Тренинг для учителей " А какой он творческий ученик?"

Колегова Татьяна Геннадьевна

Об актуальности темы семинара «А какой он творческий ученик?» говорит тот факт, что ФГОС ориентирует школу на создание «…условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей, …». Таким образом, развитие творческих способностей учащихся является социальным заказом для школы. Однако многие педагоги испытывают трудности в работе с одаренными детьми. По исследованиям Московского гос.псих-пед университета (Юркевич Виктория Соломоновна, руководитель Ресурсного центра одаренности) 60% учителей не имеют достаточно представлений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах их выявления, ни о стратегиях и моделях их обучения. А ведь такого рода знания необходимы всем учителям, далеко не всегда учитель замечает ребенка с высоким интеллектом. Как пишет Н.С.Лейтес, «некоторым учителям кажутся мешающими ученики с необычайными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью». Такой ребенок может оказаться в любом классе, в любой школе, у любого учителя, и необходимо, чтобы его заметили, не упустили. Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области развития творческого мышления учащихся в условиях общеобразовательной школы. Задачи: 1. Информирование об особенностях проявления творческого мышления. 2. Ознакомление с трудностями, встречающимися в работе творческого развития учащихся. 3. Овладение приемами и способами развития творческой мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_uchiteley_a_kakoy_on_tvorcheskiy_uchenik.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг «А какой он творческий ученик?

Вам не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо

1. Творческий ученик  - какой он?  Какие трудности возникают у нестандартно творчески мыслящих учеников?

- Прежде, чем поговорить об этом, я предлагаю Вам посмотреть видео сюжет (ролик) (просмотр мультфильма) 2 мин.

 - Какую проблему Вы увидели?  (Ответы: как сохранить креативность?)

Вывод: Творческое нестандартное мышление резко возрастает, если обучение происходит сообща, радостно, не соперничая, а помогая друг другу.

2. Интерпретация  картинок ( Тест на креативность, разработанный Дж.Гилфордом)

Всегда ли это бывает, возможно?

Предлагаю вам выполнить задание «Разминка для ума». Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено. (Предлагается 3 рисунка, допускающих различные интерпретации (в т.ч. юмористические). На каждую картинку получить 2-3 ответа и предложить следующую) На все ответы отвечать: нет, вы не правы, еще думайте, да это же так просто! (В общем, ни один ответ не одобрить)

1.Концентрические  окружности (круги на воде, пирамида, вид внутри трубы, мишень)

2.Два круга в большом (яблоки на тарелке, две бочки в трубе)

3.Синусоида (скакалка, горы, график)


- Что чувствуете сейчас, что хочется сделать? (
будут негативные переживания, возможны ответы "ничего уже не хочу, хочется спорить, злюсь, растерян" и т.д.)


- Вызвала ли моя реакция желание продолжать, думать, искать решения? (нет)
- Позволит эта ситуация проявить ребенку свои знания, креативность и творческий нестандартный подход?
(нет)

- Для того, чтобы ребенок мог свободно мыслить, был любознательным и обладал пытливым умом, необходимо поддержать его, создать особые условия на уроке.

-один из методов, который позволит ребенку проявить креативность, быстроту и гибкость мышления – это метод «Мозговой штурм». Не всегда в задаче бывает только один правильный ответ. Мозговой штурм дает возможность увидеть множество решений.

3.Прием «Странные отгадки»

Это задание лучше провести со всей группой.

Вспомните загадки. У вас не возникало вопроса: почему в загадке «Сто одежек и все без застежек» – это именно капуста? А какой еще может быть ответ? (Лук, цветная капуста, матрешки.

Давайте поищем отгадки при помощи  метода «МШ».

Ваша задача:

1. Прочитать загадку и написать как можно больше вариантов ответов, ответы принимаются ВСЕ.

2. Выбрать наиболее креативные.

Дается загадка и время на работу.

  1. Сам плут, а голова с пуд ( одуванчик, гвоздь, вентилятор, фонтан, дуб, чупа-чупс, салют, одаренный ребенок и т.д.)
  2. Вы не трогайте меня, обожгу и без огня (Хлорка, утюг, йод, зеленка, чайник, батарея, перец, горчичник, чеснок и т.д.)
  3. Ни окон, ни дверей полна горница людей (Огурец, арбуз, мешок картошки, площадь и т.д.)

Ответы озвучиваются. Посмотрите, как много интересных, необычных ответов!

 Что вы могли сказать СЕЙЧАС, было ли желание творить, предлагать новые идеи?

(Использование метода «МШ»- помогают нам производить поиск необычных ракурсов рассмотрения информации, поиск оригинальных, весьма странных, однако вполне допустимых ее трактовок)

Вывод: Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить, надо думать около». Надо смотреть шире и не ограничивать мышление детей единственно верным ответом.

Если перефразировать К. Г.  Паустовского: «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается творческая личность»