Тренинг для школьников "Мир общения"
Тренинговое занятие предназначено для учащихся восьмых-десятых классов с целью развития коммуникативных навыков, внутренней раскрепощенности, закрепления знаний воспитанников о вербальном и невербальном общении, эффективных правилах взаимодействия друг с другом.
Занятие очень понравится подросткам, повысит их стрессоустойчивость, будет способствовать сплочению коллектива, налаживанию контактов "учитель-ученик". Тренинг поможет выявить проблемы группы или отдельных учеников, которые испытывают дискомфорт и, возможно, педагог найдет решение проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_mir_obshcheniya_dlya_podrostkov.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»
Тренинг для учащихся 8-9 классов
«Мир общения»
Подготовила педагог-психолог Курьянова Л.В.
п. Прикаспийский, Наримановский район
ноябрь, 2013 год
Дата проведения: 23.11.13
Цель: развитие коммуникативных навыков внутренней раскрепощенности, закрепление знаний воспитанников о вербальном и невербальном общении, эффективных правилах взаимодействия друг с другом.
Участники: воспитанники 8-9 классов
Материалы и оборудование: мяч, свисток
Ход тренинга:
Упражнение «Презентация»
Время: 10 минут
Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют себя группе.
Ведущий: Сейчас тот, у кого в руках мячик, должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик следующему участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Маргарита Николаевна, никто не знает что я…..»
2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его следующему участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например: Ваня, я узнала что ты…»
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым неожиданным?
Упражнение «Мне приятно с тобой общаться, потому что ты…»,
Время: 10 минут.
Цель: положительный настрой на работу.
Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам поздороваться друг с другом. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику и продолжают фразу.
Метафора общения. Настрой на работу
Время: 5 минут
Ведущий: Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути. Поэтому нам необходимо общаться друг с другом.
Упражнение «Закончи фразу»
Время: 15 минут
Ведущий: - Что же такое общение? Давайте выясним, что же для каждого означает «общение» одним словом или фразой. Высказывание участников. (Контакт-Беседа-Встреча-Разговор-Переговоры-Обмен информацией-Процесс восприятия и познания друг друга-Прием информации-Передача информации-Самовыражение-Поддержка-Взаимопонимание-Сплочение).
Ведущий: Общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т.е. вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 7%, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация – 93%.
Теперь давайте вспомним о правилах общения
Перед тем как вам сформулировать правила общения в нашем коллективе, я хотела бы вам рассказать о самых древних правилах общения. Мы живём в России, наше государство многонациональное, а также наша страна тысячелетней христианской традиции. Наши предки общались используя два золотых правила общения.
Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»
Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
Эти правила принято считать ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ ОБЩЕНИЯ.
Чтобы окружающим было приятно с вами общаться, и вы нашли хороших и верных друзей, важно научиться правильно общаться.
- Какие правила общения вы знаете?
• Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
• Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать искренней улыбкой.
• Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
• Называйте его по имени и так, как он хочет сам.
• Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
• Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
Упражнение «Продолжи фразу»
Время: 10 мин.
Цель: знать друг друга, саморефлексия.
Ведущий: Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача, не задумываясь, продолжить ее. Пример: Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…..
-Особенно меня раздражает, что я…
- Иногда люди не понимают меня, потому что я…
Упражнение «Да-Нет»
Время: 5-7 минут.
Цель: повышение общего тонуса группы.
Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.
Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.
Упражнение «Очередь»
Время: 10минут.
Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.
Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь), а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.
Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.
Обсуждение.
- Кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала»?
- Какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)
Упражнение «Строй»
Время -10мин.
Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы
Ведущий: Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Обсуждение
- Какие трудности вы испытывали?
- Нарушали ли вы правила поведения?
Игра «Голос тебе знаком?»
Время: 10 минут
Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Подростки встают в ряд («друг другу в затылок»), впереди стоит один водящий, каждый подходит и что - либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу.
Рефлексия. Обсуждение тренинга (обратная связь0
Время: 5 минут
Ведущий: Наше занятие подошло к концу и сейчас каждый из вас попробует высказать свое мнение о тренинге.
Вопросы:
- Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной?
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
- Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
- Что не понравилось? Почему?
Ведущий: Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!