Тренинг для учителей " А какой он творческий ученик?"
Об актуальности темы семинара «А какой он творческий ученик?» говорит тот факт, что ФГОС ориентирует школу на создание «…условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей, …». Таким образом, развитие творческих способностей учащихся является социальным заказом для школы. Однако многие педагоги испытывают трудности в работе с одаренными детьми. По исследованиям Московского гос.псих-пед университета (Юркевич Виктория Соломоновна, руководитель Ресурсного центра одаренности) 60% учителей не имеют достаточно представлений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах их выявления, ни о стратегиях и моделях их обучения. А ведь такого рода знания необходимы всем учителям, далеко не всегда учитель замечает ребенка с высоким интеллектом. Как пишет Н.С.Лейтес, «некоторым учителям кажутся мешающими ученики с необычайными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью». Такой ребенок может оказаться в любом классе, в любой школе, у любого учителя, и необходимо, чтобы его заметили, не упустили. Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области развития творческого мышления учащихся в условиях общеобразовательной школы. Задачи: 1. Информирование об особенностях проявления творческого мышления. 2. Ознакомление с трудностями, встречающимися в работе творческого развития учащихся. 3. Овладение приемами и способами развития творческой мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchiteley_a_kakoy_on_tvorcheskiy_uchenik.docx | 50.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг «А какой он творческий ученик?
Вам не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
1. Творческий ученик - какой он? Какие трудности возникают у нестандартно творчески мыслящих учеников?
- Прежде, чем поговорить об этом, я предлагаю Вам посмотреть видео сюжет (ролик) (просмотр мультфильма) 2 мин.
- Какую проблему Вы увидели? (Ответы: как сохранить креативность?)
Вывод: Творческое нестандартное мышление резко возрастает, если обучение происходит сообща, радостно, не соперничая, а помогая друг другу.
2. Интерпретация картинок ( Тест на креативность, разработанный Дж.Гилфордом)
Всегда ли это бывает, возможно?
Предлагаю вам выполнить задание «Разминка для ума». Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено. (Предлагается 3 рисунка, допускающих различные интерпретации (в т.ч. юмористические). На каждую картинку получить 2-3 ответа и предложить следующую) На все ответы отвечать: нет, вы не правы, еще думайте, да это же так просто! (В общем, ни один ответ не одобрить)
1.Концентрические окружности (круги на воде, пирамида, вид внутри трубы, мишень)
2.Два круга в большом (яблоки на тарелке, две бочки в трубе)
3.Синусоида (скакалка, горы, график)
- Что чувствуете сейчас, что хочется сделать? (будут негативные переживания, возможны ответы "ничего уже не хочу, хочется спорить, злюсь, растерян" и т.д.)
- Вызвала ли моя реакция желание продолжать, думать, искать решения? (нет)
- Позволит эта ситуация проявить ребенку свои знания, креативность и творческий нестандартный подход? (нет)
- Для того, чтобы ребенок мог свободно мыслить, был любознательным и обладал пытливым умом, необходимо поддержать его, создать особые условия на уроке.
-один из методов, который позволит ребенку проявить креативность, быстроту и гибкость мышления – это метод «Мозговой штурм». Не всегда в задаче бывает только один правильный ответ. Мозговой штурм дает возможность увидеть множество решений.
3.Прием «Странные отгадки»
Это задание лучше провести со всей группой.
Вспомните загадки. У вас не возникало вопроса: почему в загадке «Сто одежек и все без застежек» – это именно капуста? А какой еще может быть ответ? (Лук, цветная капуста, матрешки.
Давайте поищем отгадки при помощи метода «МШ».
Ваша задача:
1. Прочитать загадку и написать как можно больше вариантов ответов, ответы принимаются ВСЕ.
2. Выбрать наиболее креативные.
Дается загадка и время на работу.
- Сам плут, а голова с пуд ( одуванчик, гвоздь, вентилятор, фонтан, дуб, чупа-чупс, салют, одаренный ребенок и т.д.)
- Вы не трогайте меня, обожгу и без огня (Хлорка, утюг, йод, зеленка, чайник, батарея, перец, горчичник, чеснок и т.д.)
- Ни окон, ни дверей полна горница людей (Огурец, арбуз, мешок картошки, площадь и т.д.)
Ответы озвучиваются. Посмотрите, как много интересных, необычных ответов!
Что вы могли сказать СЕЙЧАС, было ли желание творить, предлагать новые идеи?
(Использование метода «МШ»- помогают нам производить поиск необычных ракурсов рассмотрения информации, поиск оригинальных, весьма странных, однако вполне допустимых ее трактовок)
Вывод: Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить, надо думать около». Надо смотреть шире и не ограничивать мышление детей единственно верным ответом.
Если перефразировать К. Г. Паустовского: «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается творческая личность»