Статья" Возможности современной семьи и общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении подростков".

Костюк Наталья Владимировна

Статья"Возможности современной семьи и общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_aleny.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности современной семьи и общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении подростков

Костюк Н.В.

МБОУ «Лицей «27», г. Новокузнецк

        Дальнейшее развитие России во многом зависит от степени профессионализма ее граждан. С этой целью для повышения уровня профессионализма в нашей стране проводятся активные реформы общеобразовательной школы, ставящие своей целью формирование будущего профессионала еще со школьной скамьи.

       Особое значение в реализации поставленной задачи придается социально-психологической службе школы, которая призвана обеспечить не только сохранение психологического здоровья учащихся, но и их развитие в рамках личностно - ориентированного обучения. В настоящее время наибольшую популярность приобрели модели Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой.

        Период выбора профессии приходится на старший школьный возраст. Для него характерны самоактуализация,  принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. И это является важнейшим основанием взвешенного выбора учащимися качественного образования, соответствующего потребностям и способностям, траектории личностного развития, приоритетам в профессиональной сфере, ценностным ориентациям и индивидуально выраженным целям. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом в социальной ситуации развития старшеклассников (Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

        Профессиональное самоопределение подростков – сложный и многоступенчатый процесс, зависящий от большого количества факторов. Пожалуй, самым важным и самым влиятельным фактором выбора профессии была и остается для ребенка родительская семья, как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает на самых ранних этапах своего развития, будучи наиболее восприимчивым к социальному и физическому окружению.

         В МБОУ «Лицей «27» на базе 9-х классов был проведен опрос  по изучению факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения школьников. В результате исследования было установлено, что родители оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор подростка. Так, 47% опрошенных считают мнение родителей о профессии самым значимым фактором. Наиболее велик авторитет матери – активную помощь от нее получают 52% участвующих в исследовании школьников, второе место после матери в ряду помощников занимает отец - 33%, по признанию 15%  в состав советчиков также включены близкие родственники. Только 6 %  в выборе профессии прислушиваются к советам учителей.

Приведенные результаты подтверждают представление о важнейшей роли семьи (родителей) на процесс профессионального самоопределения подростков, особенно авторитетным является мнение матери. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Именно поэтому при планировании работы по профориентации обучающихся мы делали особый акцент на взаимодействии семьи и подростка. И школьники,  и родители в этот момент остро нуждаются в социально-психологической помощи.

МБОУ «Лицей 27» ведет системную, продуманную работу по оказанию помощи подросткам и  родителям  в выборе дальнейшей профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение нами рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.

( Концепция профессионального самоопределения С. Н. Чистяковой, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования по Отделению базового профессионального образования.)

    Оно реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Для каждого подростка, завершающего курс основной школы, должны быть созданы максимальные условия для формирования и осознания своих индивидуальных образовательных потребностей. Социально-психологической службой МБОУ «Лицей №27» была разработана система работы, способствующая формированию готовности подростков к осознанному выбору профиля обучения.

Основные направления работы:

  • Диагностическое направление.

 Задача – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучаются  характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональная  направленность.

Данные диагностических испытаний становятся темами обсуждений на педсоветах, родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультаций обучающихся и родителей.

  • Информационно-просветительское направление.

В МБОУ «Лицей 27» за это время сложился ряд традиционных мероприятий, основная задача которых - информирование учащихся и родителей о мире профессионального труда. Организованно плодотворное сотрудничество с  учреждениями начального и среднего профессионального образования. 

Наибольший интерес представляют:

  • выставка-ярмарка образовательных НПО и СПО «Выбор профессии» для выпускников 9-х классов
  • детско-родительская конференция «Твой выбор» для выпускников 9-х классов;
  • родительские собрания для родителей выпускников 9-х  классов;
  • а также открытая научно-практическая конференция учащихся старших классов;
  • индивидуальные консультации для родителей и учащихся.

Выставка-ярмарка «Выбор профессии»

Обязательными  составляющими этого мероприятия стало:

- представление образовательных учреждений начального и среднего  профессионального образования, их презентаций;

- индивидуальные и групповые консультации  представителей НПО и СПО с предоставлением необходимой информации о профессиях, дальнейшими возможностями посещения профессиональных учебных заведений (экскурсии).  

Отличительная черта мероприятия - выступления агитбригад обучающихся профессиональных учебных заведений. В выступлениях подростков звучит гордость за будущую специальность.

В этом году на  выставке ярмарке представили свои образовательные возможности семь учреждений:

Кузнецкий металлургический техникум, Новокузнецкий строительный техникум, Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания, ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности», Новокузнецкий транспортно-технологический техникум, Педагогический колледж, Новокузнецкий горнотранспортный колледж.

Это мероприятие дало возможность девятиклассникам и родителям школ района (№ 110, 29, 76, 56, 83, 99, 60, 61, 27) упорядочить и систематизировать знания об образовательно-профессиональном пространстве района, города; способствует более осознанному принятию решения о дальнейшем  образовательном маршруте.

Детско-родительская конференция «Твой выбор» предполагает работу по определению дальнейшего пути обучения подростков. Это мероприятие завершает годичную работу по профориентации и служит одновременно началом большой работы, которая совершается уже не в школе, а в семье.

Один из компонентов этой конференции - деловая игра «Твой выбор»

(автор: Ольга Барчук, психолог, НОУ «Экономическая школа-лицей», г. Москва).

 На ней родителям и подросткам предлагается выбрать профиль обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности. В процессе этой игры создаются условия для внутрисемейного обсуждения важнейшей темы для подростка – профессионального самоопределения. Основные вопросы обсуждения:

- Кто же должен делать этот выбор (профиля обучения) – сам ребенок или родители?

-  Знакомство с типами профессий и принципами ее выбора;

- Семейные традиции (наличие профессиональных династий);

- Влияние успешности обучения на профессиональный выбор;

- Изучение рейтинга востребованных профессий.

Вся эта информация заносится и родителями и подростком в «Карту приоритетов семьи». На ваш взгляд, в «Карте приоритетов семьи» отражены наиболее важные  факторы, которые  необходимо  учитывать ребенку при выборе профиля обучения.

Итогом игры становится обсуждение полученных результатов между родителями и детьми. И возможно определяется дальнейший образовательный маршрут девятиклассника, выбор профиля.

Традиционно в ходе мероприятия проводится опрос обучающихся.

На вопрос: «Удалось ли Вам получить в ходе работы актуальную профориентационную информацию?» - 96% школьников и родителей ответили положительно, 4% - сомневаются, что этого будет достаточно для выбора будущей профессии. Анкетирование показало, что 25% школьников уже после конференции определяются с выбором образовательного учреждения профессионального образования, 42% - отвечают, что находятся пока в стадии принятия решения, 33% - не могут осуществить выбор, хотя определенная информация о продолжении образования у них появилась.

Таким образом, работа, проводимая социально-психологической службой МБОУ «Лицей 27»  способствует:

  • информированности  учащихся и их родителей об образовательно-профессиональном пространстве района, города

  • становлению профессионального самоопределения учащихся  и обогащению их знаний, умений и навыков  в выборе жизненного и профессионального пути на основе целенаправленной педагогической деятельности
  • выбору возможных путей продолжения образования и профессиональной деятельности
  • более осознанному принятию решения о дальнейшем индивидуальном образовательном маршруте.

Литература

1.Бендюков М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? [Текст] / М.Бендюков, И.Соломин, М. Ткачев. – Санкт-Петербург, 2006. – С.3.

2.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. [Текст] / Е.М. Иванова. – М., 2007. – C. 92.

3.Климов Е.А. Введение в психологию труда. [Текст] /  Е.А.Климов – М., 2005. – С.15