Адаптационный период в школе.
Адаптационный период в школе.
Стратегическая цель психопрофилактической работы – содействие школьной адаптации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_adaptatsionnyy_period.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация первоклассников познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества - класс. Цель на первом этапе адаптационного периода -
На втором этапе над режимом дня школьника, ребята получают первый опыт учебного сотрудничества в группах. На третьем этапе обсуждение возможных критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь. Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы.
На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики».
Адаптация пятиклассников Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству ребят друг с другом, изучению друг друга. Осознание различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы». На втором этапе адаптационного периода умения принимать чужое мнение и корректировать свои действия для лучшего понимания их другими людьми.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества - класс.
Создание портрета класса
Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи»
Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе Учителю и родителям необходимы совместные встречи Учителям - предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Рекомендации учителю.
Психолого-педагогическое сопровождение 1 «А» и 1 «Б» классов Адаптационный период в начальной школе
1 «А» класс Посещение уроков и наблюдение за поведением и деятельностью учащихся показали, что в целом ребята хорошо подготовлены к школе. Имеются некоторые несоответствия поведения общепринятым нормам, предусмотренным в школе, однако дети быстро усваивают школьные правила, дисциплина в классе хорошая.
1 «А» класс С 1 «А» проводились тренинги, в ходе которых дети становились более сплоченными и которые способствовали улучшению эмоционального состояния учащихся, пробуждению в них креативности. Детям предлагалось выполнить следующие задания: Нарисовать себя. Тема рисунка: «Я – первоклассник». Листок белой бумаги раскрасить в тот цвет, который больше всего нравится. Склеить листки между собой, чтобы получить большой портрет класса. Наклеить себя в любое место на этой газете.
1 «А» класс. Рисунки детей
1 «А» класс По результатам работы было выявлено, что большинство детей уверены в себе, с помощью цветов они еще раз подтвердили мнение психолога о том, к какому типу темперамента их можно отнести и с какими характеристиками впоследствии надо будет работать. Все дети охотно принимали участие в деятельности класса, радостно изображали себя и старались помочь приклеить рисунки к листу, давали друг другу советы по поводу того, как лучше себя расположить. Таким образом, адаптационный период у учащихся 1 «А» протекает достаточно гладко, ребята хорошо относятся друг к другу. С ребятами, проявившими признаки тревожности, будет проведена дополнительная работа.
1 «А» класс. Результат тренинга «Я – первоклассник»
1 «Б» класс В рамках психологического сопровождения адаптационного периода в течении сентября-октября с учащимися 1 «Б» класса были проведены следующие мероприятия: 1. Посещение уроков с целью знакомства с классом, наблюдения за поведением и деятельностью учащихся. Итог: на занятиях отмечалась спокойная, дружелюбная атмосфера, настроенность детей на выполнение заданий, умение слушать и слышать инструкции взрослого и правильно выполнять их. 2. Проведен цикл групповых психопрофилактических занятий по содействию школьной адаптации учащихся 1 «Б» класса, в течение которых были рассмотрены такие темы, как: «Кто такой школьник?», «Школьный распорядок», «Школьные правила», «Предметы и учителя», «Наш класс», «Наша школа». На протяжении всей работы отмечалась активность учащихся, их включенность в деятельность и интерес к занятиям. Были отмечены дети, проявляющие признаки тревожности. На фотографиях представлены фрагменты занятий:
1 «Б» класс. Фрагменты занятий:
1 «Б» класс. Фрагменты занятий:
1 «Б» класс. Результаты диагностики 3. Проведена групповая диагностическая работа по оценке сформированности у учащихся когнитивных процессов, определяющих эффективность овладения учебной программой. Как видно из диаграмм, ребята показали достаточно хорошие результаты, следовательно, овладение учебной программой будет проходить успешно.
4. Анализ анкет, выполненных родителями учащихся и предоставленных психологической службе медицинским работником, показал, что: изменения в настроении в сторону неустойчивости отмечены родителями у 20% учащихся; в поведении – у 5%. Уравновешеннее в поведении стали 25% учащихся, хорошее настроение преобладает у 80%. Частое утомление отмечается у 15%. Нарушений сна с приходом в школу не выявлено. Аппетит улучшился у 20%, ухудшился – у 15%, остался без изменений у 65% учащихся. Появление капризности/плаксивости, а также других жалоб отмечается у 5%. Выводы: процесс адаптации учащихся 1 «Б» класса проходит достаточно успешно, все условия для благоприятного прохождения этого периода созданы. Одни дети приспосабливаются к новому образу жизни быстрее, другие – чуть медленнее, что является нормальным процессом. С учащимся, испытывающими некоторые затруднения, будет проведена индивидуальная работа или работа в микрогруппах.