Мастер – класс по активному взаимодействию с подростками «Мой выбор»

Лахмытко Наталья Михайловна

Цель: - отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Задачи:

- овладение участниками коммуникативными навыками и переноса этих навыков в реальную жизнь;

- расширение и углубление процессов самопознания;

-развитие умения анализировать свои личностные качества, выявление «скрытых» ресурсов личности и опора на них в условиях выбора;

- ускорение процессов личностного роста в условиях экстремального психологического и физического напряжения;

- прояснение «базовых» ценностей личности, их дифференциация и выстраивание в иерархическую систему;

-создание образа своего «я» и сравнение его с другими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_moy_vybor.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО                                                    

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)    СПЕЦИАЛИСТОВ

«Учебно-методический  центр»

Мастер – класс по активному взаимодействию с подростками 

«Мой выбор»

Составила

педагог – психолог

Лахмытко Н.М.

г. Наро – Фоминск 2012

«МОЙ ВЫБОР»

Цель: - отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Задачи:

- овладение участниками коммуникативными навыками и переноса этих навыков в реальную жизнь;

- расширение и углубление процессов самопознания;

-развитие умения анализировать свои личностные качества, выявление «скрытых» ресурсов личности и опора на них в условиях выбора;

- ускорение процессов личностного роста в условиях экстремального психологического и физического напряжения;

- прояснение «базовых» ценностей личности, их дифференциация и выстраивание в иерархическую систему;

-создание образа своего «я» и сравнение его с другими.

План:

1.Деление на группы (аквариум).

Упражнение «Приветственная фраза».

2.Вступительное слово ведущего.

3.Игра «Перекресток».

4.Определение понятий.

5.Игра «Альпинист».

6.Презентация «Мой выбор».

7.Стихотворение.

8.Рефлексия.

1.Деление на группы (активную и пассивную) проводится при помощи выбора картинок, предложенных на входе в аудиторию. Время 5 минут

BD18217_BD18218_

Упражнение «Приветственная фраза». Время 3-4 минуты

Активная группа садится в круг, затем по кругу передается   какая – либо приветственная фраза (например, «Доброе утро!», «Я рад Вас видеть», «Приятно с Вами познакомится», «Вы прекрасно сегодня выглядите»). Не стоит забывать об обратном послании – словах благодарности в ответ на приятную приветственную фразу.

2. Вступительное слово ведущего. Время 2-3 минуты

Каждый день мы с вами сталкиваемся с проблемой выбора: - какую кофточку одеть, заправлять ли постель, что съесть на завтрак, накраситься или нет, позвонить или отправить смс?

Наш выбор строит нашу жизнь. Одно событие следует за другим. Человек, делающий свободный выбор, не застрахован от ошибок. У каждого из нас есть право на выбор и право на ошибку. Не ошибающихся людей нет, как практически невозможно найти человека, который ни разу в жизни не болел. Но чаще мы гордимся  принятым решением.

Сегодня на занятии мы поговорим с вами о тех качествах человека, которые заставляют сделать тот или иной выбор, о тех предложениях, которые преподносит нам жизнь, о том, кто несет ответственность за принятое решение, и о тех ощущениях, которые испытывает человек, сделавший  выбор.

4. Игра «Перекресток» Время 10 минут

Цель: определение участниками путей достижения жизненных целей.

Материалы: указатели направления.

Слайд на экране с  прикрепленными указателями:

1.Направо пойдешь - выберешь самый трудный путь, но только на нем человек через ошибки и трудности имеет возможность самосовершенствоваться.

2.Налево пойдешь - придется приложить некоторые усилия.

3.Прямо пойдешь – самый легкий и короткий путь, все случится само собой, особых усилий для движения не потребуется.

   Участникам предлагается подойти к «камню» на перекрестке и выбрать, в какую сторону они пойдут.

  Правильного и неправильного пути здесь нет, каждый решает, какая дорога для него наиболее привлекательна. В результате выбора образуются    три группы.

Каждой группе дается задание обосновать свой выбор.

Обсуждение:

  Участники  рассказывают:

- почему они выбрали именно такой путь, что ими управляло: желание легко добиться успехов, приложить определенные усилия или пройти  достаточно тяжелой дорогой, но при этом самосовершенствоваться?

(Замечания для ведущих: Вследствие некоторой инфантильности  кто-то выбирает самый легкий путь для  достижения личностных целей.  Не нужно их поправлять, можно лишь отметить, что только сильный покоряет вершины, а удел слабых – любоваться заоблачными высотами. Возможно, некоторые изменят свой выбор).

5.Определение понятий. Время  10 минут

Участникам, разделившимся на 3 группы во время игры «Перекресток», предлагается дать определение понятиям: «Выбор», «Свобода», «Ответственность». После обсуждения, группы представляют свой результат работы.

6.  Игра «Альпинисты». Время 15 минут

Основной этап игры представляет собой выбор спасения одного альпиниста из пары-связки третьим.

Игровая экспозиция. На краю пропасти повисли два альпиниста. Ты не можешь спасти обоих. Можно спасти только одного, и тебе придется сделать этот выбор. ( При этом висящие могут «оказывать давление», попросту просить спасти именно их и чем-то мотивировать эту просьбу.)

   Спасающий альпинист может или бросить веревку тому, кого он спасает, или подать ему руку. При этом оставшийся,  «наглядно» и с соответствующими эмоциями, «срывается в пропасть». Это нужно не только для игровой мотивации, но и для того, чтобы выразить неизбежные фрустрирующие чувства.

   При организации игры можно пойти двумя путями. Пары висящих альпинистов можно образовать из лучших друзей, а спасающих из более «равноудаленных». Тогда основное напряжение пройдет именно между ними. Как они будут вести себя? Пытаться спасти именно себя или жертвовать собою ради друга, предлагая спасающему осуществить выбор в пользу друга.

       Если динамизировать игру, проведя её в несколько кругов, так чтобы каждый мог побывать 2-3 раза и в роли «висящего» в разных парах, и в роли «спасателя», то уместен вариант с использованием простого жребия. Тогда пары определяются случайным выбором имен участников, а спасателем становится третий.

     Для контроля за эмоциональным состоянием играющих можно предложить вести нечто вроде «дневника альпиниста», в котором отражать свои чувства по поводу результатов выбора с личным участием, а также предположения во время наблюдений за другими участниками и по поводу собственных шансов выжить.

6.Презентация «Мой выбор». Время  4 минуты

7.Стихотворение. Время 3-4 минуты

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе!

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею,

Каждый выбирает для себя!

Ю.Левитанский

8.Рефлексия. Время 5 минут

- Одной фразой выразите свои чувства после нашей с вами встречи и запишите их на листочке.

Спасибо за внимание и за результативную работу.

Резерв

Схема выбора.