Лекционно-практическое занятие"Предотвращение и конструктивное разрешение конфликтных ситуаций"
Занятие направлено на улучшение понимания закономерностей развития детей; ознакомление с методами решения конфликтных ситуаций; изменение восприятия участников конфликта, развитие понимания партнера, развитие умения слушать и понимать собеседника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_konflikty.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение Губкинского городского округа
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: «Предотвращение и конструктивное разрешение конфликтных ситуаций как необходимое условие, способствующее психическому и личностному развитию ребенка»
Подготовила:
Педагог-психолог
Тулинова Е.С.
Губкин 2013г.
Цели:
- улучшить понимание закономерностей развития детей;
- ознакомить с методами решения конфликтных ситуаций;
- способствовать изменению восприятия участников конфликта, развитию понимания партнера.
- развивать умения слушать и понимать собеседника.
Оборудование: памятки на каждого «Правила педагогического общения» и «Правила воздействия на личность ребенка в конфликтной ситуации».
Литература:
1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
2. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
4. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Ход:
- Часто ли у вас возникают конфликты с детьми подросткового возраста? Какие основные причины возникновения конфликтов вы можете назвать? (психолог кратко записывает основные причины на доске).
Для того чтобы вам стало понятно, каковы основные причины возникновения конфликтов, необходимо вспомнить об особенностях подросткового возраста.
Подростковый возраст является одним из важнейших и самых сложных этапов в онтогенезе человека. Специфичным для подросткового возраста, по мнению Л.И. Божович является то, что быстрый темп физического и умственного развития совпадают с недостаточной социальной зрелостью, из-за чего кризис подросткового возраста выражен намного сильнее, чем кризисы других возрастов. Подросток пытается ограничить права взрослых, а свои расширяет, претендуя на уважение его личности, доверие, самостоятельность, то есть признание его равноправным с взрослыми. Так как всё это подкрепляется обостренным у подростков чувством собственного достоинства, то их поведение может быть очень бурным: обиды, протесты, упрямство, уход из дома, школы.
Найти удовлетворяющее подростка место в системе отношений с взрослыми у большинства не получается. В результате между взрослым и подростком растёт психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. У них возникают различные виды протестов таких, как неподчинение, непослушание, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом негативизме. Если взрослый осознаёт причину протеста со стороны подростка, то он берёт на себя инициативу в перестройке взаимоотношений и эта перестройка осуществляется бесконфликтно.
Важное условие предупреждения и преодоления конфликта – это переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к взрослому.
Практически любой конфликт между взрослыми и подростками значим не только для двух его непосредственных участников, но и для всего коллектива в целом.
Сейчас всё больше говорят о продуктивных функциях конфликтов. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия.
Неразрешенный своевременно конфликт через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия и находить способы разрешения.
Так же конфликт – это сигнал к изменению, который дает шанс что-либо изменить в себе или окружающих.
Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать взрослому, как более профессионально подготовленному.
С.Л. Рубинштейн писал: «Не умея проникать во внутреннее содержание действий и поступков ребёнка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по существу, работает в слепую».
Профилактике конфликтов служит способность взрослого не воспринимать поведение ребёнка как удар по своему самолюбию, умение признать в себе наличие отрицательных черт характера, а не проецировать их на подростка.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников. При разговоре с подростком взрослому надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.
- Часто ли вы называете своих воспитанников по именам, ласковыми именами?
Надо называть воспитанников по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обращаются по фамилии. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами. А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ребенок «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком. Но так же, важна интонация голоса, ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых.
— Часто ли вы используете в общении с подростком выражения типа: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен слушаться воспитателей!», «Ты должен уважать старших!». Давайте вместе с вами попробуем заменить каждое утверждение другими словами: «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!», «Ты знаешь: уважение – это элемент культуры», «Конечно, ты можешь иметь свое мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
— Чувствуете ли вы разницу? Какую?
Сейчас мы с вами попробуем выполнить упражнение, которое способствует готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию. Для этого мы сейчас будем разыгрывать разные ситуации.
Возможные задания:
— позовите подростка: спокойно, весело, равнодушно, доброжелательно, с юмором, с иронией.
— разбейтесь на пары и попробуйте дать какое-либо поручение друг другу с разными эмоциональными нагрузками.
— Почувствовали ли вы разницу?
Добрый, уверенный, энергичный настрой воспитателя на общение с детьми способствует уменьшению возникновения числа конфликтов и наиболее лёгкому, быстрому и безболезненному разрешению.
В работе А.С. Чернышева «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» рекомендуется соблюдать следующие правила педагогического общения:
Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы». Важно сформировать у себя установку на «педагогическую зоркость» — внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии и вдумчивый анализ случившегося.
Правило 2. Подростки склонны охотнее выполнять распоряжения при опосредованном способе воздействия». Есть два способа воздействия на человека — прямой и косвенный (опосредованный). Первый способ — традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом «давлений на психику» ребенка и поэтому менее эффективен. Более эффективный способ — косвенный, через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего.
Правило 3. «Ребенка можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности». Важное средство формирования личности ребенка — педагогически грамотная оценка его как личности.
Правило 4. «Совместная деятельность сближает людей, повышает их авторитет (если она хорошо организована)». Рекомендуется по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации жизнедеятельности людей.
Подросткам нужно давать информацию, стимулирующую их размышлять об особенностях человеческого общения, личности человека, взаимооценок. Важно проводить мероприятия по передаче детям знаний и практических навыков по конструктивному общению и развитию рефлексии, эмоциональной саморегуляции и грамотному поведению в конфликтах. Так же у подростков часто отмечается полное невладение такими необходимыми способами общения, как умение слушать, видеть собеседника и слабо развитые рефлексивные свойства. Обучение психологической культуре следует начинать с подросткового возраста, так как именно в нём возникает потребность в информации о своей личности.
А.С. Чернышев предлагает использовать следующие правила воздействия на личность ребенка в конфликтной ситуации:
Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию (Дейл Карнеги)». Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя. Подростки высоко ценят спокойствие и юмор в напряженных ситуациях.
Правило 2. «Задержка реакции». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто, не замечаете «нарушителя», хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому взрослому вроде бы пока не до него и обесценивается позиция «нарушителя».
Правило 3. « Перевод реакции». Этот прием технически реализуется через выполнение повседневных действий (взгляд в окно, книгу, обращение к другому ребенку и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.
Правило 4. «Рационализация ситуации». Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах группы, его отрицательное влияние резко уменьшается, зато авторитет и влияние взрослого возрастает. Способность применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело.
Правило 5. «Парадоксальная реакция». Постарайтесь при случае использовать коварный замысел подростка с пользой. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).
- Хочется надеяться, что данная беседа поможет вам в дальнейшей работе с детьми.