Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов "Обучение навыкам Эффективного общения"
Данное занятие предназначено для педагогов с целью саморазвития и повышения профессиональной компетентности. Целью тренинга является развитие коммуникативных навыков и внутренней раскрепощенности, эффективных правилах взаимодействия друг с другом. Педагоги научатся убеждать своего собеседника, находить подход к людям, отработают умение найти аргументы в пользу своей позиции, обучатся эффективным способам общения
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Говоря об общении, следует вспомнить о средствах общения. Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим - тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д. Более подробно остановимся на вербальных средствах общения. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
В нейролингвистичеком программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо для того, чтобы лучше узнать и найти подход к каждому ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_obuchenie_navykam_effekt_obshcheniya.docx | 51.1 КБ |
obuchenie_navykam.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»
Тренинг для педагогов
«Обучение навыкам эффективного общения»
Подготовила педагог-психолог Курьянова Л.В.
п. Прикаспийский, Наримановский район
ноябрь, 2013 год
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков и внутренней раскрепощенности, закрепление знаний воспитанников о вербальном и невербальном общении, эффективных правилах взаимодействия друг с другом.
Задачи:
• отработать навыки убеждения
• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
• развить умение находить подход к людям
• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
• развитие умения невербального средства общения.
• обучить эффективным способам общения.
Материалы и оборудование: компьютер; проектор /презентация «Обучение навыкам
эффективного общения», краски, кисточки, ситуации, мяч, свисток
Ход тренинга:
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
• 1 хлопок — здороваемся как мужчины;
• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;
• 3 хлопка — здороваемся как женщины.
Упражнение «Комплимент» в кругу
Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом".
Все участники сидят в кругу, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Обсуждение: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?
Что для Вас означает понятие «эффективное общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?
Понятие «общение»
Что же такое общение? Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985,с.213). Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
Упражнение «Что такое общение…»
Ведущий: Только что вы услышали сложный термин и вероятно не запомнили и поэтому давайте для себя выясним, что же для каждого означает «общение» одним словом или фразой. Высказывание участников. (Контакт-Беседа-Встреча-Разговор-Переговоры-Обмен информацией-Процесс восприятия и познания друг друга-Прием информации-Передача информации-Самовыражение-Поддержка-Взаимопонимание-Сплочение).
Средства общения.
Ведущий: Говоря об общении, следует вспомнить о средствах общения. Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим - тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д. Более подробно остановимся на вербальных средствах общения. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Упражнение «Что за окном»?
Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Ведущий: Посмотрите в окно, и одной короткой фразой ответьте, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением, начинающихся с фразы «Я ВИЖУ, Я СЛЫШУ или Я ЧУВСТВУЮ». Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.
Ведущий: У каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».
Типы людей в нейролингвистическом программировании.
Ведущий: нейролингвистичеком программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника и наладить конструктивное общение с ними.
Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь. Как, правило, «визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на вопросы, инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена в письменном виде.
Взрослые и дети, относящие к категории «аудиалов», встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу же и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы аудиалы сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких людей в диалог с могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…», «Выслушайте меня…».
Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, людям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные собрания, длительные монологи.
Общаясь с «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих выводов.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить людьми на их языке, используя их активный словарь - важный фактор успешного общения педагога со всеми участниками образовательного процесса.
Упражнение «Репка»
Цель:Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини- лекции об особенностях «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Содержание:
Ведущий: Группа делиться на три подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика». Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «аудиал», «визуал», «кинестетик». Ваша задача - пересказать своими словами известную сказку «Репка» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке («аудиал», «визуал», «кинестетик»).
На подготовку вам дается 5 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.
Обсуждение:
- Насколько трудно или легко было выполнять данное упражнение?
- Можете ли сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих воспитанников или коллег?
- Сможете ли использовать полученные знания в своей работе?
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
«Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» | «Дискреты» | |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий. | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих | Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы. |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | Голова наклонена вбок | Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны | Движения свободные, плавные | Движения то скованы, то свободны | Движения не гибкие |
Дыхание | Высокое, грудное | Низкое, брюшное | В полном объеме | Ограниченное |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, медленный, мягкий | Мелодичный, ритмичный, меняющийся | Монотонный, прерывистый, густой |
Направление взгляда | Над окружающими | Под окружающими (снизу вверх) | Глаза опущены | Смотрит над толпой |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать | Скорее прикоснется, нежели посмотрит | Чтобы услышать не смотрит | Никакого зрительного контакта |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным. | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным. | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела. | Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым. |
«Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»
«Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» | |
Существительные | Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран | Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура | Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня |
Прилагательные и причастия | Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий | Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий | Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный |
Глаголы | Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д. | Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться. | Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать |
Словосочетания | Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д. | Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д. | Находит отзвук, звучит как, напрягать слух |
Выражения | Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д. | «Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д. | Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т.д. |
Техника "Я – высказывания".
Ведущий: еще одним из эффективных навыков общения может быть применение техники "Я – высказывания", особенно если вы хотите избежать каких-то мелких конфликтов, неприятных ситуаций.
Искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может ни кого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнёр как минимум просто теряется от неожиданности. "Я – высказывание" может и не дать мгновенного эффекта, но став вашей привычкой, многое изменит в вашем общении с воспитанниками детского дома.
Ведущий: Для освоения данной техники важно научиться хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в данный момент.
Рассмотрим схему "Я – высказывания".
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
"Когда это происходит…"
2. Точное название своего чувства в этой ситуации:
- "Я чувствую…(недоумение, раздражение, беспомощность и т.д.)"
- "Я не знаю как реагировать…"
3. Название причин этого чувства:
- "Потому что…"
- "Ведь я…"
- Упражнение «Я-высказывание»
Ведущий: По этой схеме попробуйте сформулировать "Я – высказывание" вместо "Ты – высказывания" в следующих ситуациях. Педагогам предлагается несколько ситуаций из жизни воспитанников детского дома.
"Ты – высказывания":
1. Ты опять опоздал с прогулки. Больше никуда не пойдёшь!
2. Ты постоянно уходишь с последних уроков. Ты бездельник и прогульщик.
3. Ты опять зашёл в грязных ботинках. Тебя совершенно не волнует, что коридор недавно вымыли.
4. Ты всегда грубишь педагогам, когда от тебя требуют соблюдения правил.
5. "Ты должен хорошо учиться!"
6."Ты должен соблюдать правила!"
- 7."Ты должен делать то, что говорит воспитатель!"
- 8 «Ты опять опоздал на обед!»
- 9. «Быстро заправь постель!»
- 10. «Перестань ругаться матом!»
- 11. «Сегодня ты будешь сидеть дома за двойку»
- 12. «Ты не пойдешь на футбол»
Рекомендации воспитателям детского дома для организации эффективного, бесконфликтного, конструктивного взаимодействия с подростками.
Как погасить возбуждённого подростка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимодействиях с ним?
Предлагаю эффективный приём: известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причём, предметом разговора часто выступает их собственное "Я": как я отношусь к тому или иному человеку, какой я – сильный или слабый? Разговаривайте чаще с подростками. Предметом разговора могут стать темы интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни! Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективным психотерапевтическим средством для воспитанника. Уже через месяц – два вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее. И, как следствие, будет реже нарушать дисциплину, начнёт учиться лучше.
Остановите монолог, организуйте диалог.
Как организовать диалог? Чтобы между воспитателем и подростком возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:
- - Если вы задаёте вопрос, подождите, пока ваш подросток не ответит на него.
- - Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением ребят.
- - Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов подростка.
- - Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать всё "коммуникативное пространство".
- - Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твоё мнение. Почему ты молчишь?", "Ты согласен со мной? Почему? Докажи, что я не права".
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.
- не обвиняйте – не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;
- не придумывайте – не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
- не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;
- не характеризуйте – не описывайте личность ребёнка, тем более говоря "ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
- не обобщайте – избегайте использования слов "всегда", "никогда" в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.
Покажите ребёнку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов "Как я тебя поняла…", "По-твоему мнению…", "Ты считаешь…", "Ты, наверное, расстроен тем, что…".
Попытайтесь вместе с ним определить, что следует делать. Лучше, если это будут "пошаговые" действия (во-первых, во-вторых и т.д.)
Утолите "тактильный голод" ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.
Ведущий: Теперь немного вспомним о невербальных средствах общения.
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между людьми без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Я подобрала слайды с наиболее распространенными жестами и позами. Посмотрите их.
Слайд 1 Это чисто женский жест. Обычно так скручивают ноги скромные и неуверенные в себе девушки. Вряд ли тут подойдет сильный напор. Для того, чтобы разговорить такого человека, нужно быть открытым и дружелюбным.
Упражнение «Парное рисование»
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Ведущий: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».
Упражнение «Подарок»
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации
Ведущий: Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (не вербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Рефлексия
- Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга?
- Что понравилось, что не понравилось?
Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!
"Ты – высказывания":
1. Ты опять опоздал с прогулки. Больше никуда не пойдёшь!
2. Ты постоянно уходишь с последних уроков. Ты бездельник и прогульщик.
3. Ты опять зашёл в грязных ботинках. Тебя совершенно не волнует, что коридор недавно вымыли.
4. Ты всегда грубишь педагогам, когда от тебя требуют соблюдения правил.
5. "Ты должен хорошо учиться!"
6."Ты должен соблюдать правила!"
- 7."Ты должен делать то, что говорит воспитатель!"
- 8 «Ты опять опоздал на обед!»
- 9. «Быстро заправь постель!»
- 10. «Перестань ругаться матом!»
- 11. «Сегодня ты будешь сидеть дома за двойку»
- 12. «Ты не пойдешь на футбол!»
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения | «Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» | «Дискреты» |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий. | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих | Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы. |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | Голова наклонена вбок | Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны | Движения свободные, плавные | Движения то скованы, то свободны | Движения не гибкие |
Дыхание | Высокое, грудное | Низкое, брюшное | В полном объеме | Ограниченное |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, медленный, мягкий | Мелодичный, ритмичный, меняющийся | Монотонный, прерывистый, густой |
Направление взгляда | Над окружающими | Под окружающими (снизу вверх) | Глаза опущены | Смотрит над толпой |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать | Скорее прикоснется, нежели посмотрит | Чтобы услышать не смотрит | Никакого зрительного контакта |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным. | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным. | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела. | Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым. |
«Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»
Используемые слова, выражения | «Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» |
Существительные | Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран | Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура | Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня |
Прилагательные и причастия | Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий | Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий | Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный |
Глаголы | Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д. | Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться. | Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать |
Словосочетания | Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д. | Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д. | Находит отзвук, звучит как, напрягать слух |
Выражения | Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д. | «Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д. | Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т.д. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте поздороваемся!
Подарите друг другу комплимент
Что за окном? Я вижу … Я слышу… Я чувствую…
Обучение техники «Я-высказывание» 1.Описание ситуации, вызвавшей напряжение 2. Точное название своего чувства в этой ситуации 3. Название причин этого чувства
Жест защиты
Жест неуверенности, сомнения и несогласия
Жест принятия решения
Жест уверенности в себе, в собственных силах
Переплетение ног
Спасибо за работу!
Комментарии
Тренинг для педагогов "Обучение навыкам эффективного общения"
Замечательный материал! Продумана практическая деятельность, которая сопровождается познавательным интересным материалом! Вы педагог творческий и практический, что очень радует! Браво!!!