Авторская адаптационная педагогическая разработка «Развитие памяти у обучающихся» для обучающихся 8-12 классов (групп) открытой (сменной) общеобразовательной школы Программа факультативного курса
Развитие памяти у обучающихся с использованием инновационных карточек развития по всем предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_pamyati_16.09.14.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО: Заседание МС МБОУ «О(С)ОШ № 1» Протокол № ____ от «__» ______20___г. Руководитель МС А.Б. Борисов ___________________ | РЕКОМЕНДОВАНО: ЭМС МАУ «ЦРО» г. Братска Протокол № ____ от «__» ______20___г. Директор МАУ «ЦРО» И.Н. Кускова ___________________ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № ____ от «___» _______ 20__ г. Директор МБОУ «О(С)ОШ № 1» Е.А. Колесникова __________________________ |
Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Развитие памяти у обучающихся»
для обучающихся 8-12 классов (групп) открытой (сменной) общеобразовательной школы
Программа факультативного курса
Автор разработки: Шилова
Татьяна Васильевна
Педагог - психолог МБОУ «О(С)ОШ №1»
Братск
2014 г.
П А С П О Р Т
авторской адаптационной педагогической разработки
I раздел (заполняется автором программы)
- Название разработки: «Развитие памяти у обучающихся»
- Форма разработки (программа учебного, факультативного, элективного курсов, спецкурса, воспитательная программа, программа дополнительного образования, учебно-методическое пособие, концепция, методические рекомендации…): программа факультативного курса.
- Образовательная область, учебный предмет: психология
- ФИО автора, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес ОУ: Шилова Татьяна Васильевна, педагог - психолог МБОУ «О(С)ОШ № 1», 665706, г. Братск, ул. Байкальская 43.
- Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители…): программа предназначена для обучающихся 8-12 классов (групп) открытой (сменной) общеобразовательной школы
- Количество часов на изучение программы (для учебных программ, программ факультативных, элективных, спецкурсов, программ дополнительного образования): 18.
- Основа для разработки: разработана на основе методических пособий: Аткинсон Р, Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. – М.: ЧеРо, 2000 г., Блонский П.П. Память и мышление – СПБ.: Питер, 2001 г.; Рогов Е.И. Настольная книга в образовании – М.: ВЛАДОС, 1996 г.
- Главная идея, целевая установка творческой разработки: развитие памяти у обучающихся 8-12 классов (групп), для успешного освоения школьной программы, имеющих негативный опыт в обучении, способствовать социализация обучающихся.
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
- Оценка авторской педагогической разработки администрацией школы: авторская программа факультативного курса «Развитие памяти у обучающихся» Шиловой Т.В., педагога - психолога, разработана в соответствии с миссией, целями и задачами школы по формированию общеучебных навыков, необходимых обучающимся для прохождения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.
- Сфера использования авторской педагогической разработки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: авторская программа факультативного курса «По развитию памяти у обучающихся» предназначена для реализации факультативного курса по психологии для обучающихся 8-12 классов (групп).
III раздел (заполняется экспертом экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперт ФИО
Председатель экспертно-методического
совета МАУ «ЦРО» г.Братска И.Н.Кускова
Согласие автора педагогической разработки
Я, Шилова Татьяна Васильевна, педагог - психолог МБОУ «О(С)ОШ №1» даю согласие на хранение авторской адаптационной педагогической разработки программы факультативного курса «Развитие памяти у обучающихся» в базе муниципального автономного учреждения «Центр развития образования» г. Братска, распространение и использование её в учебно-методических целях.
_____________/ Шилова Т. В.
13.05.2014 г.
Директору МАУ «ЦРО» г. Братска
И.Н.Кусковой
ЗАЯВКА
Администрация бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Братска просит экспертный методический совет МАУ «ЦРО» провести экспертизу авторской адаптационной педагогической разработки «Развитие памяти у обучающихся» программы факультативного курса для обучающихся 8-12 классов (групп) открытой (сменной) общеобразовательной школы (разработала педагог-психолог: Шилова Татьяна Васильевна).
Приложения: на страницах:
1. Авторская адаптационная педагогическая разработка «Развитие памяти у обучающихся» программа факультативного курса для обучающихся 8-12 классов (групп) «Открытой (сменной) общеобразовательной школы № 1» (разработала: Шилова Т. В., педагог - психолог)
2.Выписка из решения заседания школьного методического совета.
3. Рецензия
4. Паспорт программы
5.Согласие автора педагогической разработки
Директор МБОУ «О(С)ОШ № 1» Колесникова Е.А.
МП
Рецензия на авторскую педагогическую разработку
«Развитие памяти у обучающихся»
для обучающихся 8-12 классов (групп)
ФИО автора Шилова Т.В.
Название образовательной программы: Авторская педагогическая разработка «Развитие памяти у обучающихся» для обучающихся 8-12 классов (групп)
Программа факультативного курса.
№ п/п | Критерии и показатели | Соответствие критериям |
1 | Пояснительная записка | |
Актуальность программы | Обосновано | |
Новизна программы | Имеется | |
Цель программы | Достижимо | |
Задачи программы | Определены | |
2 | Учебно-тематический план | |
Количество часов | Определено | |
Разбивка на теоретический и практический виды занятий | Предусмотрено | |
3 | Содержание программы | |
Соответствие цели | Соответствие | |
Полнота содержания | Достаточно | |
Логика и системность содержания | Достаточно | |
4 | Методическое обеспечение программы | |
Разнообразие форм работы | Соответствует | |
Соответствие возрастным особенностям | Соответствует | |
5 | Диагностика результатов | |
Формы текущего и итогового контроля | Определены | |
6 | Список литературы | |
Оформление списка | Соответствует требованиям | |
7 | Общие сведения о программе | |
Оформление программы | Соответствует |
Особые отметки.
Курс предполагает использование специальных разработанных карточек, по основным предметам, а так же использование диагностик для выявления самочувствия, настроения, активности и уровня развития памяти. Данный факультативный курс призван способствовать повышению у обучающихся учебной мотивации и успеваемости, через проведение специальных упражнений, игр и других творческих заданий.
Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
При изучении факультативного курса предполагается использование материалов по всем предметам, что потребует от учащихся синтеза знаний, охватывающих целый спектр разделов математики, русского языка, литературы, биологии, химии, физики, истории, географии, обществознания.
Курс «Развитие памяти у обучающихся» ориентирован на учащихся 8-12 классов/групп. Рабочая программа рассчитана на 18 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, из расчета 0,5 ч. в неделю, согласно учебному расписанию.
Вывод: Программа рекомендуется к использованию в общеобразовательных школах.
Рецензент:
Касаткина Елена Александровна _______________________
педагог-психолог I квалификационная категория, МБОУ «СОШ № 34»
Рецензия на авторскую адаптационную педагогическую разработку «Развитие памяти у обучающихся» для 8-12 классов (групп)
педагога-психолога Шиловой Т. В.
Программа авторской адаптированной педагогической разработки факультативного курса «Развитие памяти у обучающихся» - для 8-12 классов (групп) составлена на основе методических пособий: Аткинсон Р, Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. – М.: ЧеРо, 2000 г., Блонский П.П. Память и мышление – СПБ.: Питер, 2001 г.; Рогов Е.И. Настольная книга в образовании – М.: ВЛАДОС, 1996 г.
Данная разработка составлена в соответствии с миссией, целями и задачами школы по формированию общеучебных навыков, необходимых обучающимся для прохождения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.
Курс «Развитие памяти у обучающихся» предполагает использование специально разработанных карточек по основным предметам, работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, будет способствовать повышению учебной мотивации и успеваемости обучающихся.
В программе обоснована актуальность реализации для обучающихся МБОУ «О(С)ОШ № 1», определены формы, методы и приемы используемые для успешного ее освоения.
Программа рассчитана на разновозрастную группу обучающихся 8 – 12 классов по 0,5 часа в неделю, 18 часов в год. Программа рассчитана на проведение регулярных еженедельных факультативных занятий с обучающимися.
Программа «Развитие памяти у обучающихся» включает следующие разделы: пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание программы, тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, используемая литература, приложения.
В пояснительной записке обосновано создание данной программы спецификой учебного заведения. Программа составлена в соответствии с положением об авторских педагогических разработках.
В программе определены основные формы и методы деятельности, критерии и нормы оценивания.
Цели и задачи программы реалистичны и выполнимы.
Вывод: Программа авторской адаптированной педагогической разработки «Развитие памяти у обучающихся» - факультативного курса для обучающихся 8-12 классов (групп) отвечает предъявленным требованиям и может быть рекомендована для использования в данном учебном учреждении.
Рецензент:_________________ Борисов А. Б., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель ШМС МБОУ «О(С)ОШ № 1».
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ
( дата 30.04.2014 г.) № 5
ПОВЕСТКА ДНЯ:
о рассмотрении авторской адаптационной педагогической разработки «Развитие памяти у обучающихся» - программа факультативного курса для обучающихся 8-12 классов (групп).
СЛУШАЛИ:
Борисова А. Б., который ознакомил членов методического совета с рецензией на авторскую адаптационную педагогическую разработку «Развитие памяти у обучающихся» - программу факультативного курса для обучающихся 8-12 классов (групп), разработанную педагогом-психологом Шиловой Т. В.
Алексей Борисович отметил, что основной целью данной авторской педагогической разработки является организация учебного процесса в рамках факультативного курса по психологии «Развитие памяти у обучающихся».
Целью курса «Развитие памяти у обучающихся» является развитие памяти у обучающихся 8-12 классов (групп), для успешного освоения школьной программы, имеющих негативный опыт в обучении, способствовать социализация обучающихся через использование специальных разработанных карточек, по основным предметам, а так же использование диагностик для выявления уровня развития памяти, самочувствия, настроения, активности.
В программе обоснована актуальность реализации для обучающихся МБОУ «О(С)ОШ № 1», определены формы, методы и приемы используемые для успешного ее освоения.
Программа рассчитана на разновозрастную группу обучающихся 8 – 12 классов по 0,5 часа в неделю, 18 часов в год. Программа рассчитана на проведение регулярных еженедельных факультативных занятий с обучающимися.
РЕШИЛИ:
- Одобрить авторскую адаптационную педагогическую разработку «Развитие памяти у обучающихся» - программу факультативного курса для обучающихся 8-12 классов (групп), разработанную педагогом –психологом Шиловой Т. В.
- Ходатайствовать перед экспертным методическим советом МАУ «ЦРО» о проведении экспертизы данной авторской адаптационной педагогической разработки «Развитие памяти у обучающихся».
Секретарь ШМС (Борисов А. Б.)
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Развитие памяти у обучающихся», разработана с целью формирования познавательной деятельности обучающихся, для успешного окончания образовательного учреждения.
Факультативная программа разработана на основе методических пособий: Аткинсон Р, Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. – М.: ЧеРо, 2000 г., Блонский П.П. Память и мышление – СПБ.: Питер, 2001 г.; Рогов Е.И. Настольная книга в образовании – М.: ВЛАДОС, 1996 г.
Актуальность программы:
На что опирается выпускник в своем стремлении окончить школу, какая мотивация им движет, какими способностями обладает? На эти вопросы есть ответы. Способности развиваются в деятельности, для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков.
К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном, младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Хорошая память у обучающегося определяется несколькими факторами: объем запоминаемой информации, скорость запоминания материала на уроке, как долго он может его помнить, с легкостью ли воспроизводит заученный материал.
Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают быстрей.
У обучающихся МБОУ «О(С)ОШ № 1» наблюдается недостаточный уровень развития памяти, это выражается в том что многие из учеников не знают таблицу умножения и не могут запомнить (выучить) ее, не могут решать простые арифметические задачи, не запоминают правила русского языка, медленно читаю, пропускают буквы и целые слова, ставят ударения в словах не правильно. У обучающихся нашей школы плохо развита долговременная память, они не могут надолго запоминать информацию. Обучающиеся пришли из разных школ п. Гидростроитель, практически все ученики не умеют организовать процесс запоминания, не могут разбить материал для запоминания, выделить опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами для запоминания. Все это негативно сказывается на результатах прохождения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.
Это обусловило необходимость создания программы «Развитие памяти у обучающихся».
Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, возможно повысить успеваемость у обучающихся и их учебную мотивацию. И как следствие это должно способствовать успешному прохождению государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего образования.
Новизна данной программы в том, что на занятиях будут использоваться специальные разработанные карточки, по основным предметам. Такие карточки помогут старшекласснику, который, например не знает таблицу умножения выучить ее и успешно применять на уроках математики.
Основная идея программы в том, что данное направление нацелено в первую очередь на развитие психических познавательных процессов в комплексе. Все мы понимаем, что от способности запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, чувства, движения, зависит наше умение сохранять и обогащать наши знания. Чем больше человек знает и умеет, чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести себе и обществу. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности, связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность.
Цель реализации программы - это развитие памяти у обучающихся для успешного освоения школьной программы, имеющих негативный опыт в обучении, их социализация в обществе через восстановление и развитие приемов запоминания.
Основными задачами реализации программы являются:
- развивать познавательный интерес через занятия на внимание, восприятие, интереса с использованием ИКТ;
- развивать логическое мышление, внимание, смысловую память через занятия с использованием математических задач, запоминание различных математических формул и таблицы умножения;
- развивать навыки быстрого чтения, развивать устойчивое внимание с использованием таблиц «Шульте».
Программа «Развитие памяти у обучающихся» включает следующие разделы: пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание программы, тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, используемая литература, приложения.
Методы, используемые при реализации программы:
Метод вербально-логического мышления «Мнемотехника» - для запоминания цифровой информации;
Метод конкретно-образного мышления «Эйдотехника» - развитие механической памяти на слова, развитие воображения;
Метод «Цицерон» - табличный вариант для развития пространственного воображения;
Метод «Айвазовского» - для тренировки зрительной памяти;
Психологическое тестирование – используется для определения психологического комфорта обучающихся на занятии;
Устный и письменный опрос - используется для получения необходимой информации в ходе проведения занятий;
Метод объяснения – на занятии данная методика поможет лучше освоить теоретический материал по развитию памяти.
Формы, приемы в соответствии с уровнями результатов деятельности:
Первый уровень – приобретение знаний и успешность в обучении (качество обучения);
Второй уровень - формирование учебной мотивации и положительной самооценки, через самостоятельные и контрольные работы;
Третий уровень – получение опыта и динамики развития познавательных процессов.
Планируемые результаты:
- Улучшение психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения;
- Повышение техники чтения;
- Повышение уровня мыслительных действий;
- Снижение эмоциональной напряженности.
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Развитие памяти у обучающихся» составлена и рассчитана на один год. В последующие годы тематическое планирование не изменяется, занятия остаются прежними.
Программа рассчитана на разновозрастную группу обучающихся 8 – 12 классов по 0,5 часа в неделю, 18 часов в год. Программа рассчитана на проведение регулярных еженедельных факультативных занятий с обучающимися.
Формы и методы контроля:
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- выполнение практических заданий;
- диагностика;
- анкетирование;
- самопрезентация;
- наблюдение;
- участие в олимпиадах, конкурсах.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за обучающимися в течение учебного года, позволяющее отследить:
- результативность деятельности учащегося;
- активность;
- аккуратность (умение красиво и четко писать);
- степень самостоятельности в их решении и выполнении.
Критерии и нормы оценивания:
1. Решение логических задач (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями).
- Удовольствие от занятий оценивается с помощью теста САН (самочувствие, активность, настроение). Диагностика проводится два раза в год: в начале и в конце года.
- Диагностика умственного развития с помощью теста (ШТУР) Диагностика проводится два раза в год: в начале и в конце года.
Требование к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- типы и виды памяти: образная память, словесно – логическая память, сенсорная память, эмоциональная память, кратковременная память, долговременная память, промежуточная память, эпизодическая память, семантическая память, процедурная память.
- процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание, припоминание.
- виды нарушения памяти: ослабление памяти (гипомнезия, гипермнезии, парамнезии), ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
- свойства памяти: точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания.
уметь:
- уметь оперировать представлениями и образами;
-научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное;
-делать простые умозаключения
- развивать познавательный интерес через занятия на внимание, восприятие, интереса с использованием ИКТ;
- развивать логическое мышление, внимание, смысловую память через занятия с использованием математических задач, запоминание различных математических формул и таблицы умножения;
- развивать навыки быстрого чтения, развивать устойчивое внимание с использованием таблиц «Шульте».
Использовать приобретенные знания и умения в образовательной и практической
деятельности и в процессе жизни.
Основное содержание программы
«Развитие памяти у обучающихся».
I Раздел «Диагностический»: Введение. Знакомство с программой. Виды памяти. Интересные факты о памяти. Упражнения на знакомство, сплочения коллектива «Солнце светит для того, кто..?»; «Наблюдательность», «Снежный ком»; «Бег ассоциаций». Первичная диагностика «Тест САН». Первичная диагностика «Штур». Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия.
II Раздел «Развивающий»: Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Упражнения на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания. Упражнения на развитие памяти, объема, прочности, точности, организованности. Развитие памяти по виду анализаторов: слуховой, зрительный, смешанный. Развитие оперативной смысловой памяти. Интересные факты о памяти. Выполнение практических заданий, решение логических задач. Участие в олимпиадах «Олимпус», «Переменка».
III Раздел «Аналитический»: Сравнительный анализ результатов диагностик. Повторные диагностики: «Тест «САН»», «Штур», «Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия». Упражнения на снятие стрессов, тревожности.
Занятия разработаны с использованием упражнений, предложенные Н.В. Цзеном и Ю.В. Пахомовым, адаптированными к школьным условиям.
Факультативный курс рассчитан на 18 часов, 0,5 часа в неделю, по 20 минут. Программа составлена для обучающихся 8 - 12 классов.
Факультативный курс «Развитие памяти у обучающихся» рассматривает понятие «память», «виды памяти», «виды нарушения памяти», «свойства памяти» включает практическую часть: занятия на развитие памяти, мышления, внимания, практические задания, участие в предметных олимпиадах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы программы «Развитие памяти у обучающихся». | Количество часов (0,5 ч/н) | Количество часов (1 ч/н) |
1 | I Раздел «Диагностический». | 2 | 4 |
2 | II Раздел «Развивающий». | 14 | 28 |
3 | III Раздел «Аналитический». | 2 | 4 |
Итого: | 18 | 36 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Развитие памяти у старшеклассников».
№ | Название темы | Дата | Примечание |
I РАЗДЕЛ «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ» | |||
1 | Виды памяти. Упражнения на сплочения коллектива «Солнце светит для того, кто..?»; «Наблюдательность». Диагностика «САН», Диагностика «Штур». | ||
2 | Интересные факты о памяти. Упражнения на сплочение коллектива «Снежный ком»; «Бег ассоциаций». Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р Лурия. | ||
II РАЗДЕЛ «РАЗВИВАЮЩИЙ» | |||
3 | Интересные факты о памяти. Упражнение на развитие памяти «Математические формулы»; «Наблюдательность». Практическое задание: «Логические задачи» | ||
4 | Интересные факты о памяти. Упражнения на развития внимания: «Стихотворение»; «Слова». | ||
5 | Интересные факты о памяти. Упражнения на развитие памяти: «Трудное - запомни!». | ||
6 | Повторение. Работа с компьютером. (Таблица умножения: классическая, таблица Пифогора, таблица квадратов). Практическое задание «Логические задачи» | ||
7 | Интересные факты о памяти. Упражнения на развитие мыслительной деятельности: «Перечень заглавий к рассказу»; «Сокращение рассказа». | ||
8 | Интересные факты о памяти. Упражнения на развитие мыслительной деятельности: «Логичность». Упражнения на развитие памяти: «Бег ассоциаций». | ||
9 | Участие в олимпиадах «Олимпус», «Переменка». | ||
10 | Интересные факты о памяти. Упражнения для развития быстрого чтения и устойчивого внимания: «Таблицы Шульте». | ||
11 | Интересные факты о памяти. Упражнения на развитие мыслительной деятельности: «Выражение мысли другими словами». Практическое задание: «Задача 1». | ||
12 | Повторение: «Математические формулы» Факты о памяти. Упражнения на развитие мыслительной деятельности: «Составление предложений»; «Поиск аналогов». | ||
13 | Интересные факты о памяти. Упражнения для развития быстрого чтения и устойчивого внимания: «Таблицы Шульте». Повторение: «Математические формулы». Практическое задание: «Логические задачи» | ||
14 | Интересные факты о памяти. Интересные факты о памяти. Упражнения на развитие памяти «Математические формулы» | ||
15 | Интересные факты о памяти. Упражнения на развитие мыслительной деятельности: «Перечень возможных причин»; «Построение системы причин». Практическое задание: «Логические задачи» | ||
16 | Факты о памяти. Упражнения на развитие критичности мышления: «Анаграмма»; «Построение сообщения по алгоритму». | ||
II РАЗДЕЛ «АНАЛИТИЧЕСКИЙ» | |||
17 | Повторная диагностика «Тест САН», Повторная диагностика «Штур». Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия. | ||
18 | Способы снятия стресса. Упражнение на снятие стресса «Отрезаю проблему». |
Используемая литература
1. Аткинсон Р, Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. – М.: ЧеРо, 2000 г.
2. Блонский П.П. Память и мышление – СПБ.: Питер, 2001 г.
3. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника – М.: Знание, 1982 г.
4. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте – СПБ.: Питер, 2002 г.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем мышление.- М.: РОСМЕН, Тверь, 2008 г.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем внимание.- М.: РОСМЕН, Тверь, 2008 г.
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем память.- М.: РОСМЕН, Тверь, 2008 г.
8. Грецов А, Бедарева Т. «Психологические игры для старшеклассников» - М.: Питер, 2008 г.
II. Интернет источники:
1.Методическая разработка по теме: «Программа по развитию памяти, мышления, внимания «Развивающие игры»». Автор – разработчик Николаева Ю.А. - сайт http://nsportal.ru/
2. Методическая разработка по теме: «Развитие памяти и мышления на занятиях «Интегрированный курс математики»». Автор – разработчик Редина Т.А – сайт http://festival.1september.ru/
Приложение № 1. Диагностика «Тест «САН»»
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник). Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
Обработка результатов и интерпретация
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы _____________________
Пол ______________ Возраст _________________
Дата _____________
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Весёлый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряжённый 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлечённый
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнурённый
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбуждённый
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный
Приложение № 2. Диагностика «Штур»
Школьный тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении). ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест
Время проведения субтестов:
Субтест | Число заданий в субтесте | Время выполнения, мин |
1. Осведомленность 1 | 20 | 8 |
2. Осведомленность 2 | 20 | 4 |
3. Аналогии | 25 | 10 |
4. Классификации | 20 | 7 |
5. Обобщения | 19 | 8 |
6. Числовые ряды | 15 | 7 |
Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами:
«Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!».
Количественная обработка
Все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
- первая - наиболее успешные - 10%;
- вторая - близкие к успешным - 20%;
- третья - средние по успешности - 40%;
- четвертая - малоуспешные - 20%; 1
- пятая-наименее успешные-10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий.
Качественная обработка
1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;
Отнесенность заданий субтестов 1 и 2 формы Б к разным областям знаний
Область знаний | № субтеста «Осведомленность» | |
Субтест 1 | Субтест 2 | |
общественно-политическая | 2, 4, 7, 13, 17, 18, 20 | 2, 3, 9, 11, 13, 14, 15 |
научно-культурная | 1, 3, 5, 6, 8, 9, 19, 11, 12, 14, 15, 16, 19 | 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12,16, 17, 18, 19, 20 |
2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.
Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.
По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;
3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения; :
- выявление типичных ошибок при установлении логических связей;
Отнесенность заданий субтеста 3 формы Б к разным типам логических связей
«род — вид» | №№ 4, 11, 13, 15, 16 |
«часть — целое» | №№ 10, 18, 23 |
«причина — следствие» | №№ 9, 12, 20, 21 |
«противоположность» | №№ 1, 6, 14, 25 |
«порядок следования» | №№ 19 |
«родоположенность» | №№ 2 |
«функциональные отношения» | №№ 3, 5, 7, 8, 17, 22, 24 |
Характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.
Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;
4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;
Отнесенность заданий субтеста 4 формы Б к разным типам понятий
Задания с абстрактными понятиями | №№ 3, 4, 8, 15, 20, 21 |
Задания с конкретными понятиями | №№ 1, 5, 6, 7, 9, 10, 13 |
Смешанные задания | №№ 2, 11, 12, 14, 16 |
5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям:
- определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам;
- выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;
6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и групповой: - на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления * представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:
- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;
- каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;
7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам;
Отнесенность заданий субтестов 3, 4 и 5 формы Б к разным школьным предметам
Школьный предмет | №№ субтестов | ||
Субтест 3 | Субтест 4 | Субтест 5 | |
Литература, русский язык | 3, 7, 11, 14, 18 | 1, 3, 8, 15, 19 | 10, 15, 19 |
Математика, физика | 1, 8, 10, 12, 15, 17, 22 | 4, 5, 11, 18 | 2, 4, 8, 9 |
История | 2, 9, 13, 19, 25 | 6, 7, 16, 20 | 6, 11, 13, 17 |
Биология | 5, 16, 21, 23 | 9, 13, 21 | 3, 7, 18 |
География | 4, 6, 19, 24 | 2, 10, 12, 14 | 1, 5, 12, 14, 16 |
Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие, как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
Приложение № 3. Диагностика памяти
(пиктограммы) методика А.Р. Лурия
Метод Пиктограмма, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.
Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:
Веселый праздник.
Тяжелая работа.
Развитие.
Вкусный ужин.
Смелый поступок.
Болезнь.
Счастье.
Разлука.
Ядовитый вопрос.
Дружба.
Темная ночь.
Печаль.
Справедливость.
Сомнение.
Теплый ветер.
Обман.
Богатство.
Голодный ребенок.
ИНСТРУКЦИЯ: Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание.
Через 5 минут после окончания чтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова и под каждой пиктограммой записать слово или словосочетание, которое они должны были запомнить, делая рисунок.
Необходимо расспросить, чем рисунок помог вспомнить слово или словосочетание.
Коэффициент запоминания можно вычислить по формуле:
К = П- Т х 100%
Т — количество правильно воспроизведенных сочетаний;
П — общее количество сочетаний, которые предъявлялись.
Приложение № 4. Конспекты занятий к разделу I
Занятие 1. Виды памяти. Упражнения на сплочения коллектива «Солнце светит для того, кто..?»; «Наблюдательность». Диагностика «САН», Диагностика «Штур».
Цель: обобщить знания о себе, создание условий для сплоченности коллектива, тренировка зрительной памяти.
Ход занятия:
- Виды памяти.
Память - основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Амнезия - отсутствие памяти.
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без
специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с
помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2) От приемов заучивания.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации.
- Упражнение «Солнце светит для того, кто.. ?».
Участники меняются местами в кругу по принципу «Солнце светит для того, кто сегодня пришел в белой рубашке» и т.д.
- Упражнение «Наблюдательность».
Обучающимся предлагается по памяти подробно описать школьный двор, коридор, путь из дома до школы. То, что они видели сотни раз. Можно записать свои описания, а затем сравнить их между собой и реальной действительностью. В итоге выявляются связи внимания и зрительной памяти.
- Диагностика «Тест «САН»»
- Диагностика умственного развития «Штур».
- Рефлексия.
Что нового я узнал(а) сегодня на занятии?
Я сейчас чувствую что…?
Приложение № 4. Конспекты занятий к разделу I
Занятие 2. Интересные факты о памяти. Упражнения на сплочение коллектива «Снежный ком»; «Бег ассоциаций». Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р Лурия.
Цель: диагностика интеллектуального развития, развитие фантазии и творческого воображения.
Ход занятия:
- Интересные факты о памяти.
Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.
- Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия (смотри приложение № 3)
- Упражнение на сплочение участников «Снежный ком».
Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.
Пример:
- Сергей строгий.
- Сергей строгий, Петр прилежный.
- Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
3. Упражнение «Бег ассоциаций».
Произносится два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания следующему игроку. Ведущий останавливает игру и предлагает кому – либо из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, он ориентирован на личное достижение и е участвует в игре.
- Рефлексия.
Что нового я узнал (а) сегодня на занятии?
Я сейчас чувствую что…?
Приложение № 4. Конспекты занятий к разделу II
Занятие 1. Интересные факты о памяти. Упражнение на развитие памяти «Математические формулы»; «Наблюдательность». Практическое задание: «Логические задачи».
Цель: формирование пространственного воображения, вербально-логического мышления.
Ход занятия.
- Что мы помним о памяти. Что стоит в коридорах школы? Что весит в коридорах школы на стенах?
- Упражнение «Математические формулы».
Обучающимся предлагается в течение нескольких минут изучить таблицу квадратов, отложить карточку и по памяти дать ответу в другой карточке. После обменяться с соседом карточками и выполнить проверку задания.
10 =100 | 22 =484 | 21 = 441 | 13 = 169 |
12 = 144 | 20 = 400 | 32 = 1024 | 33 =1089 |
11 = 121 | 23 = 529 | 30 = 900 | 31 = 961 |
14 = 196 | 34 =1156 | 25 = 625 | 16 = 256 |
24 = 576 | 35 =1225 | 15 = 225 | 26 = 676 |
10 = | 22 = | 21 = | 13 = |
12 = | 20 = | 32 = | 33 = |
11 = | 23 = | 30 = | 31 = |
14 = | 34 = | 25 = | 16 = |
24 = | 35 = | 15 = | 26 = |
- Упражнение «Наблюдательность».
Обучающимся предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели в сотни раз. Сравнить пересказ одного рассказчика с рассказом другого. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
- Практическое задание: «Логические задачи».
Грамотей решил купить яблок. Нужно было 8 яблок, каждое стоило 12 р. Родители ему дали денег (однорублёвыми монетами) и отправили. И мост с чёртом по-прежнему остался. У Грамотея был кошелёк вместимостью 120 монет. Ему нужно перейти по мосту 2 раза (туда и обратно). До того, как ему родители дали денег, у него их не было.
Ответ:
42 рубля.
42р * 2 - 24р = 60(р) - осталось после 1 раза
60р * 2 - 24р = 96(р) - осталось после 2 раза
12р * 8 = 96(р) - стоят яблоки
- Рефлексия
Что нового я узнал (а) сегодня на занятии?
Я сейчас чувствую что…?
Приложение № 5. Карточки – задания для развития
познавательных психических процессов.
Упражнение «Найди понятия»
Цель: развитие внимания, закрепление физических понятий по теме «Механическая работа» (физика)
Инструкция: в данной таблице спрятаны 5 понятий по теме «Механическая работа». Ваша задача заключается в том, что вы должны найти эти понятия.
ф | о | г | ц | ы | а | р | л | ж | э | и | с | к | у | ц |
ч | я | ч | с | м | и | т | ь | о | г | е | у | с | у | е |
и | н | ь | щ | р | е | ц | х | г | к | щ | ц | и | ь | ы |
ё | й | ы | а | о | д | р | а | б | о | т | а | н | к | а |
х | щ | г | н | е | к | г | в | р | е | ш | о | д | ъ | с |
э | ж | л | д | ж | о | у | л | ь | в | а | р | а | н | к |
ф | а | т | и | м | а | к | е | о | р | п | е | л | ж | а |
а | м | е | д | в | к | у | ц | ч | з | р | с | и | л | а |
о | б | р | и | с | к | о | р | о | с | т | ь | с | н | о |
с | л | о | б | е | к | а | а | в | а | л | е | г | у | д |
с | у | ц | а | л | щ | е | а | п | у | г | ж | э | и | м |
м | а | с | с | а | м | а | е | в | а | у | к | ш | э | ю |
Ответ:
ф | о | г | ц | ы | а | р | л | ж | э | и | с | к | у | ц |
ч | я | ч | с | м | и | т | ь | о | г | е | у | с | у | е |
и | н | ь | щ | р | е | ц | х | г | к | щ | ц | и | ь | ы |
ё | й | ы | а | о | д | р | а | б | о | т | а | н | к | а |
х | щ | г | н | е | к | г | в | р | е | ш | о | д | ъ | с |
э | ж | л | д | ж | о | у | л | ь | в | а | р | а | н | к |
ф | а | т | и | м | а | к | е | о | р | п | е | л | ж | а |
а | м | е | д | в | к | у | ц | ч | з | р | с | и | л | а |
о | б | р | и | с | к | о | р | о | с | т | ь | с | н | о |
с | л | о | б | е | к | а | а | в | а | л | е | г | у | д |
с | у | ц | а | л | щ | е | а | п | у | г | ж | э | и | м |
м | а | с | с | а | м | а | е | в | а | у | к | ш | э | ю |
Упражнение «Найди логическую связь» (математика)
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: сравнивая информацию в верхних и нижних клетках, следует найти логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.
13 | 62 | 81 |
Н | Ч | ? |
Ответ:
13 | 62 | 81 |
Н | Ч | Н |
13 – нечётное число, 62 – чётное, 81 – нечётное.
Упражнение «Геометрическая фигура» (геометрия)
Цель: развитие зрительной памяти, «разрядка».
Задание: один из учащихся на доске рисует геометрические фигуры, линии. Представленная композиция демонстрируется учащимся в течение 10-15 секунд, затем закрывается. Учащиеся должны как можно точнее передать то, что было нарисовано на доске. Затем рисунок открывается и учащиеся сверяются.
Упражнение «Анаграмма» (литература)
Цель: развитие мыслительных процессов.
Инструкция: расшифруйте анаграммы и исключите лишнее понятие.
СНЕИНЕ
РУВЕЕГТН
СТОЙЛОТ
ЕВЙКИСОДСОТ
Ответ: Есенин, Тургенев, Толстой, Достоевский. Лишнее – Есенин (поэт), все остальные являются писателями.
Упражнение «Климат России» (география)
Цель: развитие внимания, памяти в процессе освоения темы.
Задание: читая предложенные предложения в быстром темпе, мысленно выделяйте понятия, относящиеся к теме «Климат России». В конце строки, в пустой ячейке, запишите число, обозначающее количество слов и словосочетаний, встретившихся вам на строке по данной теме.
1 | холодныйфронтаантициклониитемператураииспаряемостьведдроыдо | |
2 | ыосадкиядавлениевпабоациклонатмосферныйфронттемператураывпп | |
3 | температуравоздухаувлажнениеосадкииспаряемостьнизменностьасап | |
4 | вадаклиматдождьтеплыйатмосферныйфронтрпыгкрпгкрпюрпмгпрмоп | |
5 | атемператураыцыклониосадкиветерываиспаряемостьантициклончелп | |
6 | климатическийпоясрпгфумрориморпиыгрилвфыооралоарклиматлпдл | |
7 | лвовалпрваопрхолодныйатмосферныйфронтоиросмирсдфыдахзшпмтт | |
8 | рваписпаряемостьоувлажнениелиоадлпвадлповдалпоыосадкилварвыо | |
9 | антициклонцуйушветерэвгкмызосадкихгаучциклонмуссоныйклиматп | |
10 | ьсвлыеоупивтсумарнаясолнечнаярадиацияъзальсгфцкриуоапивтаилоа |
Упражнение «Найди слово» (биология)
Цель: развитие внимания, закрепление понятий по теме «Основы генетики и селекции»
Инструкция: внимательно читая правую колонку, найдите и подсчитайте слова, которые указаны в левой колонке. Запишите в конце строки цифрой, сколько таких слов вы нашли на этой строке.
1 | ген | Генетика ген ген генотип генетика ген ген ген генетика гено | |
2 | гибрид | Гриб берег гибрид гибридизация гриб гибрид ген ген ген | |
3 | мутации | Дотации дотации мутации гибрид гриб мутации дотации ген | |
4 | генотип | Ген ген ген ген ген ген ген ген ген генотип ген ген фенотип | |
5 | генетика | Генетика ген ген генотип генетика ген ген ген гинетика гено | |
6 | наследственность | Наследственность нследственность наследственность след | |
7 | хромосома | Хлорофилл хлорелла хлороформ хлорка хлопок хлорофилл | |
8 | аутосома | Аут сом аутосома аутосома аутосома аутосома аутосома | |
9 | скрещивание | Скрищивание скрещевание скрещивание скрещивание | |
10 | ядро | Ядрица ядрышко яд язва язык яйцо ядро ядро ядро ядро |
Упражнение «Прочитай предложение» (химия)
Цель: развитие внимания, закрепление понятия «химия».
Задание: учащимся представляется карточка, на которой написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и даётся задание прочитать текст.
ХиМияЭтОнаукаовещеСтвахихсвойСтвАхпреврАщенияХвещесТвиявЛенИяхсопровождАющиХэтипРеврАщениЯ
Упражнение «Установи соответствие» (история)
Цель: развитие памяти, усвоение исторических событий.
Задание: установите соответствие между датой и событием.
1) 1814-1815 гг. | А) начало первой мировой войны |
2) 1870-1871 гг. | Б) Венский конгресс |
3) 1904-1905 гг. | В) Конец первой мировой войны |
4) 1914 г., август | Г)Русско-японская война |
5) 1918 г., 11 ноября | Д) Франко-прусская война |
Ответы: 1б, 2д, 3г, 4а, 5в