Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров
В статье описан опыт работы педагог-психолога в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с уклоном на коррекию эмоционально-волевой сферы, используя возможности сенсорной комнаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_kdn_1.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
в условиях МБУ Губкинского городского округа
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
В МБУ Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» поступают дети, в семьях которых сложилась та или иная трудная жизненная ситуация. Несовершеннолетние, попадая в центр, вынужденно меняют место жительства, отрываются от дома, родителей, близких, привычного образа жизни, меняют школу, круг общения. Все это чаще всего сопровождается различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, такими как страх, злость, агрессия, поэтому в течение первых трех дней пребывания ребенка в центре, перед педагогом-психологом стоит важная задача – оказать помощь в быстрой адаптации к новым условиям, с учетом его возрастных особенностей. Затем в течение 14 дней с момента поступления ребенка педагог-психолог проводит диагностическое обследование несовершеннолетнего с целью выявления уровня психического развития, особенностей эмоционально-волевой сферы, взаимоотношений в семье.
Основной проблемой в развитии детей дошкольного возраста, поступающих в центр, является низкий уровень знаний и представлений об окружающем мире, а так же низкий уровень развития познавательных процессов на фоне социально-педагогической запущенности. С подобными проблемами в развитии детей сталкиваются семьи, в которых несовершеннолетние предоставлены сами себе, родители не занимаются их должным воспитанием, а требования социума постоянно возрастают по отношению к необходимому уровню подготовленности детей в семье.
Основными проблемами в развитии детей младшего школьного и подросткового возраста являются: низкий уровень школьной мотивации, поведенческие проблемы ребенка в семье, сложные взаимоотношения между членами семьи, трудности в сфере профессионального самоопределения, нарушение эмоционально-волевой сферы (страх, злость, раздражение, неадекватная самооценка, агрессия, повышенный уровень тревожности).
После завершения диагностики на заседаниях консилиума центра принимается решение о дальнейшей реабилитационной работе с несовершеннолетним и его семьей, определяются основные направления работы для каждого специалиста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Педагог-психолог знакомит всех специалистов с результатами диагностического обследования несовершеннолетнего и проводит консультирование воспитателей-наставников.
В процессе реабилитации педагог-психолог организует с детьми индивидуальную и групповую работу по трем возрастным категориям: дошкольный возраст, младший школьный возраст и подростковый возраст.
Индивидуальные занятия проводятся в основном по следующим направлениям в соответствии с возрастом несовершеннолетних:
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие мелкой моторики;
- расширение кругозора;
- стабилизация эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности, агрессии, стабилизация самооценки);
- повышение уровня школьной мотивации и познавательной активности;
- коррекция поведенческих нарушений;
- налаживание детско-родительских отношений.
На групповых занятиях основными направлениями работы, в зависимости от возрастной категории детей, являются:
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие общей моторики;
- развитие (совершенствование) коммуникативных навыков;
- стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Занятия проводятся в форме мини-лекций, бесед, дискуссий, семинаров, занятий с элементами тренинга, игр.
Так как в последнее время увеличилось число детей, поступающих в центр, с различными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, то в своей работе педагог-психолог главное место отводит именно этому направлению.
Работа в данном направлении проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
В 2011 году за счет денежных средств, выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждение смогло приобрести оборудование для сенсорной комнаты, которое является мощным инструментом для стабилизации эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних, расширения и становления его мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, а так же является эффективным способом отвлечения от окружающего мира, погружения в мир детских фантазий. Дети с удовольствием выполняют различные задания или просто рисуют на песке, снимая стресс, негативные эмоции, мышечные зажимы.
Вся площадь сенсорной комнаты разбита на несколько активных зон:
1. Зона песочной терапии (песочница, игрушки).
2. Зона цветотворчества (бумага белая и цветная, краски, карандаши).
3. Зона развития тактильных ощущений.
4. Зона двигательной активности (резиновые мячи).
5. Зона светотворчества (светильники, фонарики).
Очень нравится детям интерактивная воздушнопузырьковая труба «Вдохновение», ведь это один из центральных элементов любой сенсорной комнаты. Она сочетает в себе как внешний эффект, так и множество полезных функций - это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений, и богатый спектр интерактивных возможностей. Смотря на трубу, дети расслабляются, мечтают, восстанавливают силы.
Не проходят такие занятия без музыкальной релаксации, целью которой является снятие усталости, восстановление сил и душевного равновесия при прослушивании классических музыкальных произведений, звуков природы.
В такой благоприятной обстановке дети, особенно подростки, готовы открыть свою душу, выговориться, поделиться своими тайнами и желаниями, что благоприятно сказывается на процессе реабилитации детей и улучшении их эмоционального состояния.
Структура занятия в сенсорной комнате:
- ритуал приветствия;
- гимнастика (телесная, дыхательная, гимнастика для глаз);
- игры на развитие коммуникативных навыков, эмоций, навыков конструктивного общения;
- релаксация;
- завершение занятия (рефлексия);
- ритуал прощания.
Задачами реабилитационной работы на занятиях в сенсорной комнате являются:
- снижение психоэмоционального напряжения;
- снижение уровня тревожности;
- снижение уровня агрессивности;
- релаксация;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие общей моторики;
- развитие познавательных процессов и познавательной активности;
- развитие коммуникативных навыков.
За 2012 год в сенсорной комнате было проведено 135 индивидуальных и 69 групповых занятий. Индивидуальной и групповой работой было охвачено 89 воспитанников.
После посещения сенсорной комнаты у детей создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе, даже если занятия были направлены на развитие когнитивных процессов. Сенсорная комната — это самая любимая комната всех детей находящихся в центре. Они всегда с нетерпением ждут, когда снова, хоть и на короткий срок, погрузятся в атмосферу сказки и любви. А как видно из практики, то все остальные выявленные ранее проблемы на прямую зависят от эмоционального состояния ребенка.
У большинства детей, прошедших курс реабилитации с уклоном на работу в сенсорной комнате, повышается самооценка, школьная мотивация, появляется стремление к познанию мира и общению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для достижения положительной динамики в реабилитационной работе с детьми педагог-психолог социально-реабилитационного центра должен использовать различные, проверенные практикой формы и методы работы, а также осваивать новые. Занятия в сенсорной комнате, являются большим ресурсом для профилактики и коррекции различных нарушений.
Приложение
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Конспект занятия в сенсорной комнате с дошкольниками
«Волшебное путешествие»
Цель: развитие восприятия, творческого мышления, мелкой и общей моторики.
Оборудование: коробочка, шнуровка, картинки с рыбками разных цветов и размеров, мешок с предметами.
Ход занятия:
Психолог: Дети, смотрите, мы с вами попали в волшебную комнату. Ой, но только волшебство из этой комнаты куда-то исчезло. Смотрите, какая у нас коробочка! Может, в ней мы найдем ответ, куда же делось волшебство и как его вернуть… посмотрим?
Психолог: Вот и ответ: нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас еще остался шанс ее расколдовать. Тут на листочке нам даны задания и написано, что если мы с ними справимся, то постепенно комната будет наполняться волшебством. Ребята поможем нашей комнате вернуть волшебство?
Психолог: Чтобы расколдовать эту волшебную трубку мы должны собрать всех рыбок, разбросанных по комнате и разложить их на столе, большие к большим, а маленькие к маленьким. Как только все будет закончено, волшебная труба загорится.
Психолог: Смотрите, труба загорелась, а волшебные пузырьки не побежали. Нам необходимо выполнить еще одно задание: «Волшебный мешочек» (в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы, каждый ребенок по очереди берет предмет в мешке и пытается угадать, что там лежит).
Психолог: Так, с этим заданием вы справились, молодцы! Давайте посмотрим, какое задание впереди.
Вот смотрите, здесь есть божья коровка, но с нее, к сожалению, отлетели все бабочки и цветочки, и расшнурованы ножки. Нам нужно быстренько привести ее в порядок и тогда перед нами засверкает волшебный дождик.
Психолог: У нас еще одно задание «Я самый (ая)…». Перебирая нити по одной, ребёнок завершает фразу «Я самый…», отмечая свои имеющиеся позитивные качества либо придумывая желаемые.
Психолог: А теперь нам осталось последнее задание. Посмотрите на стену, на ней есть панно, когда-то оно сверкало и было очень красивым. А чтобы нам вернуть его к жизни нужно потопать ножками, похлопать в ладоши, и громко покричать.
Психолог: Молодцы, спасибо вам, что помогли расколдовать мне мою волшебную комнату. Смотрите сколько у нас здесь волшебства. А вам нравится?
Психолог: А теперь ребята пять минут можете все подробно рассмотреть и потрогать!
Рефлексия: Дети садятся в кружок и говорят, что им сегодня на занятии понравилось больше всего.
Ритуал прощания: «Дождик» (все дети хлопают в ладоши, сначала тихо, а затем все громче и громче).
Конспект занятия в сенсорной комнате с детьми младшего школьного возраста
«Путешествие в волшебный лес»
Цель: развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения детей друг к другу.
Ход занятия:
1. Психолог: Добрый день, дорогие друзья! Я рада снова видеть вас в этой волшебной комнате. Мне хочется узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то время, пока мы не виделись (дети по кругу рассказывают о своём настроении).
2. Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и молча, улыбаются.
- Молодцы, получили заряд бодрости от улыбки своих товарищей. Готовы ли вы продолжить наше путешествие? Тогда – в путь! Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох (звучит таинственная, волшебная музыка, включены приборы). После моего прикосновения к вам волшебной палочкой реальный мир останется за пределами этой комнаты, а мы с вами попадём в волшебную страну. Сделайте ещё раз глубокий вдох и медленный выдох. Откройте глаза.
3. Упражнение «Путешествие в волшебный лес». Вот мы с вами пришли на чудесную полянку. Располагайтесь удобно. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, пусть они будут с вами весь день (прослушивание записи звуков леса).
4. Упражнение «Как меня зовут». Ребята, у каждого из нас есть имя. Часто оно звучит ласково. А как бы вы назвали своего товарища ласково? Расскажите (дети по очереди называют ласково имя сидящего рядом ребенка, касаясь его рукой).
5. Упражнение «Летняя ночь» (использование панно «Звездное небо», сопровождение музыки «Космос»).
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Дышим легко... ровно... глубоко... Ласковый ветерок обдувает вас легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко... ровно... глубоко... Гаснут звезды. Наступает утро.
6. Упражнение «Солнечный лучик».
И вот появился первый солнечный лучик:
коснулся глаз — откроите глаза;
коснулся лба — пошевелите бровями;
коснулся носа — наморщите нос;
коснулся губ — пошевелите губами;
коснулся подбородка — подвигайте челюстью;
коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук — потрясите руками;
коснулся ног — подрыгайте ногами.
Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии... Солнечный лучик поиграл с вами и зовет с собой… — вставайте, ребята.
7. Ритуал прощания «Солнечные лучики». Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постойте, попытайтесь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Конспект занятия в сенсорной комнате с детьми подросткового возраста
Цель: развитие концентрации и распределения внимания, памяти, наблюдательности; снятие психоэмоционального напряжения.
Ход занятия:
1. Приветствие «Ласковые имена».
2. Разминка. Психолог предлагает подросткам занять удобное для них положение и выполнить следующие упражнения:
- «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз (по 6 раз);
- «Нарисовать» глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки;
- «Написать» глазами цифры от 0 до 9;
- «Написать» глазами число, месяц и год своего рождения.
3. Упражнение «Самый внимательный». Подросткам предлагается внимательно рассмотреть пузырьковую колонну под музыку. Затем они поворачиваются к ней спиной или просто закрывают глаза. Психолог по очереди задает игрокам вопросы:
- Сколько раз меняется цвет в колонне?
- Какими цветами окрашивается вода в колонне?
- Какой цвет был самым приятным?
4. Упражнение «Повтори за мной». В качестве светового фона работает один из интерактивных приборов. Звучит спокойная музыка. Один из них показывает какие-нибудь движения с мячом, остальные в течение одной минуты как можно более точно их повторяют.
5. «Путешествующий мячик». Подростки садятся по кругу. Ведущий держит в руках мяч. Передавая мяч одному из игроков, он говорит: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у вас не будет никаких ограничений: можно направлять друг друга в самые необычные места. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже побывали другие ребята, и те предметы, которые уже назывались».
6. «Я расслабляюсь». Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Подростки удобно расположены. Звучит спокойная, тихая музыка. Психолог: «Сядьте так, чтобы вам было удобно, и закройте глаза. Вы дышите спокойно и равномерно. Сейчас ваше внимание остановилось на руках. Представьте, что вы повернули кисти рук ладонями к солнечному свету. Вы как будто ловите ладонями теплые лучи. Ваши ладони становятся теплыми, очень теплыми... Вы отчетливо чувствуете тепло, мягко пульсирующее в каждом пальце, в ладонях... Постепенно теплая волна поднимается вверх по рукам, к плечам. Ваши руки становятся теплыми... Одновременно вы чувствуете мягкую расслабленную тяжесть в руках... Руки отдыхают... Волна тепла и расслабления достигла плеч — солнечные лучи согревают ваши плечи. Впитывая тепло, плечи становятся мягкими, расслабленными, теплыми... Тепло и расслабление поднимаются от области плеч к основанию шеи... Мышцы шеи постепенно теплеют, расслабляются... Вы отчетливо чувствуете, как ваши плечи и шея, залитые приятным солнечным светом, расслабляются все больше и больше... Плечи и шея отдыхают. Вы прислушиваетесь к себе: сейчас все ваше тело, согретое теплыми лучами, мягкое и расслабленное... Приятная теплота, покой и расслабление во всем теле. Вы отдыхаете. А теперь ваше внимание — на области лица. Вы мысленно полулежите на мягкой травке так, что ваше лицо находится в тени дерева. Вы чувствуете только еле заметные солнечные блики, проходящие сквозь крону... Представьте: легкий ветерок чуть колышет листву, и ваше лицо ласкают нежные отсветы солнечных лучей, Вы улыбаетесь себе... Мышцы лица расслабляются. Я отдохнул... Я спокоен... Я доволен... Теперь медленно на счет три открываем глаза — раз, два, три... ».
7. Рефлексия. Каждый участник по очереди говорит о своих впечатлениях после занятия.
8. Ритуал прощания. Все становятся в круг, улыбаются и хлопают.
Е. Тулинова педагог-психолог
МБУ Губкинского городского округа
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»