Модель рабочей программы с региональным компонентом

Kолтыгина Юлия Сергеевна

Данную программу разработала после стажировки по региональному компоненту в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_programmy.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

(КГБОУ  АКИПКРО)

Рабочая программа

Развитие креативности

у старших дошкольников

через ознакомление с

культурным наследием алтайских литераторов

                                                                   Выполнила: Колтыгина Ю.С.,

                                                         педагог-психолог МБ ДОУ

Благовещенский

 детский сад «Светлячок»

                                                                   

                         

                                             

г. Барнаул 2014г.

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

В законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах министерства образования РФ говорится о том, что «обеспечение единства образовательного пространства России неразрывно связано с защитой и развитием национальных культур и региональных  традиций и особенностей». В содержании дошкольного образования  это отражается в виде сосуществования и взаимодействия федерального и национально – регионального компонентов. Проблема регионального компонента содержания образования в настоящее время очень актуальна. Процесс регионализации разворачивается стихийно. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература. Художественное литературное произведение своим духовным нравственно – эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Произведения алтайских писателей и поэтов отличаются содержательностью, проникнуты особой любовью ко всему окружающему, написаны ярким, самобытным языком.

Цель:   Создавать условия для развития задатков креативности через ознакомление с особенностями культурного наследия родного поселка и края.            

Задачи:  

1. Обеспечение детей познавательной информацией через знакомство с культурным наследием поэтов, писателей алтайского края.

2. Привлечение детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий (экскурсий, творческих встреч, выставок и  т.д.).

3. Создание условий для реализации продуктивной деятельности детей (изготовление подарков, оформление уголков, создание альбомов и т.д.).

  1. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного).

5. Развитие поэтического слуха детей, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности, воспитание художественного вкуса.

2.Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации

Тема

месяца

Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

Знакомство с творчеством алтайских поэтов и писателей

Беседа:

«Все мы любим читать»

Презентация:

«Поэты и писатели Алтайского края»

Рассматривание фотоальбома:

«Такие разные земляки-литераторы»

Художественная литература:

«Мой Алтай», «В.М. Шукшину»,

Совместно с детьми:

«Рисунки по темам из книг алтайских литераторов» (выставка рисунков детей)

Совместно с родителями:

«Мои любимые стихи земляков»

(рисунки, поделки по темам произведений, для выставки)

Октябрь

Поэтами и писателями гордится наша алтайская земля

Беседа: Рассказ  о Василии Макаровиче Шукшине, его творчестве

Художественная литература:

сборник сочинений В.М. Шукшина, «Чтение стихотворения «Алтайский край».  Слайд-шоу:

«Виртуальное путешествие по краевым библиотекам»

Фотосессия:

«Мы любим читать»

Совместно с детьми:

«Береги книги!»

(акция по ремонту старинных, потертых книг)

(чтение и драматизация сказки В.Нечунаева «Сказка о гусе и Пете».)

Совместно с родителями:

Изготовление рисунков по мотивам любимых произведений земляков.

Ноябрь

Природа края в стихах и прозе

Дидактическая игра

«Доскажи  словечко»

Презентация:

«Родные  просторы»

Рассматривание фотоматериалов:

«Династии литераторов края»

Слайд-шоу:

«Художественное слово о родной природе»

Художественная литература:

 Л. Гольцова  «Осень», «На вершине»;

Т. Ашмарина  «Золотой Алтай».*

Экскурсия в БРИЦ

Совместно с детьми:

Создание детьми рисунков для альбома: «Наши любимые сказки»)

Совместно с родителями:

 Попросить родителей, оформить семейную страничку для создания папки-передвижки

«О крае родном написано много…»

       

            Декабрь

мини-музей «Книжки-малышки»

Беседа:

«Интересные факты из биографий Благовещенских литераторов»

Презентация:

«Мой поселок в стихах земляков»

Художественная литература:

В.  Нечунаев  «Тень», «Сказка о заводной лягушке».

Экскурсия

в редакцию газеты «Родная сторона»

Совместно с детьми:

«Как создается газета» изготовление стенгазеты «Из жизни нашего д/сада»

                 Совместно с родителями:

 Конкурс чтецов

«Мы ищем таланты!»

Январь

Празднуем вместе!

Беседа:

«Благовещенская районная библиотека»

Презентация:

«Это наши поэты…»

Экскурсия в библиотеку БСШ №1:

«Волшебный мир литературы»

Совместно с детьми:

Рисование впечатлений об экскурсии.

Совместно с родителями:

«Почитайте детям сказки, стихи»

(консультация-семинар  для родителей)

Февраль

     

Школа добра

 

Беседа:

«Мы немного подрастем и в школу учиться пойдем»

Презентация:

«Добрые дела наших школьников»

Художественная литература:

«Сердце на ладони» Л. Орлова                      Экскурсия в ДЮЦ:

«Юные таланты»

Совместно с детьми:

Фотосессия  «Подари улыбку другу»

(прочти любимое стихотворение другу и улыбнись ему)

Совместно с родителями:

«Литературная гостиная»,

гость вечера Вайс Л.С., педагог-психолог

(чтение стихотворения «Сердце на ладони»).

Март

Поэзия и мы (к Международному дню поэзии)

Презентация:

«Земляки-поэты»

Художественная литература:

Сборник стихов «Степная моя сторонка»

Экскурсия в Благовещенскую типографию :

«Здесь публикуются поэты района»

Совместно с детьми:

создание коллективной аппликации-газеты «Наша группа в стихах детей»

Совместно с родителями:

Создание совместной сказки по замыслу (тему выбирают сами), иллюстрации к ней.

Выставка рисунков, стенгазет.

Апрель

Наша малая Родина- Благовещенка

Беседа:

«Что вы знаете о родном селе?» Презентация:

«Красив наш поселок…»

Дидактическая игра:

«Придумай рифму»

Совместно с детьми:

создание рассказов о своей Родине, создание коллажа из фотографий, вырезок из газет.

Совместно с родителями:

Составление мини-сочинений  о малой Родине (в стихах и прозе).

Май

Наши литераторы-воспитатели

Беседа:

«Воевали наши деды…»

Презентация:

«Творчество наших писателей о ВОВ»

Творческая встреча с Бобылевой Г.А. (воспитателем д/сада «Светлячок», литературное чтение авторских стихов стихов)

Художественная литература:

сборник «Степная моя сторонка»  А. И.  Дегтяревой *, стихи Бобылевой Г.А.

Совместно с детьми:

изготовление подарков ветеранам ВОВ, выставки рисунков «Наша победа»

Совместно с родителями:

«Этот день мы приближали, как могли!» (организация и создание Книги Памяти ветеранам ВОВ)

в группе.

  • *В рабочую программу включены стихи, рассказы, сказки из авторского сборника «Степная моя сторонка»  А. И.  Дегтяревой,  Л. Орловой «Сердце на ладони», поэта  Ивана Фролова  и др. литераторов  Благовещенского района и Алтайского края;  из книги «Тайны Змеиной горы» П. Бородкина,  стихи об Алтае  Веры  Дмитриевны Мищенко,  сборник сочинений В.М. Шукшина, «Алтайское солнце» - книга об Алтае, Рябченко Г.С. Что случилосьстихи для детей / ил. Е. Никитина. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. - 8 с.: ил. Песня: « Родная сторона».

 

3. Содержание программы

4.Планируемые результаты

5. Условия реализации программы

6. Методическое обеспечение

7. Приложения