясните подростку, что вы не стали относиться к нему хуже.
  • Если травля происходит в соцсети, соберите улики, сохранив издевательские сообщения, и подайте жалобу ее администрации. На главной странице всегда есть ссылка, позволяющая связаться с координаторами проекта. Требуйте удалить все оскорбительные послания, а еще лучше – вообще «снесите» аккаунт своего чада.
  • Если над ребенком издеваются по телефону, сообщите об этом оператору мобильной связи. Если буллинг не прекратится, смените номер телефона.
  • В случае, если в травле виновны соученики ребенка, обратитесь к администрации школы. Однако насколько серьезно она отреагирует на проблему, зависит лишь от индивидуальных качеств педагогического коллектива. Ведь понятие интернет-травли у нас нигде не закреплено.

Зато действия интернет-хулиганов подпадают под целый «букет» статей УК РФ. От ст. 128. («Клевета») до ст. 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»); и от ст. 137 («Нарушение неприкосновенности частной жизни») до ст. 138 («Нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»). Так что если вы считаете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, обращайтесь с заявлением в правоохранительные органы.

Работа специалиста.

Как и в случае с реальной травлей, работа с травлей в Интернете начинается с выяснения ее причин. В дальнейшем от психолога требуется очень тактичная и продуманная работа со всеми участниками взаимодействия с учетом позиций всех сторон. Ведь часто жертвы сами провоцируют своих обидчиков. В любом случае ребенку, подвергшемуся травле, необходимо помочь выработать способы нежертвенного поведения, а обидчикам — осознать последствия своих поступков и недопустимость подобных форм поведения. Конечно, все созданные поддельные странички, ролики требуется незамедлительно удалить.

Какие подходы к  решению проблемы будут эффективными?

Наиболее эффективен комплексный подход. Западные коллеги используют для противодействия буллингу самые разные методы — начиная от создания специальных команд специалистов, которые выезжают в школу и работают со всеми участниками возникшего конфликта, заканчивая разного рода индивидуальной помощью детям. Специфика в том, что помощь должна быть направлена одновременно на всех участников этого процесса — на пострадавшего ребенка, на детей-«агрессоров», на детей, которые наблюдают за агрессией, на учителей. Ситуация буллинга очень травматична для всех участников.

Роль психолога в том, чтобы оценить сложившуюся ситуацию, помочь ее изменить, поддержать ребенка и родителей. Конечно, для этого специалисту нужны конкретные знания, поэтому мы, создавая семинар, стремились разработать его таким образом, чтобы участники научились распознавать травлю и выявлять основные мишени работы, оказывать помощь и детям-жертвам, и детям-агрессорам, общаться с учителями, активно заниматься профилактикой. Я уверена: когда психологи будут хорошо информированы о том, как действовать в ситуациях буллинга, они смогут привлечь  к решению этой проблемы и других специалистов, работающих с детьми. И вместе мы сможем помочь тем, кто очень нуждается в нашей помощи.

Работать с интернет-травлей специалист может как в реальной жизни, так и в Интернете, дистанционно общаясь с ее участниками. Ведь живое общение с «жертвой» и обидчиками не всегда можно осуществить: они могут находиться в разных городах (если речь идет об интернет-травле, не связанной с конкретной школой). Тогда в причине конфликта поможет разобраться анализ страничек в социальных сетях, сетевое консультирование. Специалист может анонимно или от лица «виртуальной личности» оказывать поддержку «жертве» в Интернете.

Как правило, участники негативного сетевого взаимодействия не готовы к открытому диалогу с психологом, да и реальных людей, окружающих жертву, не пускают в группы, настроенные «против». Здесь самому специалисту важно «не заиграться», понимая, что негативный виртуальный конфликт может быть крайне серьезен, а это требует профессионального вмешательства.

В идеале, кстати, было бы здорово ввести административную ответственность для родителей за шалости их детей. Ведь сейчас как — побил хулиган Вовочка отличника Коленьку, вызвали маму Вовочки в школу. Та руками разводит — «без отца растёт, что поделать». А вот если эту маму посадить на 15 суток, с письмом на работу… ну, Вы поняли идею. Интересно — есть такое уже в какой-нибудь стране?

Как быть? Советы.

Психологи «горячей линии» сайта «Дети России онлайн» сформулировали несколько советов. Они говорят о том, что нужно научить детей правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором или пытаться ответить ему тем же. Лучший способ испортить хулигану его выходку - отвечать полным игнорированием.

Убедитесь, что оскорбления из Сети не перешли в реальную жизнь, удалите личные данные ребенка со страницы, помогите ему заблокировать обидчика, а если травля назревает в классе - сообщите классному руководителю.

Родителям: Не торопитесь заводить страничку ребенку – пока он не научился общаться в реальном мире, в виртуальном ему делать нечего.

На сайте есть онлайн-чат с психологом. Если ребенок привык общаться виртуально, такой собеседник сможет дать несколько дельных советов. Да и родителям не вредно побеседовать со специалистом.

Кроме того, единый российский бесплатный телефон доверия тоже поможет справиться с ситуацией – 8-800-250-00-15.

Но важно понимать одну простую истину, уже упоминавшуюся выше: объектом травли в Сети может стать любой ребенок, в том числе и ваш сын или дочь. Даже если ваш сын – отличник, спортсмен, силач и любимец одноклассников (зачастую над детьми издеваются, тайком или открыто, из зависти). Более того, многие дети при определенном стечении обстоятельств могут стать теми самыми агрессорами, издевающимися над другими детьми. Даже если эти дети – добрые, тихие, и, по мнению взрослых, ни разу даже мухи не обидели.

«Чучело» онлайн

В прошлом году Фондом развития Интернета проводилось российское исследование. Вот некоторые его выводы.

Для детей Интернет в первую очередь не источник информации, а средство коммуникации. Поэтому дети чаще испытывают сложности в виртуальном общении. На первом месте кибербуллинг: травля, оскорбления, унижения. Он осуществляется сознательно, систематически и направлен против слабых. Все это похоже на ситуацию в фильме Ролана Быкова «Чучело». Если раньше ребенка травили в школе, а потом он шел домой и мог на время забыть о травле, то сейчас это процесс постоянный. Кроме того, теперь травлю видит целый город, а то и весь мир.

С буллингом сталкивался почти каждый четвертый ребенок, пользующийся Интернетом. Из них треть детей 11–12 лет переживает травлю чаще одного раза в неделю. Четверть российских детей признались, что за последний год оскорбляли кого-то в Интернете.

70% российских детей заходят в Интернет каждый день. Профили открыты у трети. Каждый третий ребенок считает, что родители не знают о его поведении в Интернете, поэтому чувствуют безнаказанность. Лишь четверть родителей пытаются вводить какие-либо ограничения на пользование Интернетом. Половина детей в той или иной степени игнорируют то, что говорят им родители об Интернете. Учителей они не слушают вовсе – только 7% признали авторитет педагога.

Устроить сетевую травлю очень просто, а вот противостоять ей — нет. Связаться с администрацией самих соцсетей и уговорить их удалить обидное сообщение с чужой страницы можно, но не всегда действенно. Побудить их и интернет-провайдера раскрыть информацию об интернет-хулигане может только полиция. Но и у правоохранителей есть четкий перечень вопросов, в которые они могут вмешиваться. Поэтому на данный момент, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а, точнее, их родителей и учителей, специалистов.

Поэтому равнодушных среди нас, взрослых, быть не должно!

Список литературы

1.Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь, 2004

2.Алла Ануфриева (журнал "Psychologies")

3.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.,1999

4.Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧЕРО, 2002. – 240 с.

Доктор Буч Лоуси Буллинг, самоубийство и убийство: понятие, оценка, предотвращение угроз по отношению к жертвам буллинга» (N.Y.: Routledge, 2011)

6.Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.

7.Кривцова С.В. Буллинг в школе VS cплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. – М.: Федеральный институт развития образования, 2011.

8.Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. – М.: Генезис, 2002. – 129 с.

9.Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.

10.Майкл Уильямс оригинал статьи опубликован в электронном журнале Explorations: E-journal of Narrative Practice http://www.dulwichcentre.com.au/explorations-2010-1-michael-williams.pdf

11.Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.

12.Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012

13.Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.

14.http://www.eltuicia.ru/internet-travlya-v-shkolax.html