Конспект практикума для педагогов (в рамках региональной стажировочной площадки) «Достижение новых образовательных результатов путем использования технологии эффективного педагогического общения»

Лахмытко Наталья Михайловна

Цель: создать условия для преодоления барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятия психического и эмоционального напряжения, создания возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

Задачи:

- развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других;

- развитие позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;

- практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Учебно-методический центр»

Конспект практикума (региональная стажировочная площадка)

«Достижение новых образовательных результатов путем использования технологии эффективного педагогического общения»

Составитель

Лахмытко Н.М.

Руководитель СППС, педагог-психолог

Наро-Фоминск, 2014

Цель: создать условия для преодоления барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятия психического и эмоционального напряжения, создания возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

Задачи:

- развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других;

- развитие позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;

- практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

План занятия:

1.Разминка.

2.Втупительная беседа (актуализация темы)

3. Ассоциации через рисунок (эффективное общение)

4.Признаки технологии эффективного педагогического общения.

- Остров дикарей (Уважение )

- Мой мир (Неприкосновенность личности) 

- 2 яблока (Признание как данности)

5. Рефлексия

Упражнение «Комплимент»

Разминка.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашем занятии. Сейчас я попрошу вас написать ваши имена на листочках и прикрепить их, чтобы нам было комфортно с вами общаться.

Но, прежде чем мы начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру «Незаконченные предложения».

У каждого из вас есть листочек с предложением, которое необходимо закончить:

Больше всего на свете я люблю…

Смысл моей жизни…

Мне нравится…

Меня радует…

Мне становится весело от…

Мне поднимает настроение…

Мне очень нравится фильм…

Мне очень нравится книга…

Я люблю животных, особенно…

Дружба для меня – это…

Я мечтаю о …

Мое самое большое желание…

Я люблю когда…

Вот мы с вами и познакомились! Сегодня мы будем говорить о формировании коммуникативных универсальных учебных действиях, а именно о технологии эффективного педагогического общения.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
  • коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Структура КУУД:

Упражнение «Ассоциации через рисунок».

Каждому раздается лист бумаги и цветные карандаши. Предлагается участникам нарисовать нечто, что ассоциируется у них с понятием педагогическое общение. Когда все закончат, предлагаем назвать свой рисунок одним словом. Эти ключевые слова выносим на доску и в итоге резюмируем, что педагогическое общение – это…


Гуманистическое взаимодействие.

Гуманистическое взаимодействие людей имеет отличительные признаки, обусловленные тем, что в отношениях «человек — человек» каждый из партнеров взаимодействия занимает исходную позицию признания человека как ценности. Это взаимное расположение к ценностному феномену «человек» и задает взаимно определяющие характеристики.
ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Уважение — общая характеристика взаимодействия людей образованного цивилизованного мира, открывшего для себя в ходе исторического развития значимость «другого человека» для каждого из нас. Уважить — значит признать «важность» для себя этого человека (тогда мы говорим «я тебя уважаю»), но и признать важность вообще любого другого человека (тогда мы говорим «человека надо уважать»).

Игра «Остров дикарей»
 Из присутствующих выбирают 3. Они выходят за дверь. Остальной группе дается следующая инструкция: вы очень развитое, высокообразованное племя. Но, вы общаетесь только с теми людьми, которые, приехав к вам, поздоровается, улыбнется и представится. Если человек не улыбнется, не поздоровается, не представится, то вы молчите.

Инструкция для тех, кто вышел: вы – исследователи. Вам нужно получить информацию у племени дикарей, населяющих остров. Вы не знаете, добрые они или злые. Может они даже каннибалы. Но вам обязательно нужно узнать: о природных ресурсах острова, о деньгах, и о науке и культуре этого народа.
Рефлексия игры: Нельзя уважать одного человека и, при этом, не уважать многих людей. «Уважающий» всегда и со всеми людьми одинаково держит высокую планку признания «человека в человеке». Как говорил английский драматург Б. Шоу: разговаривать с прачкой, как с королевой, а с королевой, как с прачкой, — то есть, со всеми одинаково, коль скоро они представительствуют «человека».
Неприкосновенность личности как характеристика отношения к человеку во взаимодействии с ним определяется психологическим пониманием автономности внутреннего индивидуального мира личности человека, обладающего особенным содержанием, собственными нормами и правилами, своими внутренними событиями души и своим особенным отношением к жизни. В это мир, как в отдельный дом, не должно быть доступа никому без позволения самого субъекта. Поэтому существуют неписанные правила этики, такие, как право на тайну, право на собственное мнение, право на неповторимость стиля поведения и жизни.

Упражнение «Общий рисунок.  Поляна дружбы»

Организация. Участники разбиваются по группам, располагают один лист на группу.

Инструкция: Пообщайтесь друг с другом в течение 3-5 минут, нарисуйте общий рисунок на тему: «Волшебная поляна», разговаривать во время выполнения задания нельзя.

Анализ: при работе в группе ведущий работает с каждым рисунком поочередно.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства у вас вызывает рисунок?

Разговор велся на равных или явно выделился лидер, ведущий и ведомый? Как вы считаете, какой цвет был у ведущего?

Как вы считаете, собеседники друг друга понимали?

Вопросы к авторам рисунка:

Как вам было общаться друг с другом?

Был ли в вашей паре лидер? Кто начинал рисовать?

Вы хорошо понимали друг друга?

Вы удовлетворены процессом взаимодействия? Какие факторы на это влияли?

Что вы поняли об особенностях своего взаимодействия?

Что вы можете взять из этого упражнения для своей деятельности?

Что вы узнали о себе как участнике взаимодействия?

Анализ: Отслеживаются стратегии взаимодействия: сотрудничество, соперничество, настаивание, компромисс, конфликт…    Занимаемые позиции: ведомый, ведущий и какая позиция является более комфортной.  Было ли разделение зон каждым участником, деление рисунка на части, как происходило взаимодействие. Отслеживаются стратегии поведения: встраивается в предложенную тему, задает свою, пересекает пространства или достраивает начатые образы и т.д.


Признание как данности. Она означает терпимое отношение к особенностям человека, его непохожести на других, терпимости по отношению к тем качествам, которые неудобны для окружающих. Бесспорно, быть терпимым очень трудно, ведь человек, избрав образ жизни, считает свой выбор наиболее правильным, и с трудом соглашается, что можно жить иначе. Большим подспорьем в умении признавать человека как данность служить апелляция к истории жизни человека. Признать человека как данность нетрудно, если исходить из истории его жизни, из стечения обстоятельств, в которых он родился, познал счастье жизни, делал свои первые жизненные шаги.

...Ребенок не выбирал родителей, когда оказался в семье агрессивных и жестоких людей.

Ребенок не виноват, что ему вовремя не предоставили возможность полюбить музыку, живопись, театр, скульптуру.

Упражнение «2 яблока».

Участникам даются в руки 2 яблока: одно искусственное, другое настоящее. И предлагается сформулировать фразы «Я как все…», «Я не как все..».

Рефлексия упражнения.
Признание человека как данности, разумеется, имеет свои границы. Они очерчены общими нормами современной культуры, в которой «человек», «жизнь», «общество» в качестве наивысших ценностей и условия существования человечества на земле предписывают ряд законов, оберегающих эти основные условия жизни. Их нарушения влекут за собою карающие санкции общества.

Признавая ребенка как данность, педагог ни в коем случае не отказывается от его воспитания. Он производит методическое и технологическое решение проблемы, адекватное как для ситуации благоприятной, так и для ситуации неблагоприятного социального положения ребенка и истории его развития.

Упражнение «Доброе пожелание».

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Ведущий подводит итог занятия, благодарит за сотрудничество, предлагает высказать свои пожелания на будущее.